Стиль
Впечатления Венеция-2025: женское кино, бесящее и восторгающее
Впечатления

Венеция-2025: женское кино, бесящее и восторгающее

Кадр из фильма «Воспоминания о принцессе Мумби»

Кадр из фильма «Воспоминания о принцессе Мумби»

На Венецианском фестивале, как всегда в последнее время, много женского кино. Ему самоотверженно противостоит Дуэйн «Скала» Джонсон

«Завещание Энн Ли» Моны Фаствольд

На каждом уважающем себя фестивале должен быть по крайней мере один истерический женский фильм, бесящий одну часть публики и восторгающий другую, в котором его режиссер демонстрировала бы всю свою артистическую отвагу, а также пренебрежение публикой и, возможно, плохой характер. В богобоязненных Каннах, давно сломавшихся под грузом «повестки», таких фильмов в этом году был целый ассортимент. В сопротивляющейся Венеции, даже позволяющей себе выходки Луки Гуаданьино и Джулии Робертс, таким фильмом стало «Завещание Энн Ли» (The Testament of Ann Lee) Моны Фаствольд. Аплодисменты звучали уже факту его показа с 70-миллиметровой пленки — в прошлом году здесь так же показывали «Бруталиста» Брэйди Корбе.

Мона Фаствольд — подруга жизни Корбе, соавтор сценариев его фильмов, в том числе, разумеется, «Бруталиста», взявшего в 2024 году в Венеции «льва» за лучшую режиссуру, а потом несколько «Оскаров». В том числе за лучшую музыку — неудивительно, что композитор «Бруталиста» Дэниэл Блумберг играет в «Завещании Энн Ли» первую скрипку: это мюзикл, и музыка в нем, хоть и однообразна, но действительно хороша.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Снимавшаяся ранее в мюзиклах «Mamma Mia!» и «Отверженные» Аманда Сайфред здесь получила шанс доказать, что она серьезная актриса (приз в Венеции более чем возможен), ибо 130 минут экранного времени она либо натурально бьется в экстазе, либо поет сложную музыку и танцует сложную хореографию, либо в крови рожает детей, либо подвергается побоям и унижениям, либо все это вместе плюс симуляция сложного манкунианского акцента. Ее героиня — мать Энн Ли, основательница радикального религиозного движения шейкеров, в середине XVIII века провозгласивших, что если Бог сделал человека по своему образу и подобию, то значит у Бога есть мужская и женская половины, а значит все люди равны.

Родив четырех мертвых детей, матушка провозгласила целибат частью своего культа и стала отвергать наглые эротические притязания мужа. Видения и одержимость довели ее из родного Манчестера до дикой в ту пору Америки, которую она потрясла экстатическими танцами, пускаясь в них со своей паствой по любому случаю. Мона Фаствольд явно видит в этой героине прародительницу современных женских движений и искренне оплакивает ее тяжелую жизнь и судьбу, но сделать ее интересной аудитории, несмотря на все стоны, вой и конвульсии, у нее не получилось. Даже 70-миллиметровая пленка не помогла.

Кадр из фильма «Завещание Энн Ли»
Кадр из фильма «Завещание Энн Ли»

«Разрушительная машина» Бенни Сэфди

«Разрушительная машина» (The Smashing Machine) Бенни Сэфди — песнь во славу старой доброй полузабытой маскулинности. Дуэйн «Скала» Джонсон, кажется, второй раз в жизни играет в фильме, оказавшемся достойном конкурса мирового кинофестиваля (были еще когда-то с треском провалившиеся в Каннах «Сказки юга»; фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» в 2006 году. — «РБК Стиль»). Было бы здорово, если бы его, как Аманду Сайфред, наградили актерским призом.

«Скала» играет реального бойца смешанных единоборств Марка Керра, легенду и первопроходца этого вида спорта. Фильм, снятый под явным влиянием «Бешеного быка» Скорсезе и других голливудских «боксерских» фильмов 1970–80-х годов, рассказывает о периоде, когда непобедимый ранее Керр начинает понемногу проигрывать. Не в последнюю очередь оттого, что дома ему осложняет жизнь недалекая жена (Эмили Блант, отличное воплощение токсичной женственности), которая без всякого повода выносит мужу мозг: разбила, например, дорогое блюдо, его подарок из Японии. Стоит Керру задуматься, за что ему все это, как он мгновенно получает коленом по голове от Александра Усика: ринг — не место для сомнений и размышлений.

«Разрушительная машина», обнаруживая вполне себе интеллигентное лицо и трепетную душу, изо всех сил сдерживается и во время домашних разборок позволяет себе только вынести кулаком дверь, но сварливая женщина не унимается, и Керр в результате определяет ее в психушку. В финале он сам появляется в кадре, укладывая в багажник покупки и приветствуя киноаудиторию — сама мягкость и добродушие.

Эмили Блант и Дуэйн «Скала» Джонсон в роли Марка Керра в фильме «Разрушительная машина»

Эмили Блант и Дуэйн «Скала» Джонсон в роли Марка Керра в фильме «Разрушительная машина»

«Орфей» Вирджилио Виллорези

Показанный вне конкурса итальянский «Орфей» (Orfeo) Вирджилио Виллорези — изобретательная вариация мифа об Орфее и Эвридике, синтетически вбирающая в себя игровое кино и кукольную анимацию, оптические эксперименты и компьютерную графику, эстетику немецкого экспрессионизма и несомненное влияние Тима Бертона с его забавными готическими монстрами и «плясками смерти». При всем том это вещь рукотворная и абсолютно оригинальная.

Пианист из клуба «Полипус» Орфей влюбляется в балерину Эуру, но она, как полагается, исчезает, и Орфей следует за ней в «после-жизнь», которая начинается за порогом странной виллы, к которой он всегда питал нездоровый интерес. Меланхолическая фантасмагория не может закончиться «хэппи-эндом», в декадентском искусстве теней и зеркал это был бы дурной тон, но Эура оживает в звуках музыки Орфея, его снах и тоске.

Кадр из фильма «Орфей»
Кадр из фильма «Орфей»

«Горгона» Евы Калогиропулу

Современная интерпретация легенд и мифов Древней Греции продолжилась в «Неделе критики», где предъявили греческую же «Горгону» (Gorgonà) дебютантки Евы Калогиропулу — оголтелый феминистский трэш, разворачивающийся в мифическом пространстве некоего патриархального города-государства, где женщины нужны только для обслуживания орды новых спартанцев, контролирующей градообразующее предприятие — нефтеперерабатывающий завод.

Главный среди военизированных мужчин, несмотря на вполне молодой возраст, собирается скоро отбросить коньки — каково же удивление его братии, когда он назначает своим преемником борзую путану Марию. Сия особа может наподобие Горгоны раскладывать волосы на подушке, а еще — уничтожать мужчин одним только ненавидящим взглядом (как один только взгляд в лицо той самой Горгоны обращал мужчин в камень). Дебютантка ни в чем себе не отказывает: мифологическую Медузу Горгону, как известно, поделом прикончил Персей — в творении Калогиропулу Мария сама прикончит любого. В финале она расстреливает всех подчистую, мстя за погибель Елени, еще более борзой путаны и певички.

Кадр из фильма «Горгона»
Кадр из фильма «Горгона»

«Воспоминания о принцессе Мумби» Дэмиена Хаузера

Действие показанных в программе Venice Days кенийско-швейцарских «Воспоминаний о принцессе Мумби» (Memory of Princess Mumbi) Дэмиена Хаузера отнесено к 2094 году. Через 20 лет после окончания Великой Войны в очередной раз пришедшие к власти консерваторы уничтожили всю современную технологию, и молодой режиссер по имени Кьюв начал снимать документальный фильм о временах, когда в мире властвовал искусственный интеллект. В некоем местечке Умата он встречает девушку Мумби, которая, помогая ему снимать кино, становится любовью всей его жизни (прилагается множество кадров кривляний в формате «найденных видеоматериалов»).

Когда девушка исчезает, чтобы выйти замуж за принца, у Кьюва не остается выхода и он получает «Оскара» (в этом фильме все просто), чтобы вновь встретиться с Мумби на съемочной площадке. Когда Мумби неожиданно умирает, он посвящает то, что мы смотрим, ей. Как в «Обыкновенном чуде» у Евгения Шварца: «Дачники и живут в тыкве, и питаются ею». Сейчас это называется «метакино». В ходе этого метафильма Мумби предлагает снять кино без конфликта, которое бы, как жизнь, состояло из эпизодов, в которых нет смысла. Авторам данного ретрофутуристического коллажа это блистательно удалось.

Кадр из фильма «Воспоминания о принцессе Мумби»
Кадр из фильма «Воспоминания о принцессе Мумби»

«Песни забытых деревьев» Анупарны Рой

Показанные в конкурсе «Горизонты» «Песни забытых деревьев» (Songs of forgotten trees) индийской дебютантки Анупарны Рой наводят на воспоминания о другом, еще не забытом фильме «Всё, что нам кажется светом» Паял Кападии. Действие тоже происходит в Мумбае и касается двух молодых женщин, живущих вместе в одной квартире. Едят на полу, там же стирают белье. Одна, по имени Туя, хочет стать актрисой, но пока работает проституткой (это случается). Другая отвечает на платные звонки и думает о замужестве, которое, по мнению режиссера, по большому счету мало чем отличается от профессиональной деятельности ее соседки. Девушки живут в квартире, которую бесплатно отдала им жена одного из самых противных клиентов Туи, только бы муж держался от нее подальше. Туя, по сути, работает психотерапевтом, но ее сессии с клиентами доводят ее саму до онлайн-консультаций с врачом.

Никакого особенного света в финале этой истории режиссер предложить не может, не считая апелляции к поэтически колышущимся деревьям: хорошо еще, что две затюканные маленькие женщины нашли друг друга, а то могли бы и затеряться в чреве равнодушного 20-миллионного города. Элегическая история о дружбе, заботе и понимании подкупает своей ненавязчивостью, непретенциозностью.

Кадр из фильма «Песни забытых деревьев»
Кадр из фильма «Песни забытых деревьев»
 

Авторы
Теги
Стас Тыркин