Как Максим Фадеев построил и разрушил свою музыкальную империю
Девяностые
Линда
В 1993 году будущий «танцор на стеклах» Максим Фадеев переезжает покорять столицу и устраивается аранжировщиком в студию звукозаписи. Дальше судьба сводит Максима с Львом Гейманом, на тот момент влиятельным банкиром. Тот предлагает голодному художнику финансовое «спасибо» в крупных размерах за материал для дебютного альбома его дочери, начинающей певицы Линды.
Шесть плодотворных лет Максим и «заслуженная ворона» России работают плечом к плечу, удивляя, поражая и шокируя постсоветскую тусовку заскорузлых поп-артистов. Но в конце девяностых Фадеев по ряду причин уезжает в Германию, а вслед за этим у проекта «Линда» начинаются трудности, связанные с финансовым положением папы певицы. Это демотивирует Фадеева и побуждает его разорвать творческие отношения с Гейманами.
Нулевые
«Монокини», Total, Глюкоза
В начале нулевых Максим возвращается в Россию, заодно перетащив в Москву младшего брата Артема, не уступающего в композиторских навыках своему родственнику. Совместными усилиями братья создают проект «Монокини», вокалисткой которого становится дама сердца Артема Татьяна Заикина, и группу Total с двоюродной сестрой Фадеевых Мариной Черкуновой в качестве фронтвумен.
Пока брат работает над музыкой для упомянутых артистов, Максим увлекается новым проектом и создает российскую версию Gorillaz, виртуальную певицу Глюкозу, поющую голосом жены маэстро Натальи Фадеевой.
«Фабрика звезд 2»
В 2003 году Константин Эрнст предлагает Фадееву выступить продюсером второго сезона «Фабрики звезд», где тот не только набирает, подобно садовнику, целое соцветие молодых и наивных, но и с фанфарами на финальном отчетном концерте представляет публике истинное лицо Глюкозы — Наталью Ионову. Та без стеснения открывает рот под фонограмму, записанную женой продюсера.
Тем временем у Максима Фадеева и Полины Гагариной происходит конфликт, и «фабричная» победительница отказывается подписывать контракт. Фадеев переключает внимание на свою крестницу, Юлию Савичеву, вылепливая из нее российский аналог Аврил Лавин и попутно подготавливая юную певицу к безжалостному «Евровидению».
«Евровидение», «Фабрика звезд 5», «Нэцке»
Пока 17-летняя Савичева, раскрученная атлетичными танцорами, задыхается и фальшивит на конкурсе в Стамбуле, занимая в итоге 11-е место, Фадеева приглашают занять кресло продюсера пятого сезона «Фабрики звезд» во главе с «женщиной, которая поет».
Ровно в этот же момент он зажигается идеей женского трио и создает демо-версию Serebro — «Нэцке». В группу входят Юлианна Караулова, Аксинья Вержак и Дарья Клюшникова, разбегающиеся в разные стороны через пять минут после основания.
Serebro, KIT-I, VORON
Любящий азиатскую культуру Фадеев продолжает грезить о покорении музыкального рынка стран восходящего солнца и утренней свежести. Со второй попытки он создает группу Serebrо, в состав которой входят Елена Темникова, Ольга Серябкина и Марина Лизоркина. Подвернувшееся предложение представить страну на «Евровидении» в Финляндии Фадеев решает использовать в качестве помпезного дебюта группы. Это оборачивается для «серебряных леди» бронзовым местом и триумфом на родине.
Одновременно с записью дебютного альбома Serebro Фадеев, насмотревшись на бешеную популярность группы Tokio Hotel и эмоистерию, подписывает контракт с рок-группой KIT-I, четко ориентированной на подростковую аудиторию (впоследствии покоренную томными взмахами челки вокалиста и дебютным синглом «После дождя»).
Максим также не оставляет попытки найти новую Линду: устроив кастинг в родном Кургане, продюсер собирает очередную рок-группу с прозаичным названием VORON, больше похожую на дилетантский косплей главного героя одноименного фильма. Первый готический блин выходит комом, и группа растворяется в воздухе после релиза дебютного сингла, оставаясь лишь в памяти таких безумцев, как я.
Конец нулевых
Занавес сытых 2000-х обернулся не только триумфом, но и неудачами. Некогда стильный и хулиганский проект Глюкоза со временем превратился в скучное шапито с патриотичными песнями о массивных ягодицах, а незаслуженно обделенная вниманием Елена Терлеева, уставшая терять время без дела, набралась сил и покинула лейбл, «забрав солнце с собою».
Подобно группе VORON в неизвестность уходят Иракли, Пьер Нарцисс, «Монокини» и Елена Кукарская, которые бездарно проводили большую часть времени в ожидании своих релизов, связанные по ногам и рукам контрактными обязательствами.
Десятые
«Мама Люба», YO YO, ребрендинг Савичевой
Новое десятилетие для продюсерского центра Фадеева началось с напора на радийный формат и попытки завоевать массового слушателя. В связи с этим Юлия Савичева перевоплотилась из уцененной версии Аврил Лавин в заурядную певицу для прайм-тайма «Русского радио», а Serebro под списанный лейтмотив Barbra Streisand дуэта Duck Sauce запели о трудностях половой жизни на родительских квадратных метрах.
Безбашенного успеха «Мамы Любы» не только в России, но и в Европе, кажется, не ожидал сам Фадеев. Удача снова улыбнулась продюсеру, и группа начала реализовывать себя в англоязычном сегменте музыкального рынка, как и было задумано.
Пока позабытые участники группы KIT-I еле сводят концы с концами в силу того, что контракт не позволяет им выступать без разрешения, Максим Фадеев находит время сколотить группу YO YO, вновь списанную с западного оригинала, где в тот момент сияла Леди Гага. Но проект прошел мимо народа, а любое упоминанием о нем выжжено адским пламенем.
Уход Темниковой, 3G, Наргиз
В начале 2014 года расползаются слухи о том, что серебряное трио покидает его стержень — Елена Темникова. Поклонники группы замечают, что Ольгу Серябкину начинают выдвигать на первый план, а Темникова все чаще отходит в тень софитов, что подтверждается увольнительной Лены, брошенной на стол Фадеева.
По моим ощущениям, именно этот момент стал переломным в деятельности продюсера. Создается впечатление, что уход Елены Фадеев расценил как предательство и затаил большую обиду, потеряв всякий интерес к продюсированию.
Но деньги сами не падают с неба, а тут еще и поступает новое предложение от Первого канала стать наставником в детской версии «Голоса». Его Максим с удовольствием принимает, преследуя личные цели. Будто забыв горький опыт с «фабрикантами», Фадеев создает подростковую девичью группу 3G, куда входят выпускницы «Голоса». Ровно в тот же момент Наргиз Закирова, эффектно дебютировавшая на взрослом «Голосе», подписывает контракт с маэстро и становится еще одним новым артистом под его крылом.
Red Sun и MALFA
С оглядкой на Black Star Фадеев объявляет о новом дочернем лейбле с ироничным названием Red Sun. Будущая обитель талантливых хип-хоп-исполнителей схлопывается за минуты ровно так же, как казахстанский кастинг в k-pop-бойз-бэнд, с помпой представленный Фадеевым в качестве очередного проекта покорения мира.
С 2015 года он набирает целый ряд артистов, включая Нюту, Кэт Морси, Картель, Еву, и с присущей театральностью объявляет о закрытии продюсерского центра, на месте которого будет лейбл MALFA — по сути то же самое, но в другой обертке.
Но даже так называемый ребрендинг не спасает от регресса. Артисты-новобранцы просиживают штаны, нервно улыбаясь в соцсетях и заверяя поклонников, что новый релиз выйдет «совсем скоро», старожилы продюсерского центра Глюкоза и Юлия Савичева бегут без оглядки, а Serebro застревает в бесконечном колесе смен составов и кастингов.
«Песни» на ТНТ, уход Наргиз, новое Serebro
Фадеев приходит в качестве наставника-судьи в новое шоу талантов на ТНТ и набирает «мертвых душ» для своих увесистых контрактов. Очередные обещания сделать молодых артистов звездами бьют петергофскими фонтанами, оставляя за собой увесистый шмоток лапши на ушах свидетелей.
Тем временем с бесконечной сменой составов былая слава Serebro блекнет, а группа переходит в режим стагнации. Он заканчивается роспуском участниц и очередным безумным кастингом. На нем девушек просят раздеться до нижнего белья, параллельно рекламируя жареные пельмени.
От былой сексапильности Serebro не осталось и следа, Фадеев собственноручно распотрошил проект, лишив его души. Но, несмотря на гнев фанатов трио и бесконечные скандалы вокруг кастингов, новые участницы все-таки находятся, состав сформирован, а песни… А песни исполняются старые, что превращает группу в своеобразный кавер-бэнд для корпоративов.
За год до ликвидации одного из главных лейблов страны контракты расторгают финалисты «Песен», Олег Майами и Наргиз Закирова, ошибочно посчитавшая, что выйдет из вязкого болота совершенно сухой и безвозмездно сможет исполнять песни под авторством Максима. Но реальность оказывается куда безжалостнее: Фадеев не отсудил у бывшей фаворитки разве что ее собственную чалму.
Падение Берлинской стены, затопление Атлантиды, последний день Помпеи — все меркнет по сравнению с закрытием дома культур М.А. Фадеева: без дешевых сентиментальностей, но с театральными паузами объявившего о роспуске артистов. Они были ничем иным, как куклами масс-маркета, поющими по указке влиятельных дядь.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.