Воображая Москву: выставка о советской архитектуре в Лондоне
В основу выставки легли шесть неосуществленных архитектурных проектов, в том числе авторства Эля Лисицкого, Алексея Щусева и Бориса Иофана. Создатели экспозиции попытались выяснить, как эти замыслы отражали ежедневные изменения, происходившие в жизни общества после революции.
Полномасштабные чертежи, рисунки и проекты дополнены различными артефактами того времени: плакатами, текстильными изделиями, журналами и посудой. Каждый из проектов перекликается с темами, актуальными для СССР 1920-1930-х годов: коллективизацией, городским планированием, авиацией, коммуникацией, индустриализацией, отдыхом и коммунальным жильем.
«Октябрьская революция и ее культурные последствия — это важнейший момент в истории архитектуры и дизайна. Проекты того периода до сих пор вдохновляют архитекторов, а радикальные идеи, представленные на выставке, актуальны и для современных городов. «Imagine Moscow» объединяет в себе неожиданные «фантомы» — архитектурные памятники исчезнувшего мира Советского Союза, которые сохранились, несмотря на то, что никогда не были реализованы», — говорит куратор выставки Эстер Штейерхоффер.
Одним из проектов, представленных на «Imagine Moscow», стал Дворец Советов Бориса Иофана, задуманный как символ величия советской власти и кульминация всего высотного строительства СССР. По замыслу архитектора, здание, высота которого превышала Эмпайр-Стейт-билдинг, должна была увенчать 100-метровая статуя Ленина. Дворец Советов начали возводить в 1937 году на месте взорванного Храма Христа Спасителя, однако в 1941-м стройка была приостановлена.
«Железное облако» Эля Лисицкого было создано, чтобы решить проблемы перенаселения и неудобства транспортной системы в столице молодого государства. Этот комплекс из восьми горизонтальных небоскребов объединял в себе офисы и жилые помещения (на верхних этажах) с трамвайными линиями и станциями метро (на нижних).
Институт библиотековедения имени Ленина на Ленинских горах стал дипломной работой архитектора-конструктивиста Ивана Леонидова. Это новаторское здание состояло из возвышающейся над стилобатом шарообразной аудитории на 4 тыс. человек, напоминающего параллелепипед вертикального книгохранилища, а также лабораторных и научных корпусов. В институте должны были располагаться планетарий и библиотека, а с Москвой комплекс связывали бы аэротрамваи.
Этот проект был представлен публике в 1927 году на Первой выставке современной архитектуры в Москве и быстро приобрел мировую известность. Его печатали в архитектурных изданиях разных стран, а среди сооружений, на которые он оказал влияние, значатся центральный ансамбль Всемирной выставки в Нью-Йорке и правительственный центр в Бразилиа, возведенный Оскаром Нимейером.
Отдыху посвящен графический план «Курортной гостиницы в Мацесте» Николая Соколова. Гостиница, которая должна была располагаться на побережье Черного моря, состояла из индивидуальных капсул для отдыха и общего зала для обедов, ужинов и совместного досуга. А «Экспериментальный проект коммунального дома» Николая Ладовского стал одним из самых ранних символов советской идеи коммунального жилья. Он выполнен в форме спирали и объединяет отдельные жилые помещения в единое пространство.
Еще одним значимым проектом, представленным на выставке, стало здание Наркомтяжпрома. В середине 1930-х годов было проведено два этапа конкурса на его проектирование, и в них принимали участие Константин Мельников, братья Веснины, Иван Леонидов, Алексей Щусев и другие известные архитекторы. Здание должно было размещаться прямо напротив Мавзолея Ленина, на месте нынешнего ГУМа. Однако проект так и не был осуществлен. Отдельное пространство «Imagine Moscow» посвящено конкурсным проектам Мавзолея Ленина: здесь представлены рисунки и чертежи автора окончательной версии здания Алексея Щусева, а также других профессиональных архитекторов и любителей.
Выставка «Imagine Moscow: Architecture, Propaganda, Revolution» будет открыта с 15 марта до 4 июня.