Стиль
Впечатления Как устроен «кабинет редкостей» РБК и студии «Тихая» на Cosmoscow
Впечатления

Как устроен «кабинет редкостей» РБК и студии «Тихая» на Cosmoscow

Стенд РБК на Cosmoscow

Стенд РБК на Cosmoscow

Рассказываем, как собственный проект РБК на Cosmoscow помогает не утонуть в лавине современного искусства и откуда на спинках стульев взялись портреты Ахматовой и Булгакова

Ярмарка Cosmoscow в этом году объединила более 130 галерейных, некоммерческих и партнерских стендов, разместившихся на двух этажах московского Тимирязев-центра 12–14 сентября. Восприятие современного искусства — это не всегда и не только досуг и развлечение. Слова о том, что любой посетитель выставки должен сам совершать некоторую духовную работу, чтобы сонастроиться с произведениями, давно стали общим местом. Но редко когда они звучат так резонно, как в случае со столь масштабным проектом.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Отсмотреть сотни работ, составить впечатление о десятках и выбрать приглянувшиеся единицы, потратив на это несколько часов, — сегодня это почти подвиг самодисциплины, после которого хочется дать глазам отдых от вереницы ярких образов. На крупных арт-ярмарках для этого обычно предусмотрены рекреационные зоны, где концентрация искусства на квадратный метр сведена к минимуму. Есть они и на Cosmoscow, равно как и проект, позволяющий чуть замедлиться и перенастроить фокус зрения, при этом полностью не выпадая из процесса знакомства с искусством.

Такой точкой на карте Cosmoscow 2025 стал некоммерческий стенд РБК, посвященный проекту «РБК Визионеры». Героем стенда «И1.9» выступила нижегородская студия «Тихая», которая отмечает в этом году свое десятилетие. Один из экспонатов на стенде буквально отсылает к образу Save Room из японских компьютерных хоррор-игр. Это «Проигрыватель» Артема Филатова, основателя «Тихой» и героя проекта «РБК Визионеры». На этой работе завязано сразу несколько тем, сквозных как для стенда на Cosmoscow, так и для самой студии.

Артем Филатов. Проигрыватель. 2024

Артем Филатов. Проигрыватель. 2024

«Тихая» появилась в Нижнем в 2015 году как сообщество художников-единомышленников, преимущественно занимавшихся уличными практиками, то есть стрит-артом. Сегодня в ней работают 11 художников-резидентов, для которых студия служит аналогом Save Room. В гейминге это пространство, где можно зафиксировать достигнутое и на время почувствовать себя в безопасности. Такая зона была создана в студии в 2024 году в рамках проекта «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями». Гости «Тихой» могли самостоятельно бродить по ней в формате арт-квеста, а в финале их ждала та самая Save Room с «Проигрывателем», воспроизводящим написанную специально для проекта успокаивающую музыку композитора Дмитрия Крылова.

Cosmoscow 2025: что показали и кого раскупили в первый же день ярмарки

Вырванный из контекста выставки, пусть даже такой необычной, и помещенный в стерильно-белоснежный куб ярмарочного стенда, такой объект может вызвать у зрителя недоумение: что же перед ним — бытовой предмет или произведение искусства? Таких экспонатов на стенде РБК немало. Чего стоят хотя бы стулья из серии Vanitas еще одного резидента «Тихой» — Александра Лаврова. Отличить их от невзрачного, изрядно потрепанного временем предмета мебели с первого взгляда почти невозможно. Лишь при ближайшем рассмотрении на спинках можно заметить как бы проступающие из-под обивки портреты Анны Ахматовой и Михаила Булгакова (проект Vanitas создавался художником для Литературного музея Горького в Нижнем Новгороде).

Александр Лавров. Ахматова. Из серии Vanitas. 2015

Александр Лавров. Ахматова. Из серии Vanitas. 2015

Пристальное всматривание в каждый предмет, каким бы неброским он ни казался, — это радикально иная поведенческая стратегия, чем та, что требуется на ярмарке, когда яркие образы сами бросаются в глаза. Идея стенда, который акцентировал бы разницу между тем, что значит «смотреть» и по-настоящему «видеть», принадлежит Анастасии Каменской, шеф-редактору и креативному директору редакционных проектов «РБК Стиля».

Стенд РБК на Cosmoscow

Стенд РБК на Cosmoscow

«Взгляд может быть поверхностным, но может проникать вглубь, замечать детали, которые остаются невидимыми для других», — отмечает Анастасия, подчеркивая, что в этом году стенд на Cosmoscow по своему наполнению и концептуальной целостности вполне сравним с галерейными соседями. «Единственная разница в том, что он некоммерческий: мы не продаем искусство, а погружаем в важные для нас смыслы и контексты», — добавляет она.

Стенд РБК на Cosmoscow

Стенд РБК на Cosmoscow

За наполнение стенда (в Москву из Нижнего приехало более 100 работ) отвечала куратор «Тихой» Алиса Савицкая. Именно она решила остановить выбор на вещах, которые не сразу считываются как искусство. Кроме того, важно было показать произведения, позволяющие проследить как историю студии, так и художественную эволюцию отдельных авторов. На московском стенде оказались работы из архива и открытого хранения студии, которые раньше никогда не экспонировались вне стен «Тихой». Это, например, написанная на деревянной панели картина Андрея Оленева «Лесоруб». С момента ее создания в 2018 году заметно изменилась как стилистика работ художника, так и его техника: от дерева он полностью перешел к холстам. Обилие таких экспонатов позволяет Савицкой описывать стенд на Cosmoscow как своего рода кабинет редкостей.

Андрей Оленев. Лесоруб. 2018

Андрей Оленев. Лесоруб. 2018

Говоря об архивной работе, которую студия скрупулезно ведет уже несколько лет, собирая, каталогизируя и оцифровывая буквально все работы своих резидентов, начиная чуть ли не с детских рисунков, куратор «Тихой» подчеркивает, что это работа, которую в идеале должна вести любая культурная институция.

«Сегодня наши художники создают то, что завтра станет историей искусства, — подчеркивает Савицкая. — Важно ее фиксировать, когда она происходит, иначе потом все забывается, теряется. Кажется, что архив обращен в прошлое, но на самом деле это самая долгосрочная проекция в будущее из возможных. Мы создаем багаж знаний, на который смогут опираться исследователи».

Серьезность такого отношения к самим себе (на самом деле вполне оправданного) на выставке с лихвой компенсируется ироничными работами команды «ТОЙ». Все они, от выполненного из меди «бумажного» самолетика до глиняной рыбьей головы, относятся к проекту «Барахолка», который стал результатом воссоединения дуэта в 2023 году после долгого перерыва.

Команда «ТОЙ». Кости. Из проекта «Барахолка»

Команда «ТОЙ». Кости. Из проекта «Барахолка»

Арт-группа «Провмыза»: «Важно, чтобы была острая взбудораженность»

Любопытно и то, как сильно отличается ретроспективный взгляд на одни и те же предметы инсайдера и стороннего наблюдателя. Совершенно неважное для непосвященного человека событие — уборка и реконструкция примыкающей к студии столярной мастерской — самими резидентами считается едва ли не поворотной вехой в ее новейшей истории. Именно там Всеволод Абазов из команды «ТОЙ» работал над масштабной деревянной «Кувшинкой», также представленной на стенде.

Всеволод Абазов. Кувшинка. 2024

Всеволод Абазов. Кувшинка. 2024

Концепция стенда была разработана Марго Макаровой и Улей Савич (команда newnow), к формированию экспозиции присоединился архитектор Михаил Хвалебнов. В основу архитектурного решения легла концепция Рема Колхаса «Город плененного земного шара» — модель сосуществования разных идей со своей функцией, идентичностью и философией на равных условиях. Модель, в которой единство вмещает разнообразие.

Экспозиция строится как собрание самостоятельных «полей» и одновременно общее пространство для диалога. Этот подход перекликается с проектом «РБК Визионеры», который объединяет независимые инициативы и задает зрителю маршрут для личного погружения.

Иван Белов. Без названия. 2024

Иван Белов. Без названия. 2024

«Мы не впервые вместе с РБК размышляем над вопросами "На что вы смотрите? А что вы видите?" и близко знакомы с библиотекой людей и идей проекта "РБК Визионеры", — делится Марго Макарова. — Часто мы видим только результат, за которым стоит огромный труд. Так ключевой темой проекта стал процесс как созидательно направленные действия и неотъемлемая часть любого результата».

Этот подход разделяют и резиденты «Тихой». Акцент на процессе, а не на результате, например, отличает графическую практику Якова Хорева. На стенде представлены десятки его графических листов, при этом сам художник графиком себя не считает и скорее предпочитает разговаривать со зрителями.

Яков Хорев. Без названия. 2024

Яков Хорев. Без названия. 2024

Открытость зрительской реакции — еще одна и, наверное, главная особенность и стенда на Cosmoscow, и студии «Тихая». Даже несмотря на то, что их юбилейная выставка в Нижнем иронично называлась «Наши двери всегда закрыты». Со многими экспонатами на стенде можно и нужно взаимодействовать, будь то мимикрирующая под инвентарную опись работа Антона Морокова или тот самый «Проигрыватель», который позволит разделить с резидентами «Тихой» чувство временного покоя и лучше узнать об их практике. 

Авторы
Теги
Александр Быковский