Стиль
Жизнь Дело в брони: какие отечественные сервисы бронирования могут заменить Booking
Стиль
Жизнь Дело в брони: какие отечественные сервисы бронирования могут заменить Booking
Жизнь

Дело в брони: какие отечественные сервисы бронирования могут заменить Booking

Фото: Freepik, Unsplash
После приостановки в России работы сервисов бронирования Booking.com и AirBnB путешественники задались вопросом, какими площадками воспользоваться для аренды жилья. Разбираемся, какие ресурсы подходят для этих целей и как развивается рынок

По прямому пути

В марте 2022 года сервис по бронированию отелей Booking.com приостановил работу в России. Чуть позже для отечественных пользователей закрылся и маркетплейс краткосрочной аренды жилья Airbnb. Согласно данным TravelLine, в феврале 2022 года на долю Booking.com в России приходилось 74% всех бронирований. Закономерно, что уход зарубежных компаний повлек за собой глобальную перестройку рынка: отельерам пришлось искать новых партнеров, а туристам — альтернативные площадки и способы аренды жилья.

Сейчас c помощью Airbnb и Booking.com нельзя искать варианты размещения в России и Белоруссии, однако русскоязычный сайт Booking.com с поиском отелей, квартир и апартаментов за рубежом по-прежнему работает. И этой возможностью до сих пор пользуются. Некоторые пользователи выбирают отель на Booking, а бронируют напрямую, на сайте самого отеля. Не отключена и опция бронирования зарубежных отелей на самом ресурсе с помощью карты иностранного банка.

Фото: Freepik

Канал прямых броней (по телефону, через мессенджер или сайт отеля) — то, на что стали делать ставку отельеры и гостиничный бизнес в отсутствие сильного игрока. Продиктовано это не столько бизнес-стратегией, сколько обстоятельствами: российские аналоги пока не могут предложить альтернативы.

Как рассказал генеральный директор сети отелей Azimut Hotels Максим Бродовский, уход Booking.com повлиял на работу многих отелей, которые до этого практически полностью получали объем броней через зарубежный агрегатор. «При этом у Azimut Hotels, несмотря на уход Booking, продажи за последний год не упали — гости стали бронировать напрямую, через сайт отеля. И сейчас в сегменте открытых бронирований через наш сайт приходит до 80% броней», — говорит Бродовский.

«Показатель прямых бронирований растет относительно других каналов продаж. Если в 2022 году доля онлайн-продаж через модуль на сайтах гостиниц была 29,6%, то в первом квартале 2023 года она составила 42%», — делятся цифрами в сервисе для увеличения дохода отельеров Bnovo. Доли сервисов онлайн-бронирования туристического жилья считались на основе данных отелей и других средств размещения, подключенных к системе Bnovo.

Некоторые представители индустрии считают, что отсутствие монополии со стороны Booking положительно отразилось на гостиничном бизнесе, и рост прямых продаж — доказательство этого. «До 80% бронирований приходилось на Booking, и, соответственно, отельеры были вынуждены платить комиссию (в среднем 20–25%). Сейчас больше пользуются прямыми бронированиями через сайт: работают собственные каналы продаж и реклама», — рассуждают в компании 101Hotels.com.

Но ситуация выглядит не так однозначно, если учесть, что еще до кризиса российским отельерам удалось найти механизмы взаимодействия с Booking. В 2021 году ФАС оштрафовала Booking.com на 1,3 млрд руб. за нарушение антимонопольного законодательства и запретила компании навязывать партнерам невыгодное предложение цены. С этого момента владельцы объектов получили право указывать на других ресурсах цены на аренду жилья, отличную от той, что указана на Booking. Теоретически эта возможность привела бы к развитию каналов прямых продаж.

Примерно по этому же сценарию происходило развитие рынка и в странах Европы, где голландский сервис выступает монополистом. Например, во Франции в 2015 году приняли поправку к так называемому закону Макрона, которая исключила из договоров между отельерами и онлайн-агентами пункты о паритете тарифов.

Фото: Shutterstock

Ostrovok, 101Hotels, «Суточно.ру», «Яндекс»

Приостановка работы в России западных компаний привела не только к росту прямых продаж на сайтах отелей, но и к перераспределению рынка в пользу отечественных аналогов. После ухода Booking российские онлайн-сервисы стали фиксировать естественный прирост. «Большое число объектов размещения, особенно частных, было представлено либо только на Booking, либо на Airbnb. После их ухода владельцы жилья стали срочно регистрироваться на других ресурсах, чтобы не потерять бизнес», — рассказывает владелец «Суточно.ру» Юрий Кузнецов.

При этом доля онлайн-продаж через сервисы бронирования в первом квартале 2023 года составила всего 30%. Ситуацию с ростом прямых продаж и отсутствием сильного игрока на рынке эксперты оценивали как временную, но спустя год она почти не изменилась. Зато в индустрии наконец наметилась стабильность: по данным Bnovo, за последние месяцы среди отечественных сервисов бронирования сформировался рейтинг лидеров.

Главным бенефициаром среди онлайн-тревел-агентств остается Ostrovok (34,40%), на втором месте — «Яндекс.Путешествия» (16,30%). В тройке лидеров — 101Hotels.com (10,30%), далее следуют Bronevik.com/MTC Travel (8,00%) и «Суточно.ру» (9,10%). В рейтинге Bnovo использованы данные только тех объектов, которые подключены к платформе.

«За год количество отелей, подключенных к экстранету Ostrovok.ru, увеличилось в два раза, до 70 тыс. объектов», — отмечают в компании. Популярность Ostrovok.ru и эксперты, и сами путешественники объясняют схожестью с Booking: аналогичный интерфейс, большая база всех типов размещения в России и за рубежом. Срабатывает и фактор узнаваемости, так как компания на рынке уже 13 лет.

Впрочем, как долго Ostrovok сможет сохранять лидерство и противостоять крупным корпорациям и маркетплейсам, которые стали инвестировать в развитие собственных тревел-направлений, пока непонятно.

Например, доля онлайн-бронирований через «Яндекс.Путешествия» за год выросла. Сервис и работает как метапоисковик, и включает в свою базу отели по всему миру. Однако возможность «Яндекса» предоставлять приоритет в поисковой выдаче, а также программа лояльности с баллами на оплату такси и других услуг делают уязвимыми остальных игроков рынка.

Включился в борьбу за клиентов и маркетплейс «Авито», изменив во многих регионах модель сайта объявлений на систему сервисов бронирования. По словам Юрия Кузнецова, рост конкуренции между сервисами заставил компании осваивать новый сегмент. Например, компания «Суточно.ру» раньше специализировалась на сдаче в аренду частного жилья, а теперь начала подключать базу отелей, сервис Ostrovok.ru стал работать с владельцами домов и квартир, хотя до этого взаимодействовал только с юридическими лицами. В компании это объясняют нехваткой гостиничного фонда в российских регионах, куда поехали туристы после закрытия зарубежных направлений.

«Менее чем за месяц база инвентаря пополнилась почти десятком тысяч частных объектов. Самые популярные направления — Краснодарский край, Санкт-Петербург, Калининградская область и Татарстан», — отмечают в компании. В «Суточно.ру» конкретизируют, что самой большой популярностью у туристов пользуются Сочи, Геленджик, Анапа, Санкт-Петербург, Москва, Казань и Калининград.

Морской вокзал, Сочи

Морской вокзал, Сочи

Внутренний туризм

В ситуации, когда возможность зарубежных поездок сильно ограничена, развитие внутреннего туризма не столько тренд, сколько контекст. Еще недавно чиновники и бизнесмены рассуждали о необходимости создания аналога Booking. Однако российские площадки ассоциируются не с самой благоприятной ситуацией в сфере туризма, поэтому сравнение с Booking не вполне корректно: на сайте Ostrovok.ru сейчас можно забронировать любой тип жилья в большинстве стран, но многие пользователи, у которых возможность путешествовать по миру сохраняется, используют данный сервис только для внутренних поездок. «Для поездок по России я использую Ostrovok, а за границей бронирую отели на Booking с помощью карты, которую оформила в одном из банков Узбекистана», — говорит активная путешественница Мария.

Многие российские агрегаторы — Bronevik, «Авито», 101Hotels.com, «Суточно.ру» — с зарубежными направлениями почти не работают. При этом доля местных бронирований через эти сайты растет.

«Очень много бронирований в Белоруссии, я бы сказал, что это самое популярное «зарубежное» направление сейчас, — говорит Юрий Кузнецов. — Белоруссия столкнулась с той же проблемой, что и Россия, поэтому много бронирований происходит через наш сервис».

Как рассказали в компании 101Hotels.com, конкуренция бронирования распределяется не только по России в целом, но и по городам: в разных городах популярны разные площадки — и это тоже свидетельствует о том, что глобальный игрок на рынке так и не появился.

Несвижский замок, Беларусь

Несвижский замок, Беларусь

Что в перспективе

Некоторые участники индустрии видят угрозу в монополии со стороны «Яндекса», однако аналитики рынка таких опасений не разделяют. «В 2022 году отельеры и гости были дезориентированы после ухода крупнейших агрегаторов бронирования и других иностранных игроков, — говорит генеральный директор компании Bnovo Валентин Микляев. — Никто не хочет повторения подобной ситуации, все понимают, что нужно диверсифицировать риски и не делать ставку на один канал продаж, как это было ранее». По его словам, в России уже сейчас наблюдается тенденция с усилением нескольких крупных игроков среди сервисов бронирования и ближайшие несколько лет наш рынок будет развиваться по азиатскому, в частности китайскому, сценарию, где существует несколько лидеров.

Помимо стандартных сервисов в последнее время стали появляться профильные платформы — специальные системы бронирований для глэмперов, караванеров и кемперов.

По словам Микляева, у пользователей уже сформировалась привычка сравнивать различные площадки и сайты, что также способствует здоровой конкуренции на рынке.