Образование в кризисе? Какие уроки могут извлечь школы из нового рейтинга PISA
Рейтинг PISA (Programme for International Student Assessment, программа международной оценки учащихся) — это инструмент оценки образовательных систем. Его идея в том, чтобы протестировать учеников из разных стран единой метрикой, соотнести результаты с данными об учениках, учителях и школах и понять, какие факторы влияют на результаты тестирования. Чтобы успешно сдать тест, ученикам нужно не столько продемонстрировать знания, заученные на уроках, сколько суметь перенести их на ситуации из реального мира и показать понимание математических принципов. Например, нужно рассчитать экономическую осмысленность покупки автомобиля и стоимость его обслуживания за первый год владения. На официальном сайте можно посмотреть примеры заданий. Для многих стран они доступны на русском языке.
Актуальный отчет PISA вышел в начале декабря. С предыдущего теста прошло почти пять лет, и такой перерыв связан, конечно, с пандемией коронавируса. Что же мы видим в этом году? Тест оказался самым массовым за все 20 лет с начала первого — 81 страна и почти 700 тыс. 15-летних прошли тестирование. И хотя Россия в этом году не принимала участие в тестировании, общие тенденции и факторы, влияющие на успех стран, актуальны для всех.
Результаты достаточно тревожны: за 20 лет с момента первого тестирования большинство стран потеряли примерно по 15 очков в математике, что сравнимо с тремя четвертями программы одного школьного года. Из стран, у которых и так были высокие успехи по математике, смогли сохранить или улучшить позиции лишь Австралия, Япония, Корея, Сингапур и Швейцария. Финляндия же, которую после самого первого рейтинга называли образовательным чудом, показала еще большее падение — 60 баллов. И можно было бы все списать на пандемию, которая, конечно, сыграла важную роль в результатах последнего тестирования, но многие страны начали свое падение раньше.
Образование и пандемия ковида
Влияние пандемии на результаты тестирования PISA оказалось более сложным, чем предполагалось. Данные показывают, что страны, избежавшие длительного закрытия школ, показывают более высокие результаты, а их ученики испытывают большее чувство принадлежности к школе. (Под длительным закрытием понимается срок больше трех месяцев.) В России же школы были частично закрыты 16 недель, решения о переводе на удаленное обучение принимались на уровне глав регионов и даже отдельных школ и классов.
При этом поддержание школ открытыми — важное, но не достаточное условиях для успеха учеников. Пандемия ковида и закрытие школ привели к массовому переходу на дистанционное обучение, которое поставило вопросы о готовности школ и учеников к автономной работе с использованием цифровых инструментов.
Онлайн и мотивация
Чем меньше было проблем в стране с дистанционным образованием, тем выше были результаты, притом что в начале пандемии в России учащиеся начальных классов отмечали, что у 25% из них нет доступа к интернету на компьютере, а у 20% — на смартфоне или планшете. При этом дети гораздо чаще жаловались на отсутствие мотивации, чем на какие-то бытовые проблемы (найти спокойное место для занятий или освободить время от домашних обязанностей) или сложности с освоением образовательных платформ и поиском материала. Что приводит нас к следующему выводу: недостаточно разработать множество классных образовательных платформ — важно научить детей брать ответственность за процесс.
Данные PISA показывают, что чем доступней был учитель для своих учеников, чем более открыт к вопросам и связи, тем проще им было настроится на образовательный процесс (это подтверждается и опросами российских школьников).
Очевидно, что пандемия дала такой толчок развитию цифровых технологий образования, что от них уже не возможно отказаться. Большинство стран — участников тестирования считает, что будущее за смешанными технологиями. Например, Сингапур (абсолютный лидер по всем предметам) после окончания пандемии решил ввести два дня домашнего обучения для учеников старшей и средней школы — такие дни дают учащимся шанс проходить программу самостоятельно, тренируя навыки самоорганизации и мотивации с использованием цифровых и традиционных методов.
Российские школы тоже пробуют модели смешанного обучения. Пока примеры единичны, но и они показывают, что внедрение электронных платформ и курсов, во-первых, расширяет доступ учеников к знаниям, а во-вторых, и это главное, помогают формировать учебную автономию школьников.
Что отвлекает и мешает
Но если бы с электронными девайсами все было так легко, то не было бы бесконечных дебатов о том, как, сколько и с какого возраста детям можно ими пользоваться. Сухие цифры говорят, что как минимум треть учеников отвлекается на смартфон в школе, а еще четверть — на других учеников с девайсами, что непосредственно ведет к ухудшению образовательных результатов. Дети, активно использующие смартфоны, с большей вероятностью будут на них отвлекаться в школе. Отключение уведомлений помогает, но наибольший эффект дает полный запрет мобильных телефонов в школе. Минпросвещения и Совет Федерации в целом согласны с выводами PISA и приняли полный запрет на использование телефонов во время уроков (кроме экстренных случаев). Хотя данные PISA все равно говорят, что даже при полном запрете на телефон в школе треть учеников все равно будет несколько раз в день поглядывать на экран.
Важно, сколько и как используют персональные девайсы школьники в свободное время. Понятное дело, что если в телефоне ребенок учит язык, то его результаты будут лучше. Но даже любимая игра на смартфоне (до одного часа в день) тоже показала положительное влияние на результаты тестирования. В среднем ученики, которые тратили до 1 часа в день на цифровые устройства для отдыха, набрали на 49 баллов больше по математике, чем те, кто тратил на игру 5–7 часов в день.
Родительское участие
В целом ни у кого не вызывает сомнения, что родительская вовлеченность в образовательный процесс и жизнь ребенка ведет к успеху. Дети, чьи родители интересуются успехами и сложностями ребенка, добиваются в итоге более высоких результатов тестирования по всем странам, принявшим участие в тестировании. Оказывается, даже такие простые действия, как совместные приемы пищи и разговоры о том, как прошел день, положительно влияют на общее моральное состояние ребенка и его успеваемость. Хотя это еще открытая дискуссия — где находится золотая середина участия родителей.
Инвестиции в учеников и учителей
Данные по странам с открытой статистикой показывают, что суммарные инвестиции государства в образование одного ребенка играют роль, но только до определенного момента, и эта линия отсечения находится примерно на уровне $75 тыс. на одного человека. До этой линии увеличение инвестиций дает практически однозначный прирост, свыше этого — гораздо важнее то, как эти деньги будут расходоваться. При этом нельзя однозначно сказать, что успех показывают только страны с высокими расходами. Так, Эстония тратит чуть больше $40 тыс. на ученика и при этом занимает пятое место в последнем рейтинге.
Важной частью инвестиций в образование считаются инвестиции в высокопрофессиональные кадры. В странах — членах ОЭСР, Японии, Китайском Тайбэе, США, Вьетнаме и Макао нехватка учителей была вторым по силе фактором, влияющим на успеваемость по математике. А еще постоянная нехватка учителей может стать причиной того, что к детям попадут неквалифицированные кадры. При этом доказано, что «более умные учителя производят более умных учеников». Каждая успешная страна старается выполнить эту программу по-своему. Так, в Эстонии разработана программа Noored Kooli по переобучению специалистов с магистерской степенью и получению ими дополнительного педагогического образования. При этом связь между зарплатой учителя и успеваемостью не такая сильная, как могло бы показаться. Гораздо важнее, чтобы работа была интеллектуально привлекательна.
Данные PISA показывают, что чем больше автономии предоставлено школам и учителям, тем выше средние результаты по математике; и это наиболее очевидно, когда органы образования и школы разработали механизмы обеспечения качества. При этом наблюдается тенденция, что страны с лучшей успеваемостью предоставляют учителям большую свободу в разработке программы, по которой они будут работать с учениками.
Пандемия усугубила имеющиеся проблемы: сложности взаимодействия с цифровыми девайсами, отсутствие навыков самообразования, неравенство доступа к технологиям. Системные изменения требуются также в политике использования гаджетов в школах, привлечении родителей к образовательному процессу, повышении статуса и профессионализма педагогов. Успешный опыт других стран показывает: автономия школ и учителей способствует повышению результатов, а также интеллектуальной привлекательности работы.