От символа новой России к междусобойчику: что стало с премией «Инновация»
Что произошло
|
Член экспертного совета Анна Толстова выдвинула на номинацию «Произведение визуального искусства» работу Петра Павленского «Угроза». Оргкомитет премии в лице директора ГЦСИ Михаила Миндлина объявил, что произведение это с номинации снимается. В знак протеста Анна Толстова и еще трое ее коллег экспертный совет покинули. Оставшиеся 9 экспертов согласились продолжить работу и судить другие номинации только при том условии, если главное произведение визуального искусства в этому году выбирать вовсе не будут. |
Что не так с Павленским
|
Собственно, «Угроза»: в ночь на 9 ноября художник-акционист Петр Павленский поджег двери здания ФСБ на Лубянке, взял в руки канистру и стал ждать появления полиции. Павленского арестовали, сначала обвинили в хулиганстве, затем — в вандализме, потом переквалифицировали дело на «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей», и теперь до 5 мая он находится под арестом. |
Петр Павленский под арестом (Сергей Бобылев/ТАСС)
|
Вопроса о том, искусство или нет акция Павленского, в профессиональном сообществе не звучало, ведь смысл содеянного объяснил сам автор: «Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым». |
|
|
Произведения на грани политических провокаций Павленский создавал и раньше. В 2013 году он сделал «Фиксацию» — прибил мошонку к Красной площади и с помощью визуального образа голого тела, «зафиксированного» на брусчатке рядом с Кремлем показал политическую индифферентность, апатию и фатализм современного российского общества. Раньше в том же году обнаженный и обернутый в колючую проволоку Павленский лежал перед Законодательным собранием Петербурга. «Колючка», впивающаяся в тело, стала для него символом государственных репрессий и античеловеческих законов. Другая его акция, связанная с болью — «Шов» — в 2012 году художник зашил себе рот, чтобы показать силу цензуры в стране. |
«Колючка» (ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Сергей Ермохин)
Министры и акционисты
|
«Инновация» этого года — не первая, когда организаторы премии исключают номинантов. В 2011 году они попытались вычеркнуть из списка претендентов на награду группу «Война» с акцией «Х.й в плену у ФСБ!» (нарисованный член на Литейном мосту в Петербурге напротив здания ФСБ). Тогда взбунтовалось жюри (не экспертный совет), работу вернули и присудили ей премию в номинации «Произведение визуального искусства». Дискуссия вырвалась за пределы арт-сообщества: Общественная палата потребовала за это отправить в отставку министра культуры Александра Авдеева. Тот ответил, что Министерство не является цензурным органом, запрещающим профессиональному жюри высказывать свою точку зрения. «Мы не хотели бы повторять печальный опыт отношения власти и современного искусства, которым был отмечен период правления Никиты Хрущева», — добавил он. |
Александр Авдеев (ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов)
|
Владимир Мединский по поводу «Угрозы» не высказывался, но в 2013 на вопросы журналистов о том, как он относится к работе «Фиксация» сказал «Приходите в музей истории медицины и психиатрии. Там спрашивайте про Павленского». |
|
История
|
В начале существования премии напряжения между сообществом и Минкультом не было. Инновацию учредили в 2005 году, тогда же прошла Первая московская биеннале современного искусства, которая впервые с размахом показала в России достижения мирового художественного процесса. По словам арт-критика Екатерины Деготь, середина 2000-х — это время, когда страна поднималась с колен, побеждала в футбольных матчах, принимала решение не эмигрировать и нуждалась в новом символе своей цивилизованности. Им как раз и должно было стать современное искусство. Учреждение государственной премии в этой области показало всему миру, что Россия — самая настоящая западная страна: прогрессивная, демократическая и со ставкой на плюрализм. Вскоре началось и обсуждение нового здания ГЦСИ — большой музей современного искусства тоже должен был работать на эту идею. |
Проект нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) авторов М. Миндлина,
А. Нагавицына, М. Хазанова. Вид с Бауманской улицы (ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба ГЦСИ)
|
С тех пор министр культуры успел назвать современное искусство «грудой кирпичей», а строительство нового здания ГЦСИ заморозили (правда, после этого был проведен еще один конкурс, по результатам которого был отобран проект нового здания на Ходынском поле, где уже заложен первый камень). Но в крупнейших уже существующих культурных институциях сейчас работа кипит: одна за одной идут выставки соцреализма. Россия ищет свой путь отдельно от Запада, современное искусство со всеми его демократическими ценностями оказывается не в чести, а «Инновация» как символ цивилизованности и прогрессивности — не нужна. О том, что премия превратилась теперь во всего лишь междусобойчик для арт-тусовки ярко говорит выставка, которая до 29 мая открыта в ГЦСИ. |
|
Выставка
|
На экспозиции почти нет произведений искусства. Все номинации, кроме «Новой генерации», где все-таки показывают работы Полины Канис, Евгения Гранильщикова, Аслана Гайсумова и Леонида Цхэ, представлены в виде стендов с документацией проектов. Чтобы понять, какими были выставки, представленные как лучший кураторский или региональный проект, надо изучить на их стендах ворох бумаги — текстов кураторов, статистических данных, фотографий, фиксирующих процесс. У каких-то проектов, правда, есть видео, но на них в основном интервью создателей — то есть те же тексты, но в другой форме. Создавая визуально непривлекательную экспозицию, в которой нет ярких образов, а вместо них — куча документов, интересных и понятных только профессионалам, организаторы «Инновации» дают понять — теперь современное искусство и все с ним связанное — ни символ прогрессивной страны, а тусовка для своих, никому больше не интересная и не нужная. |