Стиль
Впечатления В «Ночь музеев» труппа театра Alterum станцует брейк на «Винзаводе»
Стиль
Впечатления В «Ночь музеев» труппа театра Alterum станцует брейк на «Винзаводе»
Впечатления

В «Ночь музеев» труппа театра Alterum станцует брейк на «Винзаводе»

Фото: winzavod.ru;Театр Альтерум
Когда много лет назад Алексей Чернов начинал танцевать популярный в то время брейк на Старом Арбате в Москве, ему вряд ли могло прийти в голову, что в будущем его выступления, затаив дыхание, будут смотреть не только в России, но и в Арабских Эмиратах.

Странные изломанные фигуры на сцене, женщина в образе вороны, человек с чемоданчиком, будто командированный в прошлое, музыка, которая кажется почти космической, — все это спектакль театра Alterum «Зеркало для души», который весь состоит из полунамеков и полужестов. Сами актеры при этом не произносят ни звука.

Свой путь в театральное искусство Чернов начал с уличных представлений на Арбате вместе с группой Da Boogie Crew. Зажигательный брейк, который они танцевали на московских улицах, попал в ротацию «MTV Россия», танцовщиков стали даже узнавать, но эта слава была быстротечной. Спустя годы работы как танцовщик и постановщик Чернов основал театр Alterum (с латинского языка переводится как «Иной»), в котором объединил современный танец с хореографией и пантомимой.

Худрук «невербального театра» рассказывает, что в их спектаклях нет никакого либретто, каждый понимает смысл незамысловатого сюжета сам для себя. Человек, случайно обнаружив на чердаке старое письмо, попадает в свое прошлое и встречается там сам с собой, с людьми, которых он когда-то любил, ненавидел и которых навсегда покинул.

Марионетки и кабуки

Действие на сцене разворачивается стремительно: артисты сменяют друг друга как тени, то пластично двигаясь вокруг главного героя, словно надоевшие воспоминания, то внезапно пропадая и вновь появляясь. Жестами и танцами, похожими и на брейк-данс, и на современный балет одновременно, герои застывают в причудливых позах, как персонажи фантастических фильмов. В спектакле играют всего шесть человек, но кажется, что гораздо больше — исчезая за сценой, они мгновенно преображаются, и вот уже девушка, только что игравшая Пьеро, выглядит вороной, а молодой человек с лицом клоуна превращается в огородное пугало. Артисты как бы сопровождают героя по лабиринтам его памяти, а их движения пугают и завораживают. И выглядит это не как актерская игра традиционного театра, а как гармоничная смесь театра марионеток с персонажами японского театра кабуки. Публика замирает и как будто не знает, в каком месте нужно аплодировать — действие, которое на самом деле продолжается чуть больше часа, кажется непрерывным.

Мрачный дебют

После участия во многих фестивалях уличных театров в России и выступлений в Германии в мае театр провел первые полноценные гастроли за рубежом в космополитичном Дубае — три дня спектакль «Зеркало для души» шел в театральном комплексе Madinat Jumeirah.

«Таких вещей из России не хватает, поэтому за рубежом знают в основном только Большой театр», — говорит организатор гастролей театра в Арабских Эмиратах Владимир Бурдун, сравнивая Alterum с самим Cirque du Soleil.

Однако, в отличие от циркового представления, завораживающую, но мрачноватую атмосферу спектакля выдерживают далеко не все — часть зрителей с маленькими детьми, которые пришли на гастроли театра в Дубае, покинули зал. «Мама, мне страшно», — слышался детский голос на английском языке. Спектакль действительно не сказка для самых маленьких, а скорее притча для взрослых. После спектакля в Эмиратах местная англоязычная газета Gulf News назвала спектакль «абсурдом в стиле Камю». «Зритель должен вложить и часть собственной души в происходящее, а это означает поставить себя на место главного героя и попытаться по-своему понять содержание спектакля, где письмо — главный ключ к происходящему на сцене», — написал арабский критик. «Может, мы обидели кого-то зря», — вспоминает строки из детской песенки Чернов. Спектакль для него — это и личные переживания.

Кто-то из российских зрителей после спектакля вспоминает фантасмагорический советский фильм о ядерной катастрофе «Письма мертвого человека», кто-то — персонажей фильма «Кин-дза-дза». В одном из героев спектакля любители кино даже узнают маску бэтменовского героя Джокера в исполнении покойного актера Хита Леджера. Сам же Чернов рад любым интерпретациям своего спектакля. «Моя цель — подтолкнуть людей к каким-то эмоциям, а тут они уже сами могут расшифровать содержание», — говорит он. Чернов хочет использовать Дубай как постоянную площадку для продвижения театра в других странах Персидского залива и тоже проводит в пример Cirque du Soleil. «Дубай — отличное место для завоевания мира. Они тоже начинали с Лас-Вегаса».


Александр Братерский

 


Театр
Театр «Альтерум» — «Зеркало для души»
«Ночь музеев»
Центр современного искусства «Винзавод»
17 мая, 18:00
winzavod.ru