Стиль
Впечатления Театральный обман, пейзажи, натюрморты и китч: культурная афиша декабря
Стиль
Впечатления Театральный обман, пейзажи, натюрморты и китч: культурная афиша декабря
Впечатления

Театральный обман, пейзажи, натюрморты и китч: культурная афиша декабря

Выставка «Чересчур», Фонд Ruarts

Выставка «Чересчур», Фонд Ruarts

Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская выбрала самые интересные культурные события начала зимы

«Тартюф»

18, 19 декабря
Театр Наций

Едва ли «Тартюф» Мольера может пожаловаться на недостаточное внимание со стороны театральной сцены. Каждая эпоха предлагает в качестве «сегодняшнего» контекста пьесы свои приметы времени и быта, пока в парижском доме господина Оргона начинает свою игру обманщик Тартюф. Постановка Евгения Писарева предлагает рассмотреть сюжет с точки зрения не исторической дистанцированности, но современной Франции, в которую и перенесено действие. Буржуа наших дней обитают в огромном доме, взгляд автора спектакля на них сатиричен, а отстраненной история зрителем будет восприниматься вряд ли. Кстати, в декабре у Евгения Писарева еще одна премьера, в родном для него Театре им. Пушкина, где режиссер выбрал совсем другой подход к «Вееру леди Уиндермир» Оскара Уайльда. Так, в афише готовится появиться спектакль «Плохие хорошие». «По жанру наша постановка — семейное драмеди в стиле сатирического сериала "Наследники". И я надеюсь, что зрителю будет смешно, потому что все ситуации узнаваемы, а параллели очевидны», — говорит режиссер Евгений Писарев.

Фото: пресс-служба

«Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия»

8 декабря — 13 апреля
Государственный Эрмитаж

В юбилейный для Каспара Давида Фридриха год, когда мир празднует 250-летие живописца, имя художника появляется в самых разных музейных планах и залах, а также и на обложках книг. Например, немецкий публицист и писатель Флориан Иллиес посвятил Фридриху свой новый труд в характерной для него манере увлекающего и увлеченного повествования. Если перед походом на выставку в Эрмитаж успеть прочитать «Магию тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь время», то герой экспозиции откроется во всей полноте красок не только живописных, но и биографических. Экспозиция же, в свою очередь, выбирает в качестве одного из акцентов взаимоотношения Каспара Давида Фридриха с русским императорским двором и его дружбу с поэтом Жуковским, чтобы немецкий романтизм, которым проникнуты полотна автора, раскрылся в полной мере всех взаимосплетений.

Каспар Давид Фридрих, «Мечтатель (Руины монастыря Ойбин)», после 1835

Каспар Давид Фридрих, «Мечтатель (Руины монастыря Ойбин)», после 1835

Ярмарка современного искусства |catalog|

6–8 декабря
Типография Сытина

Новый выпуск ярмарки современного искусства |catalog| готовится вновь преобразить Типографию Сытина на Пятницкой. Под новый год это преображение всегда получается празднично-торжественным, а с точки зрения формата все неизменно: ведущие галереи и их стенды, обширная публичная программа и возможность зайти на ярмарку в ожидании впечатлений, а выйти — с произведением (а может и не одним) российского современного художника в своей коллекции.

Фото: Дмитрий Цой

«Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 145-летию со дня рождения»

до 31 декабря
KGallery, Санкт-Петербург

Экспозиция в петербургской KGallery уже названием обосновывает причинно-следственные связи своего появления, однако не меньшую роль в логике этого процесса играет и лирика, без которой любой разговор об искусстве не совсем возможен. Выставка представляет произведения Петрова-Водкина, а также погружает их в контекст учителей и учеников, тех, кто повлиял, и тех, на кого оказал влияние сам живописец. Вместе с документами и архивными материалами представлены и рисунки, к примеру, из путешествий, конечно, тоже не оставивших мастера без своего влияния.

«Хаяо Миядзаки и птица»

В прокате с 5 декабря

Документальный фильм о Хаяо Миядзаки застает режиссера за работой над фильмом «Мальчик и птица». Учитывая, как часто визит в студию «Гибли» становится причиной для поездки в Японию, возможность провести время рядом с режиссером «за кадром» — из редких. Это погружение в авторский мир Миядзаки, в котором живут его герои и он сам, — человек, придумавший «Навсикаю из долины ветров», «Моего соседа Тоторо», «Рыбку Поньо на утесе» и другие анимационные фильмы, без которых современный кинематограф представлять совсем не хочется.

Кадр из фильма «Хаяо Миядзаки и птица»

Кадр из фильма «Хаяо Миядзаки и птица»

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction

5–8 декабря
Гостиный двор

Ярмарка non/fiction вполне могла бы называться царством книг, так много здесь представлено издательств и независимых проектов. Впрочем, к 26-му своему выпуску в представлении non/fiction не нуждается, каждый идет сюда за чем-то своим: художественная литература, научно-популярная, презентации, дискуссии и круглые столы — всего здесь с избытком, так что с пустыми руками не уходил еще никто.

Фото: пресс-служба

Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

1–25 декабря
ГМИИ имени А.С. Пушкина

Каждый год выбирая себе тему для диалога с выставкой, представленной в этот момент в музейных залах, фестиваль вступает в продолжительную беседу об искусстве изобразительном и музыкальном. На этот раз тема — «Торжество природы» — оттеняет экспозицию «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России». На концертах, к примеру, прозвучит музыка Северного Возрождения и франко-фламандского барокко, также не останется без внимания и юбилейная дата композитора Альфреда Шнитке — 90-летие со дня рождения. Иными словами, музыкальная шкатулка впечатлений открывается, чтобы продемонстрировать, насколько глубокими и разными они могут быть.

Фото: пресс-служба

Красота, коварство и смерть на языке цветов: выставка натюрмортов в Пушкинском

Вещь в себе. Десятников. «Русские сезоны»

4 декабря
Концертный зал имени П.И. Чайковского

Авторский концертный цикл музыковеда и музыкального куратора Ярослава Тимофеева говорит о сложных сочинениях на языке не просто понятном, но магически увлекательном. Каждый, кто хотя бы раз был на его лекции или концерте, с легкостью это подтвердит. Умение найти нужное слово для того, чтобы проникнуть в самую суть музыки и процессов неизменно отличает каждое событие, на котором Ярослав Тимофеев берет в руки микрофон. Этот декабрьский концерт будет посвящен «Русским сезонам» Леонида Десятникова.

Фото: пресс-служба

Плейлист, вызывающий счастье и освежающий слух

«Чересчур»

до 11 мая
Фонд Ruarts

Большое исследование китча в современном российском искусстве под кураторством Алексея Масляева и Катрин Борисов оказывается многогранным погружением в тему, расположившимся на всех этажах фонда Ruarts. Выбранный предмет особенно опасен тем, как легко в нем сойти на проторенную дорожку легких впечатлений, однако кураторы мастерски обходят ее стороной. «Чересчур» в каком-то смысле сродни научному труду: все здесь имеет отсылки, обоснования и дает возможность новых открытий на протяжении всех выбранных выставочных сюжетов-глав. Произведения Владислава Мамышева-Монро, Виты Буйвид, Алины Глазун, AES+F, Айдан Салаховой, Тима Парщикова, Ирины Кориной и нескольких десятков других виднейших художников складываются в контрапунктическое повествование, в финале которого произведение Ирины Кориной сообщает: «Ну, наверное, это чересчур».

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»