Что музеи мира показывают к столетию Октябрьской революции
![Что музеи мира показывают к столетию Октябрьской революции](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/91/754870891768915.png)
«Революционный импульс: взлет русского авангарда»
Музей современного искусства, Нью-Йорк
До 12 марта 2017 года
Экспозиция «Революционный импульс: взлет русского авангарда», открывшаяся в декабре прошлого года, стала первой мировой выставкой, посвященной 100-летию Великой октябрьской социалистической революции. Основой для нее послужило внушительное (более тысячи экспонатов) собрание произведений русского авангарда 1910–1930-х годов из собственной коллекции MoMA. Этот период запечатлел как бурный расцвет художественных экспериментов, так и победу соцреализма, окончательно утвержденного в середине 1930-х как единственно верный художественный метод. Ларионов и Гончарова, Малевич, Татлин, Экстер, Попова, Родченко, Эль Лисицкий, братья Стенберги, Чернихов, Маяковский — лишь неполный перечень художников-авангардистов, чьи работы представлены в MоMA. На выставке, в числе прочего, можно увидеть фото- и киноэксперименты Сергея Эйзенштейна.
![Александр Родченко. «Пионер - трубач», 1930](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/82/754870830344825.jpg)
![Александр Родченко. Обложка книги «Про это» Владимира Маяковского, 1923](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/72/754870830344724.jpg)
![Эль Лисицкий. «Бегун в городе», 1926](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/03/754870830345032.jpg)
![Наталья Гончарова «Лучизм, сине-зеленый лес», 1913](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/10/754870830345105.jpg)
Александр Родченко. «Пионер - трубач», 1930
Александр Родченко. Обложка книги «Про это» Владимира Маяковского, 1923
«Революция: русское искусство 1917-1932 годов»
Королевская Академия Художеств, Лондон
До 17 апреля 2017 года
«Большевик» Бориса Кустодиева, «Фантазия» Кузьмы Петрова-Водкина, «В.И. Ленин и манифестация» Исаака Бродского. В отличие от других выставок, кураторы Королевской Академии Художеств решили параллельно исследовать оба художественных и идеологических направления советского искусства: авангард и соцреализм. Авторы экспозиции вдохновлялись выставкой 1932 года, организованной арт-критиком Николаем Пуниным, на которой было представлено более 3 тыс. работ раннего советского периода. Один из залов полностью посвящен Казимиру Малевичу: здесь впервые за 85 лет удалось собрать вместе более 30 рисунков, эскизов и архитектурных проектов из музеев всего мира. «Как правило, музеи рассматривают русское искусство того периода как магистральное направление мирового современного искусства. Мы же предлагаем взгляд на русское искусство в контексте реальности, которая его сформировала», — цитирует Джона Милнера, одного из кураторов выставки, издание The Art Newspaper.
![Кузьма Петров-Водкин. «Фантазия», 1925](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/81/754870831969819.jpg)
![Исаак Бродский. «В.И.Ленин и манифестация», 1919](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/09/754870831970099.jpg)
![Борис Кустодиев. «Большевик», 1920](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/03/754870831975033.jpg)
![Неизвестный автор. Рекламный плакат «Конечно, крем-сода!», 1926](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/14/754870831970144.jpg)
![Казимир Малевич. «Динамический супрематизм», 1915 или 1916](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/56/754870831971566.jpg)
![Казимир Малевич. «Два крестьянина на фоне полей», 1930](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/71/754870831971716.jpg)
![Василий Кандинский. «Синий гребень» (фрагмент), 1917](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/83/754870831971833.jpg)
Кузьма Петров-Водкин. «Фантазия», 1925
Исаак Бродский. «В.И.Ленин и манифестация», 1919
Борис Кустодиев. «Большевик», 1920
Неизвестный автор. Рекламный плакат «Конечно, крем-сода!», 1926
Казимир Малевич. «Динамический супрематизм», 1915 или 1916
Казимир Малевич. «Два крестьянина на фоне полей», 1930
Василий Кандинский. «Синий гребень» (фрагмент), 1917
«1917. Романовы и революция. Конец Империи»
Выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам», Амстердам
До 17 сентября 2017 года
Выставка, открывшаяся в столице Нидерландов 4 февраля, рассказывает об императоре Николае II и его семье, а также об истории нашей страны начала XX века: революции 1905 года и участии России в Первой мировой войне. Основой экспозиции стали документы и личные вещи императорской семьи: письма, дневники, игрушки и рисунки царских детей, а также исторические документы и оружие периода Первой мировой и революции 1917 года. Здесь представлены и фотографии, сделанные членами царской семьи, и черно-белые снимки «историографа Петрограда» Карла Буллы, показывающие российскую столицу на рубеже веков. С помощью всех этих экспонатов посетители смогут лучше понять историю России и увидеть, как решения, принимаемые последним русским царем, сделали революцию неизбежной.
![Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/88/754870854819881.jpeg)
«Русская революция: надежда, трагедия, мифы»
Британская библиотека, Лондон
28 апреля – 29 августа 2017
Эта экспозиция в Британской библиотеке отражает, прежде всего, жизнь простых россиян накануне и во время революции. Плакаты, письма, фотографии, оружие, форменная одежда и фильмы, представленные на выставке, помогают понять, какими были последние годы царской России и как росло и ширилось революционное движение. Среди уникальных экспонатов — сувенирный альбом с изображениями коронации императора, настенные плакаты с агитационными сюжетами, нарисованными заводскими работницами, и впервые выставленное на всеобщее обозрение письмо Ленина, датированное апрелем 1902 года и подписанное псевдонимом «Якоб Рихтер». В этом письме вождь русской революции просит библиотеку Британского музея, ныне являющуюся частью Британской библиотеки, включить его в число читателей.
![Фото: Дмитрий Орлов](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/65/754870841152655.jpg)
«Пространство. Сила. Конструкция»
Фонд V-A-C, Венеция
13 мая — 25 августа 2017
Проект, приуроченный к столетию Октябрьской революции 1917 года, организован совместно с Чикагским институтом искусств и пройдет на новой площадке фонда в Венеции — в палаццо на набережной Дзаттере. Кураторы обратились к наследию раннесоветского периода искусства 1920-1930-х годов и попробовали наметить диалог между советским авангардом и современными художественными практиками. Выставочное пространство будет разделено на несколько зон: промышленное производство, театральное действо, интерьер дома, выставочный дизайн, агитационно-массовое искусство уличного праздника, военная пропаганда и пресса. Зрители увидят работы более 100 советских художников, в том числе Александра Родченко, Эля Лисицкого, Варвары Степановой. Кроме того, будут реконструированы некоторые исторические инсталляции и объекты: например, можно будет представить, как проходила историческая выставка «Общества молодых художников» (ОБМОХУ) 1921 года, где демонстрировались работы Родченко, Карла Иогансона и других. В рамках проекта Чикагский институт искусств готовит к публикации богато иллюстрированное научное издание «Revoliutsiia! Demonstratsiia! Soviet Art Put to the Test».
![Эль Лисицкий. «Проун 19Д», 1920-1921](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/48/754870850502486.jpg)
![Эль Лисицкий. «Могильщики», 1923](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/87/754870842358879.jpg)
![Александр Родченко. «Пожарная лестница». Из серии «Дом на Мясницкой улице», 1925](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/43/754870844384433.jpg)
![Александр Родченко. «Пионерка», 1930](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/15/754870844434151.jpg)
Эль Лисицкий. «Могильщики», 1923
«Некто 1917 год»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу, Москва
28 сентября 2017 — 14 января 2018
На выставке, посвященной переломному году в истории России, будет представлено 120 произведений живописи и скульптуры из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, нескольких региональных российских музеев, а также лондонской Тейт, парижского Центра Помпиду и кельнского Музея Людвига. Эти работы продемонстрируют, с какими чувствами и мыслями художники встречали и переживали то время. В экспозицию, в частности, войдут произведения, воспевающие крестьянство как носителя национального идеала и провозглашающие творческое преображение мира. Особого внимания заслуживает фигуративная и беспредметная живопись главных русских художников начала XX века: от Малевича и Петрова-Водкина до Кандинского и Серебряковой.
![Зинаида Серебрякова. «Беление холста», 1917](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/64/754870879564645.jpg)
![Борис Григорьев. «Старуха-молочница. Из цикла «Расея», 1917](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/45/754870879567454.jpg)
![Василий Кандинский. «Смутное», 1917](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/76/754870879564763.jpg)
![Борис Кустодиев. «Большевик», 1920](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/00/754870879565000.jpg)
![Павел Кузнецов. «Натюрморт с зеркалом», 1917](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/00/754870879567006.jpg)
![Михаил Нестеров. «Философы», 1917](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/78/754870879566788.jpg)
Зинаида Серебрякова. «Беление холста», 1917
Борис Григорьев. «Старуха-молочница. Из цикла «Расея», 1917
Василий Кандинский. «Смутное», 1917
Борис Кустодиев. «Большевик», 1920
Павел Кузнецов. «Натюрморт с зеркалом», 1917
Михаил Нестеров. «Философы», 1917
«Красная звезда над Россией»
Тейт Модерн, Лондон
8 ноября 2017 — 18 февраля 2018
Выставка в Тейт Модерн охватит период с Декабрьского восстания в Москве 1905 года до смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Основную часть работ возьмут из коллекции британского графического дизайнера и специалиста по советскому искусству Дэвида Кинга, включающей в себя более 250 тыс. фотографий, плакатов и газет.
![Нина Ватолина. «Фашизм — злейший враг женщин», 1941](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/51/754870855919510.jpg)