Стиль
Впечатления Итоги Канн-2016: независимо от призов, победили женщины
Впечатления

Итоги Канн-2016: независимо от призов, победили женщины

Актер Алекс Брендемюль, актриса Марион Котийяр и режиссер Николь Гарсия
Актер Алекс Брендемюль, актриса Марион Котийяр и режиссер Николь Гарсия
В этом году на Каннском кинофестивале все отмечали неровность конкурсной программы и желание многих режиссеров выйти за рамки традиционно понимаемого определения «артхаус». Но все сошлись в одном: это был фестиваль, посвященный сильным женщинам.

В общем, Каннский фестиваль никогда нельзя было обвинить в игнорировании женщин-кинематографистов. Франция и шире — Европа — не Голливуд, где в основном выпускают блокбастеры с главным героем-мужчиной, а женщины сводятся к роли преданной подружки, которую нужно спасать. В конце концов, Канны вручили «Золотую пальмовую ветвь» Джейн Кэмпион за «Пианино» еще в 1993-м году. Но тема дискриминации женщин именно в киноиндустрии поднималась на фестивале в последние годы. На прошлых фестивалях актрисы от Сальмы Хайек до Фрэнсис Макдорманд жаловались на сексизм, более низкую оплату и эйджизм в основном американского кино, а прошлогодний инцидент, когда на красную дорожку охрана не хотела пускать женщин в туфлях без каблуков, был расценен как проявление дискриминации — к тому же выяснилось, что у одной из женщин болели ноги.

В этом году женщины отомстили, причем на самом высоком уровне — задействовав ту самую голливудскую звезду, добившуюся успеха в той самой сексистской среде — Джулию Робертс. Актриса демонстративно поднялась по ступеням дворца фестивалей босиком, и можете себе представить охранника, который бы ей помешал?

Джулия Робертс
Джулия Робертс

Впрочем, это околокинематографические нюансы. Еще до начала фестиваля было ясно, что у Канн нет проблем с женщинами. И в конкурсе, и вне его были заявлены фильмы Джоди Фостер, с которой у Канн отдельная история отношений (актриса 40 лет назад была звездой фестиваля с фильмом «Таксист», получившим в 1976-м здесь главную награду — «Золотую пальмовую ветвь»), Андреа Арнольд и Николь Гарсии.

С самого начала, например, стало понятно, что королевой Канн станет Кристен Стюарт, та самая, которую каждый зритель старше тридцати вспоминал с проклятиями после «Сумерек» и «Белоснежки и охотника». Всего за пару лет Стюарт превратилась в серьезную актрису, у которой на этом фестивале было сразу два фильма — «Светская жизнь» Вуди Аллена и «Персональный покупатель» Оливье Ассайаса. Последний был освистан (и, судя по рецензиям, зря), но даже ругавшие фильм признали способность Стюарт два часа в одиночку держать зал в напряжении.

То есть, пока остальные актрисы идут в своей карьере от скромных фильмов к блокбастерам, Стюарт смело пошла в противоположном направлении, использовав заработанную в ранней молодости славу с толком и снимаясь во все более стоящих картинах.

Николь Гарсия сняла «Каменную болезнь», где героиня Марион Котийяр в середине прошлого века скорее мечтает об идее идеальной любви, чем о настоящем партнере, а Андреа Арнольд показала в «Американской милашке» свободу, открывающуюся перед девочкой-подростком.

Актер Луи Гаррель, режиссер Николь Гарсия, актриса Марион Котийяр и актер Алекс Брендемюль
Актер Луи Гаррель, режиссер Николь Гарсия, актриса Марион Котийяр и актер Алекс Брендемюль

У братьев Дарденнов в «Незнакомке» актриса Адель Энель играет врача, которая практически переквалифицируется в детектива, расследующего смерть пациентки. Музыкальная критикесса Соня Брага в одиночку борется в бразильском «Водолее» с пытающимися выжить ее из собственного дома жадными застройщиками. Ироничный псевдо-трэш «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна населяют модели-каннибалки, не менее хулиганскую для артхауса «Госпожу» Пак Чхан-ука  — воровки-лесбиянки. Главная героиня показанного в самом конце фестиваля фильма «Она» — жертву изнасилования в ленте Пола Верхувена сыграла 63-летняя Изабель Юппер — вполне могла быть сочинена Педро Альмодоваром в начале 90-х. Сам постаревший Альмодовар снял же вполне спокойную семейную драму, естественно, о женщинах. И так далее.

Даже исключение в фестивальной программе — рассказывающий о водителе-поэте (Адам Драйвер) фильм Джима Джармуша «Патерсон» — исключение, подтверждающее правило. Мужчины становятся пассивными мечтателями (неслучайно получивший «Золотую пальмовую ветвь» фильм Кена Лоуча «Я, Дэниел Блейк» — кино о беспомощном, потерявшем работу плотнике), женщины же правят миром.