Стиль
Герои Вместо нефти — варежки: 6 историй о том, как запустить новый бизнес
Стиль
Герои Вместо нефти — варежки: 6 историй о том, как запустить новый бизнес
Герои

Вместо нефти — варежки: 6 историй о том, как запустить новый бизнес

Фото: gernica.jewelry / INSTAGRAM (ПРИНАДЛЕЖИТ META, КОМПАНИЯ ПРИЗНАНА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ЗАПРЕЩЕНА В РОССИИ), пресс-служба
«День пережили, и уже хорошо» — такой была общая мантра многих российских предпринимателей с начала пандемии. А весной 2022 года слово «стратегия» окончательно стало пережитком прошлого. Но только не для этих женщин с кипучей энергией

Врач по фарфору

Потомственный врач и челюстно-лицевой хирург по образованию, Саломея Абальян ушла в аппаратную косметологию еще 20 лет назад. Она постоянно обновляет авторские протоколы для омоложения без побочных эффектов в виде карикатурных губ и скул, а своей миссией считает продвигать «не инстаграмную, а интеллектуальную красоту». В 2022 году из-за санкций пришлось отменить международный форум аппаратной косметологии в Петербурге, который Абальян проводила много лет, а ее членство в европейских и американских ассоциациях приостановили. Внезапно возникшую пустоту врач решила заполнить — фарфором. Она выросла в старосветской армянской семье, где царил культ красивой сервировки и живых цветов, и всегда увлекалась коллекционированием.

Саломея Абальян

Саломея Абальян

Так родился бренд ваз и арт-объектов, который Абальян создала в соавторстве с другом, фотографом Платоном Юричем. Сюрреалистичные вещи больше напоминают причудливые скульптуры, чем предметы домашней утвари. Все они сделаны из неглазурованного скульптурного фарфора с мраморной текстурой, который использовали еще в викторианской Англии. Он невероятно капризный в работе, поэтому брак неизбежен — об этом, кстати, соавторов предупреждали профессора Строгановки, которых Абальян и Юрич привлекли как консультантов. Так, за неделю до выставки Cosmoscow, где состоялась премьера бренда Mag&Ritte, в печи во время обжига лопнуло 20 ваз. Абальян с подругами ночами сидели в мастерской и начищали заново отлитые формы (это надо делать вручную). И уже в первый день выставки продали почти всю коллекцию.

А дальше вазы начали управлять расписанием Абальян. Днем она в клинике — отвечает за лицо балерины Дианы Вишневой, певицы Натальи Подольской и еще пары десятков женщин — топ-менеджеров банков и чиновниц различных министерств. Вечерами и порой ночами — в мастерской. Сейчас Абальян и Юрич исполняют заказы к Новому году, которые посыпались после Cosmoscow, — к примеру, к декабрю нужно успеть сделать несколько десятков авторских фарфоровых ваз — корпоративных подарков для крупных девелоперов.

Вазы Mag&Ritte

Вазы Mag&Ritte

Абальян и Юрич планируют постепенно расширять бренд. «Мы хотим сделать базовую сервировку стола — ваза, подсвечник и фруктовница, которые создают атмосферу помещения, — объясняет Абальян. — Это как юбка, которую можно сочетать со строгой рубашкой или нарядным топом, чтобы конструировать разные образы. Так и с сервировкой: сегодня можно поставить в вазу икебану, завтра — полевой букет, тарелки другого цвета — настроение изменится, но композиция останется цельной, потому что в основе — хорошая дорогая база».

Правильная бирюза от кинорежиссера

От недостатка дел Валерия Гай Германика, мягко говоря, никогда не страдала: более того, кажется, что только волшебный маховик времени помогает ей одновременно заниматься множеством проектов. Например, как сейчас, работать в качестве режиссера над съемками сразу двух сериалов — «Княгиня Ольга» и «Обоюдное согласие 2». Но момент затишья наступил в пандемию. «Мне было скучно, я сидела, рассматривала украшения, пыталась придумать что-то свое и искала бирюзу. Оказалось, что у нас в стране ее вообще нет, особенно нужного мне размера».

Так поиск «бирюзы нужного размера» открыл для неуемной Гай Германики новый мир: обучение на геммолога в МГУ, путешествия на рынки камней в Шри-Ланке и Колумбии. Из своих драгоценных находок Валерия делала минималистичные чокеры прямо у себя дома, и в прошлом году клиентов стало так много, что очевидно понадобилось отдельное помещение — и похожий на дворцы из восточной сказки шоурум Gernica открылся на Чистых прудах осенью прошлого года.

Валерия Гай Германика

Валерия Гай Германика

«Я решила сделать шоурум согласно своей индивидуальности, так, как я вижу мир и жизнь. Мне всегда был близок колониальный стиль, эстетика старых английских отелей в Бомбее и Дели. Все ювелирные сделки, даже самые большие — с представителями Cartier и Tiffany, — проходят на полу (чтобы камни вдруг не упали со стола) и босиком. Меня это так вдохновило, что я сказала: в моем шоуруме все будут ходить босиком, там будут ковры и дорогое шампанское, и это будет квинтэссенция запахов, цветов и чувственного восприятия».

В шоуруме Gernica на Чистых прудах рядом на ковре могут сидеть вице-президент банка, выбирающий браслет из изумрудов, и студентка, пришедшая за чокером. Разбить ассортимент на два сегмента — базовый (от 15 тыс. руб.) и люкс (от 2,5 млн руб.) — еще одно удачное решение Валерии Гай Германики.

«Изначально я решила, что это будет история, которая сама себя окупает, — говорит она. — Вот мы сколько заработали в этом месяце, настолько мы улучшились в следующем месяце: смогли получше заказать витрины и, например, сделать крутой кампейн. То есть Gernica сама себя растит. Ну и, конечно, эти украшения носят актеры в моих фильмах — а что, отличный канал для рекламы».

В планах — открыть в России сеть «ювелирных баров», сделать украшение для выставки GemGeneve и, конечно, построить целую империю. «У меня есть в рукаве еще секреты, раскрывать их я пока не буду. Потому что ювелирка — это как кино. Это про чудеса».

Красивые руки от распорядителя свадеб

Мария Романовская долгие годы отвечала за красивые московские свадьбы — ее агентство Eventbureau7 справлялось с любыми задачами: от девичника на крыше «Турандот» до квеста для друзей жениха в метро. Когда в 2022 году десятки глобальных брендов косметики ушли из России, Романовская решила, что это отличный шанс занять одну из освободившихся ниш — или придумать собственную. «Кроме того, остался человеческий капитал — прекрасные технологи, химики, маркетологи и так далее, которые знают, как производить и продвигать различные продукты. Это отличное время для того, чтобы люди, которые хотят инвестировать, и люди, которые умеют придумывать, объединились в общем порыве».

Мария Романовская

Мария Романовская

Романовская давно задумывалась о том, что для ухода за лицом есть многоступенчатые системы, а для рук подобного нет, хотя они очень нуждаются в заботе. Ведь кожа на кистях очень тонкая, нежная и постоянно подвергается воздействию окружающей среды. Так и родилась идея бренда M22 Professional Care — первая в России пятишаговая линия средств для заботы о руках. «Я все время говорю: посмотрите на женские руки, — говорит Романовская. — Женщина в принципе уникальный персонаж, который может этими руками все сделать: и машину завести, соединив две клеммы, и ребенка качать. Это человек, обладающий суперспособностями. Поэтому, конечно, ему хочется дать суперзаботу — в том числе с помощью такой вот косметики».

Романовская решила пойти сложным путем: не купить готовые формулы, а разработать собственные. Хоть она и была абсолютным новичком в этой индустрии (раньше даже близко не занималась производством косметики), разобралась в новой теме за первую половину 2022 года, и уже к зиме у нее на руках была первая партия косметики М22. Из-за проблем с логистикой и санкций приходилось лавировать и постоянно придумывать новые решения: где найти нужные тубы, ингредиенты, а главное, как все это продвигать. Но все получилось: с весны 2023 года ее сыворотки, маски и кремы для рук продают в «Золотом яблоке», а этой осенью глава выставки Intercharm отметила М22 среди особенно интересных дебютантов года.

Средства для рук M22 Professional Handcare

Средства для рук M22 Professional Handcare

А еще этой весной Романовская выиграла совместный грант Московского экспортного центра (МЭЦ) и Школы управления «Сколково» и все лето, почти без отпуска, провела в Москве — прошла обучение на программе «Экспортеры 2.0». А прямо сейчас вместо тура на Новый год выбирает отдушки для серии М22 для арабских стран — тут, говорят все аналитики в один голос, нужны совсем другие ароматы: Ближний Восток — это «царство удов». И уже собирает чемоданы, чтобы участвовать в бизнес-миссии МЭЦ в Дубае: центр помогает малому бизнесу выходить на внешние рынки, устраивая встречи с потенциальными партнерами.

Из тревел-гуру в медконсьержи

Больше 25 лет Наталия Боброва управляет компанией Ars Vitae, представляя в России люксовые отели со всего мира, среди которых, например, парижский Bristol, Ananda в Гималаях и испанский Sha. И хотя это никогда не входило в ее контракты с отелями, лично следила, чтобы кому надо дали хороший номер. В итоге ее смело можно назвать человеком с лучшей записной книжкой в Москве. Во время ковида эта устойчивая конструкция пошатнулась — возник риск, что путешествия в другие страны вымрут как жанр. Но Боброва придумала решение: организовала систему покресельной аренды частных джетов, чтобы люди из ее записной книжки продолжали летать хотя бы на Кипр и в Грецию. Тогда же к ней стали приходить запросы и по медицине — то чью-то маму надо было срочно перевезти в клинику в Швейцарии медицинским бортом, то дедушке подобрать хирурга для операции в Германии.

Наталия Боброва

Наталия Боброва

С этого и началась работа над созданием второй компании — медицинского консьерж-сервиса Medicum. Полтора года Боброва с мужем ездили по десяткам клиник в России, Европе и Азии, заключая прямые партнерства. И сейчас проект запустился в открытую и оказался особенно востребованным у релокантов. Если ситуация по здоровью критичная, без консьержа в некоторых европейских странах, а также в Дубае бывает совсем трудно сориентироваться.

Боброва и ее команда иногда берутся и за медицинские головоломки: например, недавно обратилась женщина, которая почти десять лет назад заморозила эмбрионы на будущее. И тут ей клиника в Швейцарии говорит: «Простите, но мы должны теперь их уничтожить». Оказалось, по закону в Швейцарии хранят эмбрионы только десять лет, дольше клиника не имеет права это делать. «Я сейчас не берусь подсчитать, сколько часов нашей работы уже занял этот кейс, — говорит Боброва. — Выяснилось, что есть страны, где эмбрионы можно хранить дольше — допустим, Турция, — но туда нельзя их перевезти. Вот как из России нельзя вывезти, а туда нельзя ввезти. В итоге нашли решение, в какую страну можно их перевезти, где прекрасные условия для хранения и даже для подсадок, и там нет этого десятилетнего ограничения».

Варежки вместо нефтяного маркетинга

В московском офисе одной из крупных нефтедобывающих компаний — французской TotalEnergies — Анастасия Макаркина проработала четыре года, а до этого были еще 11 лет в Renault, Nissan и АвтоВАЗе. Это была корпоративная классика, когда расписание встреч известно на месяцы вперед, а заявки на подарки к Новому году для сотрудников надо было разместить во внутренней системе еще в мае, иначе к декабрю ничего не успеть. Но наступил февраль 2022 года, и были введены санкции — и впоследствии Total вышла из всех российских активов, которые не связаны с поставками в Европу. К началу 2023 года и Макаркина приняла решение уйти — как говорят, в никуда.

Анастасия Макаркина

Анастасия Макаркина

Впрочем, не совсем: еще до начала работы в TotalEnergies у Макаркиной была Varvara, сувенирный бренд, который она придумала с прицелом на иностранных туристов — как более стильную альтернативу арбатским матрешкам и ушанкам. Сама придумывала принты: ремиксы на старорусские мотивы. Варежки и платки Varvara неплохо продавались в сезон праздников, было немного вариантов свитшотов и платьев, которые нравились ее подругам. Этим небольшим «свечным заводиком» в меру сил рулила маленькая команда, включая ее маму. Пока сама фаундер строила корпоративную карьеру, бренд Varvara оставался ее девичьим хобби выходного дня — продавали пару десятков вещей в месяц, а когда не хватало на ткани или аренду шоурума, Макаркина просто докладывала из своей зарплаты.

После ухода из TotalEnergies Россия она около трех месяцев испытывала «кесонную болезнь» (если резко всплывать с глубины на поверхность, в крови образуется слишком много кислорода). По инерции она приходила в шоурум Varvara на Патриарших к 9:00, потому как привыкла к этому времени быть в офисе. Однако в мире fashion-шоурумов какая-либо жизнь начинается только к полудню, а заканчивается ближе к 21:00. Клиенты всегда приезжают не рано, совмещают поход в магазин с обедом или приезжают после работы. Несколько месяцев она приходила в шоурум к 9 и первые три часа каждый день сидела в полной тишине — нет совещаний и сотрудников, чаты молчат, было непривычно пусто. Муж, предприниматель-фрилансер, научил Макаркину новому ритуалу: сначала вместе завтракать, потом идти в бассейн или на урок пилатеса, а потом уже на работу. «Спрашиваю себя теперь: а что, так можно было?» — шутит она, вспоминая свою корпоративную жизнь.

В какой-то момент она посмотрела на всю бухгалтерию и ассортимент не как художник, а как человек бизнеса — благо все эти таблицы (себестоимость, стратегия, дистрибуция, ассортиментная матрица, максимальный порог скидок для акций, товарные потоки) ей давно были знакомы по корпоративным контрактам.

Из лукбука Varvara

Из лукбука Varvara

Эмоционально сложный переход в новую роль ускорил контракт с бортовым магазином «Аэрофлота» — Макаркина включила все возможные ресурсы, чтобы его добиться: «Я сначала не могла поверить, что на письма Насти из Varvara вообще не никто не отвечает, в то время как Насте из TotalEnergies отвечали всегда». И когда в марте 2023 года «Аэрофлот» подтвердил ей поставку сразу на несколько тысяч аксессуаров к началу мая (притом что производство на тот момент отшивало ровно в сто раз меньше вещей в месяц), рефлексировать о потерянном статусе топ-менеджера было некогда — надо было бежать со всех ног, чтобы выполнить обязательства.

Параллельно пошел контракт с бортовым магазином «Сапсана», успешное начало продаж на Ozon и еще семи оптовых площадках. В итоге — резкая положительная динамика: к концу 2023 года. то есть первого года, когда Макаркина полностью посвятила себя своему бренду, в месяц продается уже не 20, а 200 вещей, то есть рост — десятикратный. Что же касается художественной концепции марки, Макаркина решила оставить все так, как и было задумано: дизайнерский взгляд на традиционные локальные орнаменты и сюжеты, главные продукты — платки, варежки, косметички и толстовки. Только теперь их покупают не только ее подруги и редкие сейчас интуристы — наконец Varvara научилась кратно расти, и оказалось, что бренду для этого пока хватает и внутреннего рынка.

Архитектор на кушетке

Выпускница МГСУ (Москва) и IED (Милан) Олеся Ситникова не раз входила в список топ-100 российских дизайнеров журнала AD и вместе с командой своей студии «Арх.Предмет» оформляла «воздушные» квартиры и образцовые загородные резиденции «без медвежьих шкур и оленьих голов». Весной 2022 года новые проекты стали замораживаться, клиенты — разъезжаться, а мерило прекрасного — рейтинг топ-100 AD — стал пережитком прошлого: самый главный журнал для архитекторов и дизайнеров ушел из России.

Олеся Ситникова

Олеся Ситникова

«С февраля по апрель царило ощущение полной остановки и неопределенности, а я такое состояние не люблю, — говорит Ситникова. — И любую тревогу обычно выливаю в работу. Так мы с командой решили, что хотим заняться продажами мебели — тех брендов, которые нам давно нравятся, но их пока совсем не знают в России».

Было очевидно, что в условиях санкций в наших интерьерах будет меняться привычное равновесие брендов. В этом движении и намерен поучаствовать новый шоурум мебели и декора ProPredmet. Собирая коллекцию для него, Ситникова сделала акцент на незаезженные марки: каждая из них, по ее словам, «как самоцвет в шкатулке». Флагман — BassamFellows, американский бренд с фабрикой в Италии, а у ProPredmet на него эксклюзив в России. Его основали в 2003 году архитектор Крейг Бассам и креативный директор Скот Феллоус, чтобы «перенести основы модернизма в новое столетие». Любимый предмет Ситниковой — их кушетка Daybed. В The New York Times про нее писали, что она создана, «чтобы наслаждаться роскошью одиночества». Взгляд профи найдет в кушетке немало ассоциаций — это и объект, созданный Мисом ван дер Роэ для нью-йоркской квартиры своего коллеги Филиппа Джонсона в 1930 году, и знаменитый шезлонг Шарлотты Перриан для фирмы Ле Корбюзье.

Олеся Ситникова признается, что всерьез размышляла о том, насколько корректно ей, архитектору и дизайнеру, продавать своим коллегам мебель и предметы декора. Но потом решила, что это скорее взаимопомощь, а не конкуренция.

Полтора года ушло на подготовку проекта ProPredmet, и поздней осенью 2023 года онлайн-шоурум открылся. Несмотря на то что этот бизнес в смежной области, Ситниковой пришлось осваивать абсолютно новые навыки: разбираться в логистике, устройстве интернет-магазина, организации складов. И значительно вложиться в покупку первых образцов для шоурума. Но она не сомневается, что игра стоит свеч.

«За эти два года из потребления резко ушла какая-то чрезмерность. Если раньше был запрос на то, чтобы кого-то удивить, чтобы все зашли и просто ахнули от шика и блеска, то сейчас этого нет. Некричащий люкс — тренд последнего времени. И мы отлично в него попадаем».