Стиль
Впечатления 7 неочевидных событий из программы летнего фестиваля «Зарядье»
Стиль
Впечатления 7 неочевидных событий из программы летнего фестиваля «Зарядье»
Впечатления

7 неочевидных событий из программы летнего фестиваля «Зарядье»

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)

«Карнавал животных», The New Bulgarian Voices и переосмысление «Лебединого озера»: выбрали из программы летнего фестиваля «Зарядье» концерты, которые могут показаться чуть менее значительными на фоне больших премьер, но заслуживают внимания

Со 2 июня по 6 июля в Москве в третий раз пройдет летний музыкальный фестиваль «Зарядье», в рамках которого со сцены одноименного концертного зала прозвучат классика, джаз, традиционная и современная музыка. В центре программы — несколько масштабных премьер, в том числе новые прочтения опер «Борис Годунов», «Царская невеста» и «Травиата», а также выступления симфонических оркестров Мариинского и Большого театров, Московского государственного симфонического оркестра, камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема и других. В тени этих во всех отношениях крупных новинок ок могут остаться, ну или, по крайней мере, прозвучать не так громко концерты, у которых при этом есть все шансы попасть в сердца зрителей и оказаться жемчужинами фестиваля.

«Карнавал животных»: джазовая фантазия

1 июня, воскресенье

Накануне официального концерта-открытия фестиваля 2 июня, на котором, к слову, выступит уругвайский бас-баритон Эрвин Шротт, 1 июня, в День защиты детей, в Большом зале «Зарядья» прозвучит джазовая фантазия на темы из сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», или «Зоологическая фантазия», как называл сюиту сам автор, в исполнении Большого джазового оркестра под управлением Петра Востокова.

Написанный во многом как шутка, наполненный юмором и сатирической музыкальной игрой, «Карнавал животных» практически не исполняли при жизни Сен-Санса: композитор сам запретил публиковать партитуру за исключением лишь одной из 14 ее частей — «Лебедя», боясь прослыть автором «несерьезной» музыки. Однако после его смерти в 1921 году запрет спал, и уже после состоявшейся в феврале 1922 премьеры для широкой публики «Карнавал» получил известность и прочно вошел в репертуар ансамблей самых разных размеров — в оригинале сюита инструментована для 11 исполнителей, но в наши дни нередко звучит и в оркестровой версии. Как раз в исполнении большого состава, причем джазового, смогут услышать «Карнавал животных» гости фестиваля «Зарядье».

Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова

Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова

Концерт к юбилею Брукнера

5 июня, четверг

Австрийский композитор, органист и музыкальный педагог Антон Брукнер, со дня рождения которого в минувшем году прошло 200 лет, вошел в историю музыки прежде всего как автор девяти монументальных симфоний, однако он писал и духовные произведения, и светские кантаты, и хоры, и даже сольные песни. В 1879 году по заказу скрипача и композитора Йозефа Хельмесбергера Брукнер написал свое единственное камерное сочинение — Струнный квинтет фа мажор.

Именно камерному творчеству Брукнера будет посвящен концерт 5 июня. В первом отделении ансамбль солистов оркестра «Виртуозы Москвы» — Галия Жарова (скрипка), Анастасия Мамяшева (скрипка), Кирилл Семёновых (альт), Антон Кулапов (альт), Даниил Шавырин (виолончель) и Алексей Кропотов (виолончель) — исполнит квинтет Брукнера, а во втором прозвучит Струнный квинтет до мажор другого важнейшего австрийского композитора Франца Шуберта, на чье камерное и симфоническое творчество во многом опирался Брукнер.

Ева Геворгян и МГАСО под управлением Димитриса Ботиниса

13 июня, пятница

Словно в продолжение предыдущего концерта прозвучит Седьмая симфония Брукнера ми мажор, в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Димитриса Ботиниса. Также в программе — концерт № 23, ля мажор, Моцарта, который исполнит одна из ярчайших молодых российских пианисток, лауреат премий Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова и International Classical Music Awards Ева Геворгян.

Ева Геворгян
Ева Геворгян

Российский роговой оркестр

14 июня, суббота

Образованный в 2006 году в Санкт-Петербурге Российский роговой оркестр под управлением Сергея Поляничко избрал благородную цель — возродить популярную в России XVIII—XIX веках роговую музыку, то есть музыку, исполняемую на охотничьих рогах. В петербургский ансамбль входят 20 профессиональных музыкантов, которые играют на в общей сложности 104 роговых, а также на медных духовых инструментах.

В рамках «Зарядья» оркестр исполнит программу, объединяющую акустику и электронику, старинное и современное, — партитуру для рогового оркестра, виолончели, дудука, саксофона, электроники, ударных, бас-гитары и фортепиано «Сны» композитора и пианиста Мурата Кабардокова. На сцену,кроме участников рогового оркестра, выйдут Теймур Усубов (скрипка), Игорь Ботвин (виолончель), Алексей Соколов (саксофон), Вардан Арутюнян (дудук), Евгений Дмитриев (ударные) и Золтан Ренальди (бас-гитара). Место за фортепиано займет автор «Снов». Исполнение будет сопровождать специальное визуальное шоу.

Российский роговой оркестр
Российский роговой оркестр

«Окно времени». От Баха до Пярта

15 июня, воскресенье

Ведущий российский коллектив, исполняющий музыку преимущественно XX и XXI веков, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) специально для летнего фестиваля «Зарядье» собрал программу, в которой сочинения современных русских и зарубежных композиторов органично сочетаются с именами трех авторов эпохи Возрождения и барокко. Произведения эстонского композитора Арво Пярта, латвийского автора Петериса Васкса и россиянина Леонида Десятникова переплетаются тут с контрапунктами из «Искусства фуги» Иоганна Себастьяна Баха или трио-сонатой Карла Филиппа Эммануила Баха, с двумя канцонами Джованни Габриели и с «Kol-Ho для флейты и кларнета» Джачинто Шельси, причем не только и не столько в плане последовательности, сколько содержательно: некоторые из опусов программы, написанные в XX веке, напрямую вдохновлены творчеством великих предшественников и несут в себе их зашифрованные имена, например «Коллаж на тему B-A-C-H» Пярта.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)

The New Bulgarian Voices и Радик Тюлюш

18 июня, среда

Еще один концерт в программе фестиваля, соединяющий традицию и современность и предлагающий особый взгляд на музыкальное наследие на этот раз южнославянской культуры, — выступление ансамбля The New Bulgarian Voices. В программе концерта — фольклорная хоровая музыка Болгарии, аранжированная для ансамбля женских голосов дирижером Георги Петковым и в обрамлении минималистичной электроники диджея и продюсера Ивана Шопова и американского диджея и продюсера Кармена Риццо. Специальным гостем вечера станет мастер горлового пения и солист всемирно известной тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту» Радик Тюлюш.

Ансамбль The New Bulgarian Voices

Ансамбль The New Bulgarian Voices

Литературно-музыкальная композиция «Лебединое озеро»

19 июня, четверг

Новое прочтение одного из самых известных произведений русской классики специально для фестиваля подготовили либреттисты Наталия Макуни и Анастасия Юсупова, а также дирижер Дмитрий Юровский. В основе не только музыка Чайковского (1876), но также эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах» (XII—XIII вв.), тексты из сборника «Народные сказки немцев» Иоганна Карла Августа Музеуса (1782–1786) и сказка «Холодное сердце» Вильгельма Гауфа (1827). Музыка в постановке искусно сплавляется со словами, и знакомые образы словно обретают новую жизнь.

В новом «Лебедином озере» отрывки из старинных легенд (под впечатлением от которых в свое время было создано либретто балета) прозвучат в исполнении артиста театра и кино Евгения Князева. За пульт Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова встанет Дмитрий Юровский.

Евгений Князев
Евгений Князев

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Авторы
Теги