Театральный обман, пейзажи, натюрморты и китч: культурная афиша декабря
Выставка «Чересчур», Фонд Ruarts
«Тартюф»
18, 19 декабря
Театр Наций
Едва ли «Тартюф» Мольера может пожаловаться на недостаточное внимание со стороны театральной сцены. Каждая эпоха предлагает в качестве «сегодняшнего» контекста пьесы свои приметы времени и быта, пока в парижском доме господина Оргона начинает свою игру обманщик Тартюф. Постановка Евгения Писарева предлагает рассмотреть сюжет с точки зрения не исторической дистанцированности, но современной Франции, в которую и перенесено действие. Буржуа наших дней обитают в огромном доме, взгляд автора спектакля на них сатиричен, а отстраненной история зрителем будет восприниматься вряд ли. Кстати, в декабре у Евгения Писарева еще одна премьера, в родном для него Театре им. Пушкина, где режиссер выбрал совсем другой подход к «Вееру леди Уиндермир» Оскара Уайльда. Так, в афише готовится появиться спектакль «Плохие хорошие». «По жанру наша постановка — семейное драмеди в стиле сатирического сериала "Наследники". И я надеюсь, что зрителю будет смешно, потому что все ситуации узнаваемы, а параллели очевидны», — говорит режиссер Евгений Писарев.
«Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия»
8 декабря — 13 апреля
Государственный Эрмитаж
В юбилейный для Каспара Давида Фридриха год, когда мир празднует 250-летие живописца, имя художника появляется в самых разных музейных планах и залах, а также и на обложках книг. Например, немецкий публицист и писатель Флориан Иллиес посвятил Фридриху свой новый труд в характерной для него манере увлекающего и увлеченного повествования. Если перед походом на выставку в Эрмитаж успеть прочитать «Магию тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь время», то герой экспозиции откроется во всей полноте красок не только живописных, но и биографических. Экспозиция же, в свою очередь, выбирает в качестве одного из акцентов взаимоотношения Каспара Давида Фридриха с русским императорским двором и его дружбу с поэтом Жуковским, чтобы немецкий романтизм, которым проникнуты полотна автора, раскрылся в полной мере всех взаимосплетений.
Каспар Давид Фридрих, «Мечтатель (Руины монастыря Ойбин)», после 1835
Ярмарка современного искусства |catalog|
6–8 декабря
Типография Сытина
Новый выпуск ярмарки современного искусства |catalog| готовится вновь преобразить Типографию Сытина на Пятницкой. Под новый год это преображение всегда получается празднично-торжественным, а с точки зрения формата все неизменно: ведущие галереи и их стенды, обширная публичная программа и возможность зайти на ярмарку в ожидании впечатлений, а выйти — с произведением (а может и не одним) российского современного художника в своей коллекции.
«Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 145-летию со дня рождения»
до 31 декабря
KGallery, Санкт-Петербург
Экспозиция в петербургской KGallery уже названием обосновывает причинно-следственные связи своего появления, однако не меньшую роль в логике этого процесса играет и лирика, без которой любой разговор об искусстве не совсем возможен. Выставка представляет произведения Петрова-Водкина, а также погружает их в контекст учителей и учеников, тех, кто повлиял, и тех, на кого оказал влияние сам живописец. Вместе с документами и архивными материалами представлены и рисунки, к примеру, из путешествий, конечно, тоже не оставивших мастера без своего влияния.
«Хаяо Миядзаки и птица»
В прокате с 5 декабря
Документальный фильм о Хаяо Миядзаки застает режиссера за работой над фильмом «Мальчик и птица». Учитывая, как часто визит в студию «Гибли» становится причиной для поездки в Японию, возможность провести время рядом с режиссером «за кадром» — из редких. Это погружение в авторский мир Миядзаки, в котором живут его герои и он сам, — человек, придумавший «Навсикаю из долины ветров», «Моего соседа Тоторо», «Рыбку Поньо на утесе» и другие анимационные фильмы, без которых современный кинематограф представлять совсем не хочется.
Кадр из фильма «Хаяо Миядзаки и птица»
Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction
5–8 декабря
Гостиный двор
Ярмарка non/fiction вполне могла бы называться царством книг, так много здесь представлено издательств и независимых проектов. Впрочем, к 26-му своему выпуску в представлении non/fiction не нуждается, каждый идет сюда за чем-то своим: художественная литература, научно-популярная, презентации, дискуссии и круглые столы — всего здесь с избытком, так что с пустыми руками не уходил еще никто.
Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»
1–25 декабря
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Каждый год выбирая себе тему для диалога с выставкой, представленной в этот момент в музейных залах, фестиваль вступает в продолжительную беседу об искусстве изобразительном и музыкальном. На этот раз тема — «Торжество природы» — оттеняет экспозицию «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России». На концертах, к примеру, прозвучит музыка Северного Возрождения и франко-фламандского барокко, также не останется без внимания и юбилейная дата композитора Альфреда Шнитке — 90-летие со дня рождения. Иными словами, музыкальная шкатулка впечатлений открывается, чтобы продемонстрировать, насколько глубокими и разными они могут быть.
Вещь в себе. Десятников. «Русские сезоны»
4 декабря
Концертный зал имени П.И. Чайковского
Авторский концертный цикл музыковеда и музыкального куратора Ярослава Тимофеева говорит о сложных сочинениях на языке не просто понятном, но магически увлекательном. Каждый, кто хотя бы раз был на его лекции или концерте, с легкостью это подтвердит. Умение найти нужное слово для того, чтобы проникнуть в самую суть музыки и процессов неизменно отличает каждое событие, на котором Ярослав Тимофеев берет в руки микрофон. Этот декабрьский концерт будет посвящен «Русским сезонам» Леонида Десятникова.
«Чересчур»
до 11 мая
Фонд Ruarts
Большое исследование китча в современном российском искусстве под кураторством Алексея Масляева и Катрин Борисов оказывается многогранным погружением в тему, расположившимся на всех этажах фонда Ruarts. Выбранный предмет особенно опасен тем, как легко в нем сойти на проторенную дорожку легких впечатлений, однако кураторы мастерски обходят ее стороной. «Чересчур» в каком-то смысле сродни научному труду: все здесь имеет отсылки, обоснования и дает возможность новых открытий на протяжении всех выбранных выставочных сюжетов-глав. Произведения Владислава Мамышева-Монро, Виты Буйвид, Алины Глазун, AES+F, Айдан Салаховой, Тима Парщикова, Ирины Кориной и нескольких десятков других виднейших художников складываются в контрапунктическое повествование, в финале которого произведение Ирины Кориной сообщает: «Ну, наверное, это чересчур».