Венецианский кинофестиваль — 2023: в ожидании «Догмена»
«Догмен»
Итальянцы называют Венецианский фестиваль «мостра», что означает «выставка». Киновыставка — часть легендарной Венецианской биеннале (дата основания — 1895 год) и старейший в мире кинофестиваль, то и дело отмечающий какие-то юбилеи: в прошлом году праздновали 90-летие «мостры», в этом проводят 80-й по счету фестиваль. Несовпадение этих солидных цифр вызвано историческими катаклизмами: основанная в 1932 году «мостра» не проводилась во время Второй мировой войны и в период социально-экономической турбулентности 1960–1970-х годов.
Сегодня Венеция — общепризнанная гранд-дама мирового фестивального движения и единственная конкурентка родившихся в пику ей Канн, часто превосходящая их и уровнем представленных фильмов, и количеством посещающих фестиваль звезд. В отличие от Канн, где кино существует прежде всего в контексте рынка, Венеция рассматривает его как важную часть современного искусства наравне с архитектурой, танцем, музыкой и т.д. Что не мешает «мостре» считаться одной из главных площадок по запуску и продвижению премиального, в том числе голливудского «контента»: именно с премьеры на острове Лидо начинались «оскаровские кампании» таких фильмов, как «Рестлер», «Черный лебедь», «Ла-Ла Ленд», «Бердмен», «Гравитация», «Рома», «В центре внимания», «Форма воды», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Брачная история», «Джокер», «Земля кочевников», «Власть пса», «Дюна», «Банши Инишерина», «Тар» и многих других.
В этом году атмосфера утопающего в непошлой гламурной неге, переполненного заокеанскими «селебрити» фестиваля будет слегка омрачена рестрикциями, налагаемыми Гильдией американских актеров, чья забастовка сейчас в самом разгаре. Звездам, снявшимся в картинах голливудских студий-мейджоров, запрещены поездки на фестивали с целью рекламы этих картин, что не может не отразиться на трафике на красном ковре перед Палаццо дель Чинема. Этим объясняется и беспрецедентная отмена уже объявленного фильма церемонии открытия — «Претендентов» (Challengers) Луки Гуаданьино с Зендеей в главной роли.
Частый участник «мостры» Гуаданьино, по словам ее директора Альберто Барберы, как лев боролся с компаниями Amazon, MGM и Warner Bros., но те перенесли прокат горячо ожидаемого фильма на следующий год и отозвали его с фестиваля. Однако есть и хорошие новости: это единственная большая потеря. Все остальные отобранные фильмы остались в конкурсе, даже если, как в случае с «Бедняжками» («Poor Things») Йоргоса Лантимоса, сыгравшие в нем Эмма Стоун, Марк Руффало и Уиллем Дефо не украсят собой венецианскую премьеру. Солидарность с менее высокооплачиваемыми коллегами, без сомнения, того стоит.
То же самое с принадлежащими Netflix фильмами Дэвида Финчера «Убийца» (The Killer) и Брэдли Купера «Маэстро» (Maestro). Последний случай особенно непростой, ибо в этом байопике композитора Леонарда Бернстайна Брэдли Купер выступает не только режиссером, но и главным актером. Руководство Netflix заверило директора фестиваля в том, что Купер, уже показывавший в Венеции фильм «Звезда родилась», «не хочет идти против гильдии и очень мучается, не может спать по ночам, но тем не менее примет правильное решение», о чем Альберто Барбера сообщил в интервью Variety.
С другой стороны, на острове Лидо по-прежнему ожидается высадка звезд, снявшихся в «независимых» американских картинах — например, Адама Драйвера и Пенелопы Крус из «Феррари» (Ferrari) Майкла Манна, Джессики Честейн из «Памяти» (Memory) Мишеля Франко, актеров из фильмов Софии Копполы «Присцилла» (Priscilla) и Авы ДюВерней «Происхождение» (Origin). Ясно, что картины Купера, Финчера, Манна, Копполы и ДюВерней обладают наибольшим оскаровским потенциалом — мы, несомненно, еще не раз услышим о них в этом сезоне.
Впрочем, вне Голливуда тоже есть жизнь, и в Венеции она обещает быть очень разнообразной. Среди актуальных имен, чьи новые фильмы участвуют в главном конкурсе фестиваля, — Бертран Бонелло («Предчувствие», La Bête), Саверио Констанцо («Долгожданный рассвет», Finalmente l'alba), Маттео Гарроне («Я — капитан», Io capitano), Рюсукэ Хамагути («Зла не существует», Aku wa sonzai shinai), Пабло Ларрейн («Граф», El Conde), Малгожата Шумовска («Женщина с…», Kobieta z...), Агнешка Холланд («Зеленая граница», Zielona granica).
Среди хедлайнеров внеконкурсной программы — Хармони Корин (Aggro Dr1ft), Ричард Линклейтер (Hit Man), Квентин Дюпьё (Daaaaaali!) и Уэс Андерсон (снятая для Netflix «Чудесная история Генри Шугара»).
Настоящий триумф разнообразия — это сразу два параллельных конкурса «Горизонты» и «Горизонты Экстра», призванные расширить кинематографические горизонты за счет включения картин, представляющих актуальные тренды и новые территории — от Непала до Туниса, от Косова до Северной Македонии. Нельзя не упомянуть и единственный в своем роде, но очень органичный для биеннале специальный конкурс 3D-фильмов и инсталляций (под него выделен отдельный остров).
Жюри основного конкурса возглавляет автор упомянутого «Ла-Ла Ленда» Дэмьен Шазелл. В свои 38 лет он стал, кажется, самым молодым президентом жюри за всю историю «мостры». Среди других арбитров — режиссеры Джейн Кэмпион, Мартин Макдона, Миа Хансен-Лёв и победительница прошлогоднего фестиваля документалистка Лора Пойтрас.
Впрочем, и ветераны отнюдь не забыты. Кто точно приедет в Венецию, так это Вуди Аллен: на фестиваль такого уровня его не звали с времен каннской премьеры «Светской жизни» в 2016-м. Канны в этом году отказали своему былому любимцу: им хватило скандала с Джонни Деппом. В Венеции-2023 за «токсичность» отвечают сразу три знаменитых мастера: Люк Бессон, Роман Полански и Вуди Аллен. Надо ли говорить, что фильмы «токсичных» авторов — среди самых ожидаемых?
Картина Бессона «Догмен» (Dogman) до участия в основном конкурсе была куплена прокатчиками всего мира (в том числе и российскими) — сарафанное радио утверждает, что это один из лучших фильмов режиссера, не уступающий его шедеврам 1990-х годов. Барбера не видит проблем с приглашением на фестиваль трех маэстро эпохи неполиткорректности: обвиненный девятью женщинами в харассменте Бессон, как и Вуди Аллен, был оправдан в суде.
Что касается Полански, то он давно прощен даже своей жертвой — только активистки феминистских движений продолжают настаивать на расправе над 90-летним создателем «Ребенка Розмари». «Я фестивальный директор, а не судья, — отвечает Барбера. — Я сужу о фильмах по их художественным качествам. С этой точки зрения я не понимаю, почему нельзя пригласить картину Полански в Венецию».
И «Дворец» (The Palace) Полански, и снятая во Франции «Великая ирония» (Coup de chance) 87-летнего Аллена будут показаны на фестивале вне конкурса.
Стихийно сложившийся клуб 90-летних накануне фестиваля потерял Уильяма Фридкина: создатель «Экзорциста» и «Французского связного» скончался, не дожив совсем чуть-чуть до 88 лет. Тем не менее его фильм «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"» (The Caine Mutiny Court-Martial) тоже будет показан вне конкурса — как и «Порядок времени» (L'ordine del tempo) 90-летней Лилианы Кавани, автора шедевра «Ночной портье». Так же вне конкурса пройдет премьера 4-часового «Меню удовольствий» (Menus Plaisirs — Les Troisgros) 93-летнего классика американской документалистики Фредерика Вайсмана.
Российских фильмов, как и в прошлом году, нет ни в одной фестивальной программе. Впрочем, есть один «советский» — отреставрированная режиссерская версия «Андрея Рублева» Андрея Тарковского. Сегодня победитель Венеции-1962 мог бы быть членом клуба венецианских долгожителей (ему шел бы 91 год), если бы не умер в 54 года из-за беспроблемной жизни в СССР.
На самом деле в секции «Венецианская классика» будет показано две советских (или, точнее, антисоветских) картины, но шедевр Сергея Параджанова «Тени забытых предков» представляет Украину, где и был снят.
«Тени забытых предков»