Стиль
Впечатления Венеция в Пушкинском: выставка великих итальянцев в Москве
Стиль
Впечатления Венеция в Пушкинском: выставка великих итальянцев в Москве
Впечатления

Венеция в Пушкинском: выставка великих итальянцев в Москве

Якопо Робусти, прозванный Тинторетто. «Снятие с креста», около 1560
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто. «Снятие с креста», около 1560
В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается очередная выставка-блокбастер. На этот раз в музее покажут работы венецианских художников — Тициана, Тинторетто и Веронезе. Некоторые картины ради выставки в Москве впервые покинули пределы Италии.

«Каждый год мы пытаемся поговорить об итальянском искусстве. И делаем это с удовольствием», — такими словами Марина Лошак открыла очередную выставку итальянской живописи в Пушкинском музее. На этот раз на Волхонку привезли полотна трех великих художников — Тициана, Тинторетто и Веронезе. Все они в XVI веке создавали свои произведения в Венеции, которая в эпоху Возрождения переживала расцвет искусства, и в первую очередь живописи. Городская элита тратила огромные средства на картины, скульптуру, предметы роскоши и архитектурное обновление зданий. Наибольший вклад в формирование венецианского стиля внесли Тициан, Веронезе и Тинторетто. Художники родились в разных городах, но именно они выполняли заказы для важнейших церквей Венеции, а также частные заказы влиятельных местных политиков и персон. «Тут мы имеем дело с художниками очень живыми, любящими жизнь и тонко чувствующими все ее прекрасные стороны. Их шаги сказались на всем последующем европейском искусстве. И эта выставка позволяет нам все это увидеть», — отметила Марина Лошак.

Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Воскресение Христа», около 1575
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Воскресение Христа», около 1575

В Пушкинский музей привезли полотна из 17 музеев и церквей Италии. И, по словам итальянского посла Чезаре Марии Рагальини, собрать все картины в будущем еще раз ему представляется крайне сложной задачей. «Зная Италию и подходы директоров итальянских музеев к своим работам, их крайне бережное отношение к своему искусству, эту выставку можно воспринимать как невероятный жест дружбы», — добавила Лошак. Директор Пушкинского музея также отметила, что экспозиция получилась очень дорогой. Деньги на ее осуществление культурная институция получила не от государства, а исключительно от меценатов и филантропов.

Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Снятие с креста», 1546–1549
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Снятие с креста», 1546–1549

В едином пространстве Пушкинского музея представлены как портретные работы, так и произведения на религиозную и мифологическую тематику. Свобода и оригинальность интерпретации эротических сюжетов на протяжении последующих веков прославляли венецианскую живопись XVI столетия — золотого века Тициана, Тинторетто и Веронезе. «Тициан изобрел новую живопись, основанную на сочетании света и цвета. Два других участника выставки моложе. Якопо Тинторетто можно охарактеризовать как живописца очень драматичного, можно даже сказать мелодраматичного. А Паоло Веронезе больше склонен к повествовательности, более ярким, солнечным цветам. К счастью, нам довелось привезти в Москву все эти картины и построить настоящий диалог между ними», — рассказал научный куратор экспозиции, профессор Веронского университета Бернард Айкема.

Тициан Вечеллио. «Саломея», около 1515
Тициан Вечеллио. «Саломея», около 1515

Всего в залах Пушкинского музея представлено 23 полотна трех итальянских мастеров. И одно из них — «Венеру и Адониса» Тициана — можно считать настоящей сенсацией выставки. Опознанное как работа великого мастера главным научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина Викторией Марковой, оно лишь недавно вошло в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалось.

Выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в Пушкинском музее продлится до 20 августа 2017 года.