Стиль
Впечатления Ужины, любовь, политика: гид по вселенным Павла Пепперштейна
Стиль
Впечатления Ужины, любовь, политика: гид по вселенным Павла Пепперштейна
Впечатления

Ужины, любовь, политика: гид по вселенным Павла Пепперштейна

Павел Пепперштейн на выставке «Ужины»

Павел Пепперштейн на выставке «Ужины»

Во VLADEY на Неглинной до 23 июня работает выставка «Ужины», где художник представил свою очередную вселенную. Разбираемся, как устроены его миры

Художник и писатель Павел Пепперштейн всю жизнь занимается тем, что большинство людей делает только в детстве, — выдумывает фантастические вселенные и альтернативные сюжеты из жизни известных героев. Основные составляющие его — литературоцентричность и пластическая свобода, доставшиеся ему от матери, поэтессы Ирины Пивоваровой, и отца, художника Виктора Пивоварова. Произведения Пепперштейна всегда имеют широкий охват, они наследуют и традициям московского концептуализма, и советской карикатуре, и русскому авангарду начала XX века. В своей творческой практике он совмещает роли художника, писателя, критика, теоретика искусства, модельера и даже рэп-исполнителя. Чего он только не делал — одну из книг, например, написал совместно с нейросетью. Недавно он решил пересочинить историю искусства и придумал еще одну вселенную — с выдуманными и реально существовавшими застольями в честь открытия разных выставок в ХХ и ХХI веке. Это повод поговорить о неиссякаемом воображении «великого эскаписта» (у Пепперштейна нет электронной почты, телеграма и прочих атрибутов современной связи) и вспомнить его главные миры, которые кочуют со страниц литературных произведений на холсты и обратно. Кстати, выбор места не случаен: уже больше трех десятилетий продолжается сотрудничество Пепперштейна и Владимира Овчаренко, создателя галереи OVCHARENKO и аукционного дома VLADEY. А еще «Ужины» — первая за пять лет большая персональная выставка художника (проекты в этот период были групповые и совместные).

Мифогенная любовь каст

Культовый роман, психоделическая эпопея, написанная в соавторстве с Сергеем Ануфриевым. Контуженный парторг Дунаев, наевшись грибов, оказывается в мире сказочных героев, где идет своя метафизическая война. На нашей стороне — персонажи русского фольклора, за фашистов сражаются мифологические герои коллективного Запада. Сам парторг становится очень пластичным и часто преображается во что-нибудь вроде колобка. Структурно действие выстраивается в соответствии с наиболее значимыми сражениями Великой Отечественной войны. Недавно идею взял на вооружение «Союзмультфильм», для которого писатели Сергей Лукьяненко и Сергей Волков сочиняют франшизу, персонажами которой будут герои фольклора и известных фантастов, поделенные на враждующие лагеря по принципу Ануфриева — Пепперштейна. Интересно, будет ли там эпическое рубилово Карлсона с гусями-лебедями.

Иллюстрация Павла Пепперштейна к «Мифогенной любви каст»

Иллюстрация Павла Пепперштейна к «Мифогенной любви каст»

Город Россия

Футуристический проект , где Пепперштейн обращается к теме культурного наследия. В 2007 году художник написал открытое письмо чиновникам, в котором предложил создать новую столицу, город под названием Россия. «Он призван стать знаком надежды, местом будущей реализации самых чудесных мечтаний, которые на данный момент все еще кажутся несбыточными», — писал Пепперштейн, имея в виду пример из 1960 года, когда Бразилиа стала третьей столицей в истории Бразилии. Построить новый город он предложил между Москвой и Петербургом в районе Бологого — Вышнего Волочка. Россия должна была быть накрыта куполом-юбкой (как самовар — бабой), застроена фантастическими небоскребами, а правительство (точнее, идеальный правитель — золотой младенец) заседало бы в здании в форме черного куба.

Павел Пепперштейн, «Строители города Россия», 2007

Павел Пепперштейн, «Строители города Россия», 2007

Павел Пепперштейн, «Головы домов» из серии «Город Россия», 2007

Павел Пепперштейн, «Головы домов» из серии «Город Россия», 2007

Жаклин Кеннеди Онассис (она же Джеки Кеннеди)

Важный персонаж вселенных Пепперштейна, объект подростковой любви и искреннего восхищения художника. Пепперштейн создает серию работ «Тайные рисунки Джеки О», якобы сделанные ею самой. В монографии «Цветущие поля» он придумывает фантастический мир: текст делится на дневник эксперта, призванного разгадать тайну рисунков самого Пепперштейна и тексты, якобы написанные самой героиней. Первая леди США, экс-супруга Джона Кеннеди и одна из самых популярных женщин своего времени никаких картин, конечно, не рисовала, тем не менее ее помнят за вклад в искусство и сохранение исторической архитектуры. По легенде Пепперштейна, ее рисунки и коллажи были найдены в Минске, в доме, где когда-то жила будущая жена Ли Харви Освальда, убийцы Кеннеди. В папке с этими рисунками было обнаружено письмо, написанное Кеннеди на греческом острове Скорпиос. В письме содержится признание: после смерти второго мужа, Аристотеля Онассиса, ее начали преследовать навязчивые образы, и, чтобы избавиться от них, она осуществляет акт автотерапии с помощью рисунков.

Разворот монографии «Цветущие поля», М.: «Артгид»

Разворот монографии «Цветущие поля», М.: «Артгид»

Святая политика

Почему бы не представить страны как персонажей мультфильма? «Святая политика» — проект по переосмыслению мироустройства в галерее OVCHARENKO, за который Пепперштейн получил премию Кандинского. Осмотрев наивным взглядом происходящее вокруг, художник создал страны-персонажи. Россия выглядит как супрематическая абстракция (идеальный символ страны), Европа — юная девушка, Китай — луноликий солдат. Они соединяются с текстом, словно живописные метафоры, иллюстрируя целый веер актуальных проблем — от защиты окружающей среды до градостроительной политики. «В наши дни никакие политические решения невозможны без инопланетного контроля», «Политическое измерение входит в эстетическое пространство» — лозунги с картин не потеряли актуальности и сегодня и применимы практически к любой новости о происходящем в мире.

Павел Пепперштейн, «Europa in trouble», 2014

Павел Пепперштейн, «Europa in trouble», 2014

Ужины

В 2024 году Пепперштейн решил заново сочинить историю искусства. Так как большинство серьезных вопросов в арт-мире решается именно в череде застолий, ужинов, обедов и прочих неформальных посиделок, то можно и пофантазировать об альтернативных сюжетах. На его холсте «21 ноября 1961 года в галерее Apollinaire в Милане открылась выставка Ива Кляйна Il nuovo realismo del colore…» происходит абсолютно детективная история, в которой художник совершает свой знаменитый «Прыжок в пустоту» непосредственно на открытии выставки, что и приводит его к смерти. А на другом холсте на вечере памяти первой абстракционистки Хильмы аф Клинт, увлекавшейся спиритизмом, посетителям экспозиции предлагалось вступить в контакт с духом художницы. Среди прочего, на одной из работ Владимир Ильич Ленин поздравляет Казимира Малевича с открытием персональной выставки в Третьяковской галерее, а Энди Уорхол выпивает с Йозефом Бойсом на открытии совместной экспозиции — такого никогда не было, но мечтать не вредно.

Павел Пепперштейн, «21 ноября 1961 года в галерее Apollinaire в Милане открылась выставка Ив Кляйна "Il nuovo realismo del colore" _..._», 2024

Павел Пепперштейн, «21 ноября 1961 года в галерее Apollinaire в Милане открылась выставка Ив Кляйна "Il nuovo realismo del colore" _..._», 2024

Эксгибиционист

Естественно, собственную жизнь Павел Пепперштейн тоже превратил в миф. Беллетризованные мемуары «Эксгибиционист» представляют собой сборник выстроенных в хронологическом порядке текстов, которые автор писал, а затем кропотливо собирал в роман на протяжении нескольких лет. В нем личные истории художника — воспоминания о детстве, взрослении и становлении, рефлексии о смысле творчества, искусства и жизни в целом, описания любовных подвигов и сумасбродных путешествий — тесно переплетены с феерическими фантазийными сюжетами. От детского сада и посещения Мавзолея до первой поездки на Венецианскую биеннале в 1993 году, от влияния родителей до психоактивных экспериментов на Казантипе. Понять, где грань выдуманного и реального, практически невозможно. Но разве это важно?