Воображая Москву: выставка о советской архитектуре в Лондоне
![Фото: designmuseum.org](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/05/754894208232052.png)
В основу выставки легли шесть неосуществленных архитектурных проектов, в том числе авторства Эля Лисицкого, Алексея Щусева и Бориса Иофана. Создатели экспозиции попытались выяснить, как эти замыслы отражали ежедневные изменения, происходившие в жизни общества после революции.
Полномасштабные чертежи, рисунки и проекты дополнены различными артефактами того времени: плакатами, текстильными изделиями, журналами и посудой. Каждый из проектов перекликается с темами, актуальными для СССР 1920-1930-х годов: коллективизацией, городским планированием, авиацией, коммуникацией, индустриализацией, отдыхом и коммунальным жильем.
«Октябрьская революция и ее культурные последствия — это важнейший момент в истории архитектуры и дизайна. Проекты того периода до сих пор вдохновляют архитекторов, а радикальные идеи, представленные на выставке, актуальны и для современных городов. «Imagine Moscow» объединяет в себе неожиданные «фантомы» — архитектурные памятники исчезнувшего мира Советского Союза, которые сохранились, несмотря на то, что никогда не были реализованы», — говорит куратор выставки Эстер Штейерхоффер.
Одним из проектов, представленных на «Imagine Moscow», стал Дворец Советов Бориса Иофана, задуманный как символ величия советской власти и кульминация всего высотного строительства СССР. По замыслу архитектора, здание, высота которого превышала Эмпайр-Стейт-билдинг, должна была увенчать 100-метровая статуя Ленина. Дворец Советов начали возводить в 1937 году на месте взорванного Храма Христа Спасителя, однако в 1941-м стройка была приостановлена.
![Борис Иофан. Дворец Советов](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/69/754894084599698.png)
![Борис Иофан. Дворец Советов](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/61/754894084661619.jpg)
![Борис Иофан. Дворец Советов](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/94/754894084629946.jpg)
«Железное облако» Эля Лисицкого было создано, чтобы решить проблемы перенаселения и неудобства транспортной системы в столице молодого государства. Этот комплекс из восьми горизонтальных небоскребов объединял в себе офисы и жилые помещения (на верхних этажах) с трамвайными линиями и станциями метро (на нижних).
![Эль Лисицкий. «Железное облако»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/52/754894083155525.png)
![Эль Лисицкий. «Железное облако»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/16/754894083208165.jpg)
Институт библиотековедения имени Ленина на Ленинских горах стал дипломной работой архитектора-конструктивиста Ивана Леонидова. Это новаторское здание состояло из возвышающейся над стилобатом шарообразной аудитории на 4 тыс. человек, напоминающего параллелепипед вертикального книгохранилища, а также лабораторных и научных корпусов. В институте должны были располагаться планетарий и библиотека, а с Москвой комплекс связывали бы аэротрамваи.
![Иван Леонидов. Институт библиотековедения им. Ленина](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/21/754894082285210.png)
Этот проект был представлен публике в 1927 году на Первой выставке современной архитектуры в Москве и быстро приобрел мировую известность. Его печатали в архитектурных изданиях разных стран, а среди сооружений, на которые он оказал влияние, значатся центральный ансамбль Всемирной выставки в Нью-Йорке и правительственный центр в Бразилиа, возведенный Оскаром Нимейером.
Отдыху посвящен графический план «Курортной гостиницы в Мацесте» Николая Соколова. Гостиница, которая должна была располагаться на побережье Черного моря, состояла из индивидуальных капсул для отдыха и общего зала для обедов, ужинов и совместного досуга. А «Экспериментальный проект коммунального дома» Николая Ладовского стал одним из самых ранних символов советской идеи коммунального жилья. Он выполнен в форме спирали и объединяет отдельные жилые помещения в единое пространство.
![Николай Ладовский. «Экспериментальный проект коммунального дома»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/98/754894087267987.png)
Еще одним значимым проектом, представленным на выставке, стало здание Наркомтяжпрома. В середине 1930-х годов было проведено два этапа конкурса на его проектирование, и в них принимали участие Константин Мельников, братья Веснины, Иван Леонидов, Алексей Щусев и другие известные архитекторы. Здание должно было размещаться прямо напротив Мавзолея Ленина, на месте нынешнего ГУМа. Однако проект так и не был осуществлен. Отдельное пространство «Imagine Moscow» посвящено конкурсным проектам Мавзолея Ленина: здесь представлены рисунки и чертежи автора окончательной версии здания Алексея Щусева, а также других профессиональных архитекторов и любителей.
![Валентина Кулагина. «На оборону СССР», 1930](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/16/754894089517163.jpg)
![Валентина Кулагина. «Дизайн обложки для журнала «Красная нива», 1930](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/14/754894088872147.jpg)
![Густав Клуцис. «Фотомонтаж», 1924](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/53/754894088920533.jpg)
![Валентина Кулагина. «Мы строим», 1930](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/10/754894088963104.jpg)
![Эль Лисицкий. «Проун», 1922-23](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/83/754894089021838.jpg)
Выставка «Imagine Moscow: Architecture, Propaganda, Revolution» будет открыта с 15 марта до 4 июня.