Стиль
Герои Федор Бондарчук рассказал о бюджетах, Голливуде и киношколе «Индустрия»
Стиль
Герои Федор Бондарчук рассказал о бюджетах, Голливуде и киношколе «Индустрия»
Герои

Федор Бондарчук рассказал о бюджетах, Голливуде и киношколе «Индустрия»

Федор Бондарчук

Федор Бондарчук

Российский режиссер в интервью Autonews (РБК Авто) рассказал, как киноиндустрия отреагировала на локдаун из-за коронавируса, почему сорвался мировой успех научно-фантастического фильма «Спутник» и в чем секрет «русского Голливуда».

О кино и пандемии

«Все очень тяжело. Кризис серьезный. Вирус тяжело ударил по киноиндустрии. Мы показываем свои фильмы в кинотеатрах, но сейчас все развалилось. Сейчас надо придумывать, кто, когда, как и где будет выходить: многие кинотеатры небольшие, к сожалению, не оправятся. Сети, у которых есть акционеры, легче переживают пандемию. Если говорить со стороны производителей, то у нас (Art Pictures Group) пять проектов приостановилось. Когда останавливаешь процесс, попадаешь на деньги <…> это дополнительные траты. Многим тяжело. Фильмы-миллиардники надо прокатывать, представлять зрителю, надо, чтобы зритель пришел — и он придет, — но когда и где это показывать?»

«Глубочайшее заблуждение, что российский кинематограф существует на государственную поддержку. Например, если взять моего дорогого товарища, друга и партнера Сергея Сельянова (продюсер проектов "Брат" и "Брат 2". — "РБК Стиль"), то там личных инвестиций в свои фильмы огромное количество».

Об онлайн-кинотеатрах

«Какие-то кинотеатры ушли в онлайн. Кому-то хорошо, где-то это было спасением. Как в нашем случае с картиной "Спутник" дебютанта Егора Абраменко, которая должна была выйти в российский прокат и одновременно в североамериканский прокат. Это большое достижение, не так много картин выходит в кинотеатральный прокат в Америке, совсем единицы, мы так гордились этим. Плюс картина должна была уехать на кинофестиваль "Трайбека" в Нью-Йорке. Но все это отменилось. Премьера ушла только в онлайн, но нам это помогло, мы выиграли. Это отдельный, исключительный случай. Но не всем так повезло. Например, история с интересом к театральным постановкам в онлайне провалилась. Поэтому не все перейдет в онлайн. Конечно, сериалы, Zoom-проекты, которые появились за это время, [их] количество зашкаливает. Иногда хочется коллегам сказать: "Попоститесь немного"».

«Всплеск интереса к онлайн-платформам во время карантина по отношению к кино, которое сделано для большого экрана, где художники вкладываются в изображение, дает другой опыт. Многие говорят, что все уйдет в диджитал, но я в это не верю. Кино все-таки останется в кинотеатрах. И зритель ждет того момента, когда он сможет прийти в кино».

О российском кино в сравнении с американским

«Если сравнивать с европейским кино — мы в полном порядке. Посмотрите на фестивали и наши картины на фестивалях, посмотрите на оскаровские номинации Александра Роднянского и Андрея Звягинцева. Если говорить про сериалы, мы стали 11-й территорией по международным продажам своего контента — это произошло за последние пять лет. Телевизионные проекты покупают большие платформы — Amazon, Netflix».

«Не надо только с Голливудом сравнивать, ну пожалуйста. "Русский Голливуд" — вот это не люблю я, бред сивой кобылы. Голливуд — это хаб. Комфортный порт, куда прилетают самолеты, приплывают пароходы и приезжают поезда со всего света. Где светит солнце и говорят на одном всем понятном языке. Выучи сначала английский, и пожалуйста — будешь индусом, албанцем, россиянином там работать».

«Есть проблемы в языке и отсутствии узнаваемых звезд, но все совсем неплохо. Опять же с появлением сериалов и высказываний другого уровня. Не надо сравнивать с Голливудом, ну пожалуйста!»

О Фонде кино

«Фонд кино сейчас выживает. У нас невозврат по прокату двух картин — "Вторжение" и "Лед 2". Киносети денег нам не вернули, ссылаясь на пандемию. У нас есть возвратные деньги Фонда, но их не с чего возвращать. Мне грех жаловаться, но есть молодые компании, которым тяжело. И Фонд кино им помогает».

«Бюджета Фонда кино хватит, может, на титры одной картины Marvel».

«Объем господдержки кино во Франции — миллиард в год. Он по-другому собирается».

О прокате российских и иностранных фильмов

«Я категорически против того, чтобы двигать иностранный прокат в пользу российского. Просто индустрия уже научилась договариваться. Чем меньше будет регламентирования от Минкульта, тем лучше. Последний новогодний слот это показал: крупные игроки сели за стол, была серьезная битва, но мы договаривались, что пойдем в кинотеатры в прямой конкуренции».

Фото:  Victor Boyko / Stringer / Getty

Об Илоне Маске и космосе

«Это чудо какое-то. Я когда увидел приводнение ступени Dragon, подумал, что это компьютерная графика. А потом, когда понимаешь, сколько времени прошло с того момента, когда NASA дало ему возможность, поделилось технологиями, это производит впечатление».

«Я дружил с Королевыми. Мой одноклассник Сережа Королев — внук Сергея Павловича. А моя сестра училась с Андреем Королевым, тоже внуком, он знаменитый хирург. Мы были очень близки с семьей, ходили в дом-музей Сергея Павловича, ездили в Звездный городок. Мой отец был погружен в работы Циолковского, он сильное впечатление на него производил и важное место в жизни занимал. Поэтому все, что связано с космосом, очень близкое мне, родное. Я космонавтом хотел стать, я и сейчас в космос хочу улететь. Поэтому то, что происходит на моих глазах и происходило, это чудо».

О киношколе «Индустрия»

«Мы делали, в первую очередь, эту школу для себя, потому что мы нуждаемся в сценаристах, в среднем звене (вторые режиссеры, операторы). Так и получилось. Наши студенты в общей сложности в индустрии работают с бюджетом в 2 млрд руб. А прошло всего два года. Евгений Сангаджиев сейчас запускает сериал вместе с оператором Григорием Векслером. Никита Власов снимает для "Газпром-Медиа", плюс у нас самое большое присутствие студентов на "Кинотавре", Гран-при на фестивале "Короче". Я очень доволен этим».

Федор Бондарчук: «Не удивлюсь, если появятся фильмы, снятые ботами».