«Очень плохие мамочки»: все о женщинах и массовом кино
«Как мне надоело быть хорошей матерью! — не выдерживает замотанная неблагодарной работой, инфантильным мужем, секциями детей по китайскому и бейсболу и придирками президентши родительского комитета Эми (Мила Кунис). — Решено, буду плохой», — как будто переход из «хороших» в «плохих» происходит за минуту нажатием кнопки. Эми быстро находит сообщниц — положительную мать четверых Кики (Кристин Белл) и распутную пьянчугу Карлу (из-за одной Кэтрин Хан этот фильм и стоит смотреть), которая между перспективой ходить на спортивные матчи единственного сына и посиделками в баре всегда выберет второе.
В том, что в Голливуде любят иногда взять самое невинное занятие и приставить к нему слово bad, нет ничего нового — вспомните «Плохого Санту», который в свое время прошел так удачно, что в конце года нас ждет вторая часть, или «Плохую училку», где Кэмерон Диас сыграла одну из своих лучших ролей. При правильном позиционировании комедии с рейтингом «от 17 лет», где дед-морозы и преподавательницы пьют и занимаются сексом с кем попало, идут в прокате прекрасно именно потому, что зрителям становится скучно смотреть одни и те же фильмы для всей семьи. Кроме того, в самом названии есть противоречие, а столкновение крайностей — идеальная среда для комедии.
Консерваторы ругают фильм за мат и надругательство над семейными ценностями, а в России, где женщина все-таки никогда не считалась, в отличие от Америки, меньшинством наравне с чернокожими и геями, возмущаются откровенной рекламной кампанией. С одной стороны, цель достигнута — фильм обсуждают еще до его выхода в прокат. С другой — сами дискуссии на тему фильма демонстрируют, что у массового кино сложная история показа женщин на экране вообще. Отсюда и невозможность угодить всем.
Сейчас, когда выходят по две комедии с Мелиссой Маккарти в год, сложно представить, что всего пять лет назад с женщинами на экране были проблемы. В нулевых в прокате провалились два громких фильма про супергероинь — «Электра» и «Женщина-кошка» — и Голливуд перестал даже пытаться снимать высокобюджетные фильмы, в которых девушки спасают мир в качестве главной героини — только в роли подруги главного героя-мужчины. Всего пять лет назад режиссер Пол Фейг своим «Девичником в Вегасе» доказал, что женские комедии, которые до этого снимали раз в пятилетку, могут быть и кассовыми («Девичник» собрал в мировом прокате $288 млн при бюджете всего $32 млн), и качественными (кино получило две номинации на «Оскар» — за сценарий и роль второго плана той же Мелиссы Маккарти). За эти годы, впечатленные успехом «Девичника в Вегасе», студии наводнили кинотеатры женскими комедиями. «Другая женщина» в 2014-м собрала под $200 млн, в прошлом году «Шпион» заработал $235 млн, а «Девушка без комплексов» — $140 млн. «Очень плохие мамочки», чей бюджет составляет очень скромные $20 млн, за месяц проката собрали уже $112 млн, еще до выхода в некоторых странах, в том числе в России.
Комедии о женщинах, где талантливые комедиантки не хотят играть пошлых подруг супергероев, еще довольно свежее явление, поэтому вызывают столько споров. Но цифры показывают, что жанр идет прекрасно, и часто это единственная альтернатива «мужским» блокбастерам, которые составляют большую часть предложений в кино. Наоборот, сейчас, несмотря на то, что «женских» фильмов становится все больше, дискуссия вокруг «Плохих мамочек» говорит о том, что их по-прежнему ничтожно мало — по сценариям, написанным мужчинами или женщинами, о проблемах современной матери, которая перегружена обязанностями, или, наоборот, одинокой девушки, которая этим матерям завидует. Пока авторы комедий о женщинах предлагают только один ход, который нравится не всем — чтобы быть смешной на экране, женщина должна забыть о своей «женственности» и начать себя вести как пьяный мужик в баре для дальнобойщиков (что Мила Кунис с компанией самозабвенно и проделывает в «Очень плохих мамочках»). Но в данном случае все спасают удачные диалоги:
— Ты хорошая мать. Ты кормишь своих детей салатами. Помнишь, когда у них дни рождения! И ждешь, когда они заснут, чтобы обкуриться!
— Карла, все матери так делают, не только хорошие.
Такие диалоги и отличают смешные комедии от несмешных. В свое время Голди Хоун сказала в редкой «женской» комедии 1990-х «Клуб первых жен»: «В Голливуде у женщины три возраста: телка, окружной прокурор и "шофер мисс Дэйзи"». Со временем Джуди Денч, Мэрил Стрип, Хелен Миррен и другие актрисы доказали, что шутка Хоун устарела. Теперь пора перестать зацикливаться на возрасте и дать женщинам вести себя на экране так, как они это делают в жизни — то есть, сначала ждут, когда уснут дети, потом посиделки с косяком, а не наоборот.