Стиль
Впечатления В «Гараже» началась первая Триеннале российского искусства
Стиль
Впечатления В «Гараже» началась первая Триеннале российского искусства
Впечатления

В «Гараже» началась первая Триеннале российского искусства

Илья Торт из группы «33+1». «Город золотой», 2011

Илья Торт из группы «33+1». «Город золотой», 2011

10 марта в Музее современного искусства «Гараж» открылась первая Триеннале российского искусства, призванная доказать и показать, что и в регионах нашей страны есть талантливые художники.

Искусство Европы и Америки больше не считается каноном, которому должны соответствовать художники со всего мира. Теперь чем пристальнее авторы вглядываются в условия собственной жизни, размышляют о локальной культуре, обычаях и истории, тем успешнее становятся их произведения: современное искусство устало от глобализации и в поисках нового языка сместило фокус внимания от Европы и Америки к развивающимся странам, от столиц — к периферии. «Гараж» как один из передовых российских музеев, конечно, не мог проигнорировать эту тенденцию. И организовал Триеннале российского искусства — масштабный смотр работ художников из регионов.

Шестеро кураторов (редко такому числу творческих людей удается договориться о теме и методе) побывали во всех федеральных округах и нашли авторов в самых отдаленных уголках России. Один из участников триеннале, скульптор-­самоучка Юрий Дунаев, живет в вымирающем поселке на Чукотке и устанавливает там памятники из металлолома. Монумент Джеймсу Куку он сделал, сварив лопаты и снегоуборочный грейдер, а по бокам установил якоря. «Несколько наивная манера Дунаева полностью компенсируется масштабом и фактурностью скульптур и, безусловно, контекстом территории, где установлены монументы», — отмечает куратор Андрей Мизиано.

Искать художников на бескрайних российских просторах — не такое простое занятие, учитывая то, что в городах часто нет галерей и музеев современного искусства, а из профильных образовательных учреждений — только детские художественные школы. Чтобы выйти на авторов, кураторы опрашивали региональных журналистов, жителей, когда-то переехавших из небольших городов в Москву, искали стрит-арт «в полях».

Монстрация в Новосибирске, 1 мая 2016. Организатор: Артем Лоскутов

Монстрация в Новосибирске, 1 мая 2016. Организатор: Артем Лоскутов

Антон Забродин. «Ирония как ландшафт, № 2», 2015

Антон Забродин. «Ирония как ландшафт, № 2», 2015

Сергей Потеряев. Из серии «Старая Утка», 2013

Сергей Потеряев. Из серии «Старая Утка», 2013

Эскиз Ирины Кориной, 2016

Эскиз Ирины Кориной, 2016

В финале в списке триеннале оказалось 70 имен. Их работы поделены между семью тематическими «директориями», то есть разделами: художники секции «Авторские мифологии» исследуют мифы и стереотипы российского сознания и выдумывают собственные эстетические системы. В этом разделе представлен уроженец Тывы Евгений Антуфьев — создатель скульптур из дерева и янтаря, как будто пришедших из страшной тысячелетней сказки. В разделе «Верность месту» авторы рассуждают о локальном контексте: Таус Махачева, например, снимает видео о родном для нее Дагестане и шатком положении в нем культурных учреждений. «Морфология улиц» посвящена стрит-арту — часто единственной форме, в которой современное искусство существует в регионах, где площадкой для самовыражения молодых авторов становятся только стены. Работы художников из этого раздела — не только граффити, но и паблик-арт инсталляции — будут показаны в «Гараже» и на территории Парка Горького. Серия скульптур Александра Шишкина-­Хокусая «Смотрящий», например, окажется на крыше руин старого здания «Гаража».

Серия скульптур Александра Шишкина-­Хокусая «Смотрящий»
Серия скульптур Александра Шишкина-­Хокусая «Смотрящий»

Триеннале, как следует из названия, будет регулярно проходить раз в три года, но этим проект не ограничится — во имя развития современного искусства в регионах «Гараж» запустил программу резиденций для художников, начал сбор архива работ авторов из регионов и открыл сайт, на котором представлены результаты исследовательских поездок кураторов во время подготовки выставки. В поиске современного искусства и новых для столичного зрителя имен они побывали в 40 российских городах, пересекли 11 часовых поясов и проделали путь от Тихого до Северного Ледовитого океана. Результат стоит оценить в «Гараже» с 10 марта до 14 мая. Возможно, триеннале позволит нам распрощаться с устаревшей идеей, что художественная жизнь и талантливые авторы есть только в Москве.