Стиль
Впечатления Венеция-2025: динамит, Данте и слеза ребенка
Впечатления

Венеция-2025: динамит, Данте и слеза ребенка

Кадр из фильма «Посторонний»
Кадр из фильма «Посторонний»
Взрывные устройства от примитивных до ядерных — в центре многих фильмов Венецианского фестиваля. Как и равнодушие, позволяющее злу существовать

«Дом с динамитом» Кэтрин Бигелоу

Кэтрин Бигелоу в шестой раз принимает участие в Венецианском фестивале (да, есть известные режиссеры, которые не обязаны своей славой Каннам, и таких много), в этом году с напряженным политическим триллером «Дом с динамитом» (A House of Dynamite). Это визуализация главного страха сегодняшнего человечества, вновь неожиданно для себя оказавшегося лицом к лицу с угрозой ядерной войны. Фильм начинается титром в том смысле, что никогда такого не было — и вот опять. Как во времена, предшествовавшие Карибскому кризису, снимали фильмы о последствиях атомной войны («На берегу» Стэнли Крамера, например), так и сейчас тема подобного «кризиса» настойчиво поднимается в кино и телесериалах вроде «Дипломатки».

Фильм Бигелоу оставляет своих конкурентов далеко позади. Он моделирует худшую ситуацию: неизвестно кто (на выбор предложено три варианта: Россия, Китай, Северная Корея, но эпизод переговоров с российским министром иностранных дел внушает робкую надежду, что Россию авторы скорее исключают из этого уравнения) запустил ракету, которая через 17 минут уничтожит Чикаго. Ситуация рассматривается трижды: с точки зрения сотрудников Белого дома и Пентагона, военной базы на Аляске и самого президента (который в этом фильме вновь чернокожий, в исполнении Идриса Эльбы), который вынужден сделать нелегкий выбор между, как это формулирует один из его советников, «отступлением или самоубийством».

Финал открытый, но что-то подсказывает, что выбор будет сделан в сторону отступления. Бигелоу делает настолько сильный, убедительный, вжимающий тебя в кресло фильм, полный политических и военных подробностей, а также человеческих реакций со стороны обыкновенно не предрасположенных к ним ответственных лиц, что по его окончании хочется стряхнуть с себя весь этот морок, как будто бы ничего не видел и не слышал. Но, увы, уже не получится.

Кадр из фильма «Дом с динамитом»

Кадр из фильма «Дом с динамитом»

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

«Взрывное устройство» Гаса Ван Сента

Еще один напряженный триллер, на сей раз по мотивам реальных событий, показал вне конкурса Гас Ван Сент, награжденный на фестивале почетной премией от итальянского производителя вин, алкогольных и безалкогольных напитков. В основе его «Взрывного устройства» (Dead Man's Wire) — история о том, как в конце 1970-х в штате Индиана «обманутый вкладчик» взял в заложники сына главы ипотечной компании (Аль Пачино) и не отпускал до тех пор, пока не получил извинения и огромную компенсацию. Впрочем, извинения и компенсация, само собой, оказались обманом, и симпатичный (в исполнении Билла Скарсгарда, а в реальности вообще-то не очень) антигерой оказался на скамье подсудимых. Но созданный им при помощи ТВ и местной радиостанции (Колман Доминго в роли популярного диджея) положительный образ сыграл по факту в его пользу.

Прозябавший довольно долго после каннского провала «Леса самоубийц» (настолько серьезного, что от фильма отказались уже купившие его прокатчики) Ван Сент вернулся с мастерски сделанным и по-настоящему независимым кино — очень презрительным по отношению к бездушным корпорациям и очень теплым по отношению к простым людям, пытающимся бороться с ними такими экстремальными способами.

Кадр из фильма «Взрывное устройство»

Кадр из фильма «Взрывное устройство»

«В руке Данте» Джулиана Шнабеля

Также показанный вне конкурса фильм «В руке Данте» (In the Hand of Dante) оказался осознанным «трешем», в котором известный современный художник Джулиан Шнабель отчаянно и безрассудно соединяет «низкое» и «высокое», бульварную гангстерскую историю — с придыханиями относительно «Божественной комедии» и ее автора. По сюжету вождь мафии с лицом Джона Малковича отправляет наемного убийцу (Джерард Батлер) и писателя Ника Тошеса (только что блеснувший в «Франкенштейне» Оскар Айзек), чей роман лег в основу этого странного полотна, в Италию с целью украсть недавно обнаруженные подлинники бессмертного творения Данте. Им это без труда удается, как и последующая кража в архивах других материалов XIV века, необходимых для установления подлинности бесценной рукописи. Попутно писатель-гангстер (и вместе с ним Оскар Айзек) возникает в виде непосредственно Данте Алигьери, и его наставляет на путь истинный заклеенный белой бородой Мартин Скорсезе, предстающий в виде многомудрого монаха Исайи.

У Джулиана Шнабеля были фильмы, в которых его свободный и расхристанный, импрессионистский, полуимпровизационный стиль оказывался очень к месту: например, «Ван Гог. На пороге вечности», снятый с рук, практически в репортажной манере и в какой-то степени ожививший, приблизивший к нам давно почившего классика. Но тот же трюк с Данте у анархиста Шнабеля, увы, не прокатил, несмотря на виртуозную, как всегда, работу оператора Романа Васьянова и полную режиссерскую свободу, не стесненную рамками ни жанра, ни здравого смысла, за которую Шнабеля наградили на фестивале почетной премией от Cartier.

Оскар Айзек в фильме «В руке Данте»

Оскар Айзек в фильме «В руке Данте»

Как Данте Алигьери создал образец успешного художника

«Посторонний» Франсуа Озона

До показа в венецианском конкурсе картины «Посторонний» (L'Étranger) складывалось ощущение, что Франсуа Озон застрял в творческом кризисе, выдавая каждый год неизменно симпатичные детективно-комедийные побасенки Что случилось осенью», «Мое преступление»). Его новый фильм доказывает, что лукавый Озон в состоянии «напустить серьезу» ничуть не хуже других. На этот раз он экранизирует не бульварную пьесу, а классику экзистенциализма, роман Альбера Камю, который до него переносил на экран (причем неудачно) не кто-нибудь, а Лукино Висконти. Результат — убедительное исследование характера, распространенного ныне гораздо больше, чем во времена Камю, — характера человека, равнодушного к жизни и к смерти, не только своим, но и чужим, не способного пролить слез на похоронах матери, не способного ни к ненависти, ни к любви.

Антигерой Бенжамена Вуазена (у Висконти роль «человека без свойств» играл Марчелло Мастроянни, актер с 100-процентным обаянием) случайно или нет убивает в колониальном французском Алжире арабского хулигана только потому, что солнечный свет от лезвия, которым тот ему угрожал, слепил ему глаза. У французского колониального правосудия (действие происходит в 1942 году) не было проблем с оправданием подсудимого (арабов оно за людей не считало), но его моральный облик вызвал у него антипатию. Еще бы, «посторонний» обладает редким качеством: он не врет никому и никогда, даже если ему грозит гильотина. Неспособность к чувствам — его ответ на «сладкое равнодушие мира», как сказано у Камю. Попробуй найди таких среди нынешних равнодушных.

Кадр из фильма «Посторонний»
Кадр из фильма «Посторонний»

Венеция-2025: женское кино, бесящее и восторгающее

«Кто все еще жив» Николаса Вадимоффа

В программе Venice Days показали фильм «Кто все еще жив» (Qui Vit Encore / Who Is Still Alive) швейцарца Николаса Вадимоффа, героями которого являются беженцы, чудом выбравшиеся из Газы: их не пускают никуда, кроме Южной Африки. Девяти мужчинам и женщинам разных лет, разного социального положения, но одинаково потерявшим свою прошлую жизнь, а часто — родных и близких, режиссер дает возможность рассказать свои душераздирающие истории, создав им для этого искусственную выгородку наподобие «Догвилля» Ларса фон Триера — черную комнату с нарисованной на полу картой Газы. То, как они с закрытыми глазами находят места, в которых живут, в городе, который любят и знают, — пожалуй, самый трогательный, самый сильный образ картины. Это не интервью, а рассказ, точнее девять рассказов, очеловечивающих примелькавшуюся телехронику, наполняющих ее подлинным человеческим содержанием. Эти люди не отвечают за действия ХАМАС, не могут ему противостоять. Все, что они могут, — это апеллировать к человечности смотрящих. И им это удается.

Кадр из фильма «Кто все еще жив»
Кадр из фильма «Кто все еще жив»

«Голос Хинд Раджаб» Каутер Бен Ханьи

Но чемпионом Венеции наверняка станет тунисский режиссер Каутер Бен Ханья, над чьим показанным в конкурсе фильмом «Голос Хинд Раджаб» (The Voice of Hind Rajab) не прольет слезы только самый богомерзкий и циничный кинокритик. По сведениям издания Variety, на официальной премьере ему аплодировали 22 минуты («Разрушительной машине» со Скалой Джонсоном — 15 минут, картине Бигелоу — 11). Бен Ханья экранизируют чудовищную реальную историю, произошедшую в Газе: израильский танк в упор расстрелял машину с палестинской семьей, в живых осталась шестилетняя девочка, чей реальный (!) голос мы слышим на протяжении всей картины.

Актеры играют сотрудников call-центра на Западном берегу, поддерживающих связь с девочкой, в то время как их начальник занимается согласованием ее спасения с израильской армией и международными организациями. Когда спустя световой день спасение девочки удается-таки согласовать, машину скорой помощи расстреливает израильский танк. Даже если бы эта история была вымышлена, она продирала бы до костей, но в данном конкретном случае режиссер предъявляет записанные голоса жертв и их родственников, предъявляет мать и маленького брата Хинд Раджаб, предъявляет видео извлечения трупов. И предъявляет полнейший паралич гуманизма в сегодняшнем мире: полтора часа мы наблюдаем, как оказывается невозможно по самым разным причинам спасти плачущую маленькую девочку. Слеза невинного ребенка, о которой писал Достоевский, не в состоянии перевесить груз всех «институтов», которые.по идее не должны ее допускать.

В числе продюсеров — Джонатан Глейзер и Альфонсо Куарон, а уже после того, как фильм был отобран в венецианский конкурс, в продюсеры записались Брэд Питт, Хоакин Феникс и Руни Мара (последние двое приехали поддержать картину в Венецию). Ее будущая победа на фестивале, где только что прошла невиданная демонстрация в поддержку Палестины, и на предстоящем «Оскаре» кажется неизбежной, но в данном конкретном случае это не вызывает никакого раздражения: «Голос Хинд Раджаб» — настоящий шедевр нынешнего бесчеловечного времени, гуманистическое послание в никуда с надеждой, что оно дойдет хоть куда-нибудь.

Кадр из фильма «Голос Хинд Раджаб»
Кадр из фильма «Голос Хинд Раджаб»
 

Авторы
Теги
Стас Тыркин