10 главных фильмов 38-го Московского кинофестиваля
Кадр из фильма открытия «КЕ-ДЫ»
«КЕ-ДЫ»
Режиссер: Сергей Соловьев
Фильм открытия, не участвует в конкурсной программе
«КЕ-ДЫ» — экранизация рассказа Андрея Геласимова «Paradise found», осуществленная классиком российского кино Сергеем Соловьевым. К работе над черно-белой молодежной драмой режиссер привлек молодых актеров Николая Суслова и Аглаю Шиловскую, а также рэп-исполнителя Василия Вакуленко, известного под псевдонимом Баста. По сюжету фильма молодой человек Саша по прозвищу «Джаггер» решает потратить свои скромные сбережения на модные кеды — и это накануне призыва в армию. Случайным образом кеды приводят его к девушке Амире, с которой он проводит ночь. Наутро выясняется, что у девушки есть 9-летний сын Митя. Мальчик страдает аутизмом, и Амира просит Джаггера помочь ей отвезти ребенка в детский дом.
«Монах и бес»
Режиссер: Николай Досталь
Основной конкурс
В основную программу ММКФ в этом году вошла одна картина российского режиссера — фантастическая комедия «Монах и бес» Николая Досталя. Действие фильма разворачивается в XIX веке. В основе сюжета — история монаха Ивана Семеновича, появившегося в мужском монастыре. Вместе с ним в обитель проникает бес в облике человека, который все время искушает Ивана. Съемки ленты проходили в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях, а также в Крыму и иорданской Петре.
«Козни»
Режиссер: Давид Гриеко
Основной конкурс
Итальянский режиссер Давид Гриеко везет на ММКФ фильм «Козни» — свою версию убийства Пьера Паоло Пазолини, которое продолжает оставаться одной из самых больших, и по-прежнему нераскрытых тайн Италии XX века. Лето 1975 года Пазолини провел за монтажом своего самого скандального фильма «Сало, или 120 дней Содома», и в то же время заканчивал работу над книгой, в которой излагал новые факты о загадочной гибели главы нефтегазовой компании. Тогда же режиссера часто видели с Пино Пелози, молодым человеком из рабочих районов Рима, который впоследствии был обвинен в его убийстве. Тело Пазолини было найдено 2 ноября 1975 года в Остии. У режиссера было переломано 10 ребер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. Автор фильма «Козни» Давид Гриеко работал ассистентом Пазолини и был в курсе многих подробностей его жизни.
«Дочь»
Режиссер: Реза Миркарими
Основной конкурс
«Дочь» — драма иранского режиссера Резы Миркарими, который в 2008 году уже получал главный приз ММКФ за фильм «Проще простого». Как и в предыдущих работах, Миркарими исследует повседневную жизнь традиционной иранской семьи. Только на этот раз в центре повествования оказывается юная Сетарех.
Девушка ломает устои, когда заявляет своему авторитарному отцу, что вместо празднования помолвки младшей сестры летит в Тегеран провожать лучшую подругу, навсегда покидающую страну. Картины Миркарими трижды выдвигались на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но пока победить режиссеру так и не удалось.
Кадр из фильма «Дочь»
«Тони Эрдманн»
Режиссер: Марен Адэ
Программа «8 ½ фильмов»
В рамках программы «8 ½ фильмов» пройдет всего один показ нашумевшей драмы немки Марен Адэ «Тони Эрдманн». Картина считалась одним из фаворитов основного конкурса Каннского кинофестиваля, но, к удивлению многих, осталась без наград.
«Тони Эрдманн» — семейная история, действие которой разворачивается в Бухаресте, где живет и работает главная героиня ленты — успешный консультант из Германии. Жизнь женщины резко меняется, когда к ней из родного Ахена приезжает престарелый отец, отличающийся эксцентричным поведением. Во время показа в Каннах фильм несколько раз прерывался всеобщими аплодисментами. «Людям очень понравилась человечность этого фильма и вовлеченность героев в само действие, — отметил канадский кинокритик Джейсон Горбер. — Никто не думал, что трехчасовая немецкая комедия могла так сработать — фильм легкий и одновременно драматичный».
Кадр из фильма «Тони Эрдманн»
«На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия»
Режиссер: Марко дель Фьоль
Конкурс документального кино
Известная как «бабушка перформансов» Марина Абрамович, в этом году празднующая свое 70-летие, стала героиней документального фильма бразильца Марко дель Фьоля. Картина «На перепутье» — история путешествия Абрамович по Бразилии. Сербская художница несколько раз посещала страну с 2012 по 2015 год и проехала по ней 6 тыс. км. Известная акционистка исследовала местные священные ритуалы и духовные практики, встречалась с целителями и участвовала в шаманских ритуалах. Как и в своем искусстве, Абрамович задавалась вопросами отношений между художником и аудиторией, а также испытывала возможности человеческого тела.
«Пожар на море»
Режиссер: Джанфранко Рози
Программа «Европейская эйфория: между раем и адом»
Фильм Джанфранко Рози «Пожар на море» получил главный приз прошедшего Берлинского кинофестиваля. Документальная картина рассказывает об острове Лампедуза близ Сицилии, главном перевалочном пункте ливийских беженцев на пути в Европу, который для многих из них остается последней надеждой на новую жизнь. Представляя фильм в Берлине, Рози говорил, что хотел привлечь внимание к «трагедии, возможно, величайшей в мировой истории после холокоста».
«Гений»
Режиссер: Майкл Грандадж
Программа «Специальные показы»
Премьера «Гения» состоялась в феврале на Берлинском кинофестивале, а сама лента тогда вошла в основную программу смотра. Картина стала режиссерским дебютом актера Майкла Грандаджа, а на главные роли он пригласил Колина Ферта, Джуда Лоу и Николь Кидман. «Гений» — история взаимоотношений издателя Максвелла Перкинса и писателя Томаса Вулфа. Перкинс был известен на всю Америку как лучший литературный редактор. Именно он открыл миру Хемингуэя и Фицджеральда. Картина повествует о непростых отношениях Перкинса с Вулдом, которого Фолкнер называл крупнейшим писателем своего поколения.
«Бесконечная поэзия»
Режиссер: Алехандро Ходоровски
Программа «Фильмы, которых здесь нет»
Знаменитый чилийский режиссер Алехандро Ходоровски снял фильм о самом себе. Вернее, о своем отрочестве. Действие автобиографической ленты происходит на рубеже 40-х и 50-х годов, когда молодой человек, только что приехавший из провинции в Сантьяго, решает стать поэтом. Счастливой волею судьбы он оказался в самом центре богемного мира. Здесь он знакомится с никому не известными молодыми поэтами, которые всего через несколько лет станут легендой латиноамериканской литературы.
Кадр из фильма «Бесконечная поэзия»
«Куда бы еще вторгнуться»
Режиссер: Майкл Мур
Программа «Свободная мысль. Программа документального кино»
«Куда бы еще вторгнуться» — одна из самых скандальных работ нынешнего ММКФ. Ее режиссер Майкл Мур представил осенью 2015 года после шестилетнего перерыва. Картина рассказывает об агрессивной внешней политике США. «Есть какая-то постоянная потребность иметь врага рядом. Это необходимо, чтобы поддерживать в рабочем состоянии весь военно-промышленный комплекс и компании, которые делают на этом огромные деньги», — отметил Мур. Во время съемок режиссер проехал по Европе с камерой и американским флагом. Он побывал в норвежских тюрьмах и возглавляемых женщинами исландских банках, узнал о пособиях работающих по найму в Италии и системах здравоохранения, чтобы привезти самые прогрессивные идеи на свою родину.