Стиль
Здоровье Как поведение человека зависит от генетики
Стиль
Здоровье Как поведение человека зависит от генетики
Здоровье

Как поведение человека зависит от генетики

Кадр из фильма «Отрочество»
Кадр из фильма «Отрочество»
Что больше влияет на характер человека: генетика или среда, в которой он вырос? Фантасты, а теперь и ученые все чаще склоняются к первому варианту. Однако не все так однозначно

В конце августа журнал Nature Neuroscience опубликовал крупнейшее исследование о связи генетики и поведения человека, в том числе о природе антисоциальных поступков, употребления алкоголя и опиоидов. 26 ученым из США и Нидерландов удалось проанализировать и сравнить данные 1,5 млн человек и выявить 579 участков в геноме, которые предположительно связаны с различными проявлениями характера. Среди них: психические расстройства, зависимости, саморегуляция, возбудимость, проблемное поведение в детстве и прочее [1].

Что заложено в генах

На основе этих результатов авторы статьи построили шкалу генетического риска — число, отражающее общую предрасположенность человека к ряду поведенческих, медицинских и социальных особенностей. Определив «меру предсказуемости», можно вычислить, насколько человек способен развить способности к обучению и работе, склонность к употреблению наркотиков и криминальному поведению и даже предрасположенность к заражению ВИЧ.

Впрочем, по заявлению Даниэля Дика, одного из авторов исследования, это вовсе не значит, что существует ген наркомании или асоциального поведения: «Гены влияют на то, как устроен мозг, что может сделать нас более подверженными определенным поведенческим паттернам. В этом случае мы обнаруживаем, что есть гены, которые в значительной степени влияют на самоконтроль или импульсивность. Таким образом эта предрасположенность может создать риск для определенного жизненного сценария» [2].

Важную роль в поведении играют способность рисковать, уровень самоконтроля и импульсивность, которые могут варьироваться в зависимости от набора генов. Отсутствие саморегуляции влияет как на психическое здоровье (например, в случае с диагностированным синдромом дефицита внимания и другими поведенческими расстройствами), так и на физическое (например, человек не может воздержаться от постоянного переедания, что приводит к ожирению).

Тем не менее наличие определенного набора генов это не приговор. Например, если состав генов человека формирует в нем предрасположенность рисковать, это не значит, что он будет вести себя асоциально, — такой же набор встречался у летчиков-испытателей, предпринимателей и топ-менеджеров. В какую сторону — конструктивную или деструктивную — качнется маятник, зависит от среды, в которой растет ребенок.

По словам авторов исследования, характеристика генетического вклада в саморегуляцию может быть полезна по многим параметрам. Во-первых, она поможет лучше понимать изменения характера. Во-вторых, позволит разработать новые лекарства и медицинские программы для раннего вмешательства и профилактики поведения, которое может навредить как самому человеку, так и окружающей среде.

Кадр из фильма «Древо жизни»
Кадр из фильма «Древо жизни»

Может ли травматический опыт передаваться по наследству

Геном — это совокупность наследственного материала, который находится в клетке. В человеческом организме насчитывается 75 триллионов клеток, которые могут хранить 150 зеттабайт (это 10 в 21-й степени) информации. Если ее расшифровать и распечатать, получится 262 тыс. страниц [3].

Там записаны внешние данные, поведенческие и физиологические предрасположенности, которые достались каждому из нас от предыдущих поколений.

Уже сейчас ведутся исследования на тему того, может ли передаваться травматический опыт на генном уровне. Так, ученые из университета Атланты провели эксперимент над мышами. Грызунам давали понюхать аромат цветущей вишни и одновременно били их током. В результате у животных выработалась бурная негативная реакция на этот запах. Второе и третье поколение мышей уже не испытывало такого ужаса от этих цветов, однако грызуны напрягались и начинали вести себя осторожно. Различий между реакциями особей, которые были зачаты естественным путем и в пробирке, ученые не нашли, из чего они сделали вывод, что негативный опыт им передался посредством мутации генов [4].

Исследования на людях тоже велись. В частности ученые выявили, что у детей узников Холокоста наблюдались наследственные изменения в гене, который был связан с их уровнем кортизола — гормона, участвующего в реакции на стресс. Статья была встречена критически из-за недостаточного числа участников (около 30 представителей старшего поколения и 22 — младшего) [5], [6]. Планируются новые исследования среди большего числа респондентов.

Какой бы ни была генетика, важнейшую роль в формировании человека влияет окружающая среда, прежде всего взаимоотношения с родителями и другими значимыми взрослыми. Повлиять на мозг и построение нейронных связей могут не только гены, но и поведение мамы в самом раннем детстве, затем отца, а также общение со сверстниками.

Как поведение человека зависит от генетики

Андрей Юдин, гештальт-терапевт

Характер человека формируется и развивается в процессе постоянного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов на протяжении всей жизни. Можно провести условную параллель между процессом формирования характера и процессом роста дерева. Ранний этап развития в очень значительной степени влияет на то, какой будет общая конституция дерева, как будут выглядеть его ствол и несколько основных веток, какая сложится конфигурация корневой системы. В последующие годы развивается и усложняется уже сложившаяся структура, возникают новые побеги, листья и корни. Но и основа дерева также продолжает зависеть от внешних факторов: например, если на пятом году жизни наступит засуха или по стволу ударят топором, это может сильно изменить судьбу всего дерева.

Все современные теории развития человеческой психики сходятся между собой в том, что первые годы жизни человека, особенно первые три, — ключевые для формирования «каркаса» личности.

Термин «асоциальное поведение» обычно не используется в отношении очень маленьких детей, потому что для них поведение, противоречащее социальным нормам, по большей части нормально в силу несформированности физиологических и психологических механизмов, отвечающих за соблюдение этих норм. У некоторых детей присутствуют врожденные особенности функционирования мозга, которые с высокой вероятностью приводят к антисоциальному поведению в более позднем возрасте (так называемая органически обусловленная психопатия). Эти особенности могут выявляться психиатрами на фоне необычного поведения и реакций ребенка, подростка или взрослого человека. Но такие люди составляют ничтожно малую долю в общей массе людей, совершающих антисоциальные поступки, в частности тяжкие преступления.

Самые эффективные методы для предотвращения развития разрушительных черт характера и антисоциального поведения — это методы абсолютно прикладные и общеизвестные, в первую очередь:

  • запрещение и предотвращение физического насилия над детьми;
  • повышение материальной обеспеченности семей с маленькими детьми;
  • распространение культуры грудного вскармливания и естественного ухода за ребенком;
  • приведение институтов усыновления/удочерения и органов опеки в соответствие с современной практикой.

Общий принцип прост: на первом месте — современные, работающие институты охраны детства, на втором — культура экологичного воспитания и ухода за детьми, на третьем — все остальное. Иными словами, если в днище корабля есть дыры, через которые в трюм хлещет вода, вначале мы затыкаем дыры и лишь потом устраняем последствия.

Стресс, как и все другие аспекты жизни, участвует в процессе формирования характера. Это нормально: любое развитие человека подразумевает наличие некоторого выносимого уровня стресса. Одна из ключевых компетенций родителей, педагогов и тренеров — дозировать этот стресс таким образом, чтобы создавать для ребенка экологичную и достаточно безопасную развивающую среду. Травмирующим стресс становится тогда, когда он слишком интенсивный (затапливающий, превышающий способности мозга) и/или слишком длительный.

Негативные эффекты затапливающего и хронического стресса часто недооцениваются. С одной стороны, очевидно, что преодоление трудностей и испытаний закаляет характер человека, делает его сильнее, способствует развитию. С другой стороны, люди часто не отличают полезный, выносимый стресс от травмирующего, оправдывают закалкой характера физическое и эмоциональное насилие, а порой и откровенный садизм. Это связано прежде всего с тем, что психология — молодая наука, и в глобальном масштабе человечество только начинает в достаточной мере осознавать механизмы формирования и развития психики, в частности разрушительные эффекты травматического стресса.