Что музеи мира показывают к столетию Октябрьской революции
«Революционный импульс: взлет русского авангарда»
Музей современного искусства, Нью-Йорк
До 12 марта 2017 года
Экспозиция «Революционный импульс: взлет русского авангарда», открывшаяся в декабре прошлого года, стала первой мировой выставкой, посвященной 100-летию Великой октябрьской социалистической революции. Основой для нее послужило внушительное (более тысячи экспонатов) собрание произведений русского авангарда 1910–1930-х годов из собственной коллекции MoMA. Этот период запечатлел как бурный расцвет художественных экспериментов, так и победу соцреализма, окончательно утвержденного в середине 1930-х как единственно верный художественный метод. Ларионов и Гончарова, Малевич, Татлин, Экстер, Попова, Родченко, Эль Лисицкий, братья Стенберги, Чернихов, Маяковский — лишь неполный перечень художников-авангардистов, чьи работы представлены в MоMA. На выставке, в числе прочего, можно увидеть фото- и киноэксперименты Сергея Эйзенштейна.
Александр Родченко. «Пионер - трубач», 1930
Александр Родченко. Обложка книги «Про это» Владимира Маяковского, 1923
«Революция: русское искусство 1917-1932 годов»
Королевская Академия Художеств, Лондон
До 17 апреля 2017 года
«Большевик» Бориса Кустодиева, «Фантазия» Кузьмы Петрова-Водкина, «В.И. Ленин и манифестация» Исаака Бродского. В отличие от других выставок, кураторы Королевской Академии Художеств решили параллельно исследовать оба художественных и идеологических направления советского искусства: авангард и соцреализм. Авторы экспозиции вдохновлялись выставкой 1932 года, организованной арт-критиком Николаем Пуниным, на которой было представлено более 3 тыс. работ раннего советского периода. Один из залов полностью посвящен Казимиру Малевичу: здесь впервые за 85 лет удалось собрать вместе более 30 рисунков, эскизов и архитектурных проектов из музеев всего мира. «Как правило, музеи рассматривают русское искусство того периода как магистральное направление мирового современного искусства. Мы же предлагаем взгляд на русское искусство в контексте реальности, которая его сформировала», — цитирует Джона Милнера, одного из кураторов выставки, издание The Art Newspaper.
Кузьма Петров-Водкин. «Фантазия», 1925
Исаак Бродский. «В.И.Ленин и манифестация», 1919
Борис Кустодиев. «Большевик», 1920
Неизвестный автор. Рекламный плакат «Конечно, крем-сода!», 1926
Казимир Малевич. «Динамический супрематизм», 1915 или 1916
Казимир Малевич. «Два крестьянина на фоне полей», 1930
Василий Кандинский. «Синий гребень» (фрагмент), 1917
«1917. Романовы и революция. Конец Империи»
Выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам», Амстердам
До 17 сентября 2017 года
Выставка, открывшаяся в столице Нидерландов 4 февраля, рассказывает об императоре Николае II и его семье, а также об истории нашей страны начала XX века: революции 1905 года и участии России в Первой мировой войне. Основой экспозиции стали документы и личные вещи императорской семьи: письма, дневники, игрушки и рисунки царских детей, а также исторические документы и оружие периода Первой мировой и революции 1917 года. Здесь представлены и фотографии, сделанные членами царской семьи, и черно-белые снимки «историографа Петрограда» Карла Буллы, показывающие российскую столицу на рубеже веков. С помощью всех этих экспонатов посетители смогут лучше понять историю России и увидеть, как решения, принимаемые последним русским царем, сделали революцию неизбежной.
«Русская революция: надежда, трагедия, мифы»
Британская библиотека, Лондон
28 апреля – 29 августа 2017
Эта экспозиция в Британской библиотеке отражает, прежде всего, жизнь простых россиян накануне и во время революции. Плакаты, письма, фотографии, оружие, форменная одежда и фильмы, представленные на выставке, помогают понять, какими были последние годы царской России и как росло и ширилось революционное движение. Среди уникальных экспонатов — сувенирный альбом с изображениями коронации императора, настенные плакаты с агитационными сюжетами, нарисованными заводскими работницами, и впервые выставленное на всеобщее обозрение письмо Ленина, датированное апрелем 1902 года и подписанное псевдонимом «Якоб Рихтер». В этом письме вождь русской революции просит библиотеку Британского музея, ныне являющуюся частью Британской библиотеки, включить его в число читателей.
«Пространство. Сила. Конструкция»
Фонд V-A-C, Венеция
13 мая — 25 августа 2017
Проект, приуроченный к столетию Октябрьской революции 1917 года, организован совместно с Чикагским институтом искусств и пройдет на новой площадке фонда в Венеции — в палаццо на набережной Дзаттере. Кураторы обратились к наследию раннесоветского периода искусства 1920-1930-х годов и попробовали наметить диалог между советским авангардом и современными художественными практиками. Выставочное пространство будет разделено на несколько зон: промышленное производство, театральное действо, интерьер дома, выставочный дизайн, агитационно-массовое искусство уличного праздника, военная пропаганда и пресса. Зрители увидят работы более 100 советских художников, в том числе Александра Родченко, Эля Лисицкого, Варвары Степановой. Кроме того, будут реконструированы некоторые исторические инсталляции и объекты: например, можно будет представить, как проходила историческая выставка «Общества молодых художников» (ОБМОХУ) 1921 года, где демонстрировались работы Родченко, Карла Иогансона и других. В рамках проекта Чикагский институт искусств готовит к публикации богато иллюстрированное научное издание «Revoliutsiia! Demonstratsiia! Soviet Art Put to the Test».
Эль Лисицкий. «Могильщики», 1923
«Некто 1917 год»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу, Москва
28 сентября 2017 — 14 января 2018
На выставке, посвященной переломному году в истории России, будет представлено 120 произведений живописи и скульптуры из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, нескольких региональных российских музеев, а также лондонской Тейт, парижского Центра Помпиду и кельнского Музея Людвига. Эти работы продемонстрируют, с какими чувствами и мыслями художники встречали и переживали то время. В экспозицию, в частности, войдут произведения, воспевающие крестьянство как носителя национального идеала и провозглашающие творческое преображение мира. Особого внимания заслуживает фигуративная и беспредметная живопись главных русских художников начала XX века: от Малевича и Петрова-Водкина до Кандинского и Серебряковой.
Зинаида Серебрякова. «Беление холста», 1917
Борис Григорьев. «Старуха-молочница. Из цикла «Расея», 1917
Василий Кандинский. «Смутное», 1917
Борис Кустодиев. «Большевик», 1920
Павел Кузнецов. «Натюрморт с зеркалом», 1917
Михаил Нестеров. «Философы», 1917
«Красная звезда над Россией»
Тейт Модерн, Лондон
8 ноября 2017 — 18 февраля 2018
Выставка в Тейт Модерн охватит период с Декабрьского восстания в Москве 1905 года до смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Основную часть работ возьмут из коллекции британского графического дизайнера и специалиста по советскому искусству Дэвида Кинга, включающей в себя более 250 тыс. фотографий, плакатов и газет.