Стиль
Впечатления Новая реальность и «Новый сезон». Как прошел фестиваль онлайн-кинотеатров
Стиль
Впечатления Новая реальность и «Новый сезон». Как прошел фестиваль онлайн-кинотеатров
Впечатления

Новая реальность и «Новый сезон». Как прошел фестиваль онлайн-кинотеатров

Новая реальность и «Новый сезон». Как прошел фестиваль онлайн-кинотеатров
В Сочи завершился первый фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Рассказываем, как он прошел и какими наградами завершился

Любой фестиваль, где и когда бы он ни проходил и какому виду искусства посвящен ни был, создает свой микроклимат и свой микрокосм. Контекст времени и места всегда вносит поправки в увиденное и услышанное, вмешиваясь на хозяйских правах в полученные впечатления, а тот самый микроклимат выстраивает некоторую дистанцию с действительностью: погруженность во множество миров и сюжетов имеет здесь не последнее значение.

Что касается контекста места, то «Новый сезон» спрятался в горах, выбрав местом своего явления сочинский курорт «Роза Хутор». Слегка убаюканный местной речкой Мзымта, он, возможно, рассчитывал на солнце, но попал на неделю дождей, таких же буйных сердцем, как течение Мзымты. Погода, возможно, хотела заполучить роль характерную и запоминающуюся и сыграла ее талантливо.

Что же до времени, его можно было почувствовать без слов, ведь от новостей не скрыться ни в каких горах. Как сказал на церемонии закрытия один из членов попечительского совета «Нового сезона», гендиректор Kion Игорь Мишин, фестиваль начался в одну эпоху, а закончился в другую. Умолчать об этом было бы действительно странно.

В неделю конкурсной программы уместилось 14 сериалов и шесть фильмов. Все они — оригинальный контент онлайн-платформ, который до зрителей доберется уже совсем скоро. Проекты Kion, «Иви», more.tv, Okko, Premier, «Кинопоиска» и Start с точки зрения жанров и перспектив оказались весьма разными.

Представители стримингов и онлайн-кинотеатров — о контенте и конкуренции

К примеру, сериал Натальи Мещаниновой «Алиса не может ждать» (Start) рассказывает историю 15-летней Алисы, с детства страдающей редким заболеванием зрения. Она живет в Твери в красивой квартире, где в гостиной уместился рояль, с понимающей, принимающей и демократичной мамой (Анна Михалкова), пока папа пропадает в командировках. Есть у нее и старшая сестра (Таисия Вилкова), и племянник. Однако дом — полная чаша при ближайшем рассмотрении оказывается полон скандалов самого разного толка. Муж сестры (Степан Девонин), допустим, любит поревновать и приложиться к бутылке облегчения страданий ради, мама не спешит сообщать отцу обо всех перипетиях (и, не удержаться от каламбура, перепитиях), а Алиса смотрит на все происходящее с отстраненностью превосходных степеней. Причины есть. Она вдруг обнаружила, что не хочет терять ни дня, так что не стесняется бросить свою престижную школу, ради которой когда-то очень старалась. Ну, а в ее шкафу в то же время и, разумеется, по стечению обстоятельств, нашлись настолько дорогие часы и не менее впечатляющая сумка, что вопросы готовы возникнуть даже у самой демократичной из мам.

Лиза Ищенко в сериале «Алиса не может ждать»
Лиза Ищенко в сериале «Алиса не может ждать»

Сериал Клима Козинского «13-я клиническая» («Иви») живописует совсем другой мир, но тоже не без разборок. Герой Данилы Козловского (приз за лучшую мужскую роль), хирург Кирилл Акиньшин, мучается болями и галлюцинациями. Их причина — диагноз, страшный настолько, что спасаться остается только цинизмом. Впрочем, в одной больнице Кириллу все же готовы помочь: только вот речь при обследовании заходит почему-то об исповеди, вместо медицинских препаратов ему вручают пакетик с костями, да и вообще происходит здесь исключительно чертовщина, но подобные слова в учреждении запрещены. «Еще разберетесь», — обещает строгий хирург с имперской осанкой (Виктория Исакова), смерив рьяного в своей растерянности пациента очередным говорящим взглядом. Жанровый микс, необычный сюжет, не вызывающие неприятия диалоги превращают «13 клиническую» в проект, который — хочется верить — ждет счастливая судьба не без новых сезонов.

Данила Козловский в сериале «13-я клиническая»
Данила Козловский в сериале «13-я клиническая»

Оба этих сериала были отмечены наградами зрительского голосования, ведь никакого «официального» жюри у фестиваля не было. Такое решение можно считать насколько новаторским, настолько и спорным, поскольку с тем, как и зачем голосовать, разобрались, кажется, далеко не все, а состав и число зрителей на всех показах были разными. Но если придумывать что-то новое, то когда, если не сейчас.

Тем же зрительским голосованием был определен самый ожидаемый сериал — «Алиса не может ждать» — и лучший фильм, которым был назван «Экспресс» Руслана Братова (Okko), кино ироничное, независимое и, к слову, как раз вышедшее в прокат. В нем — окруженная горами глубинка, где жизнь теплится вокруг букмекерской конторы с бесплатным кофе, который сыграет в сюжете не последнюю роль. Однажды Саша Сосланов — или просто «Сос» — сделает ставку, обещающую перевернуть его жизнь, но это отдельная история.

«Экспресс», реж. Руслан Братов
«Экспресс», реж. Руслан Братов

Свою награду на фестивале вручал и попечительский совет. Получить приз за талант и остроту впечатлений в номинации «Открытие «Нового сезона» мог не только сериал, фильм или режиссер, но вообще любой участник съемочного процесса. И все-таки открытием оказался не конкретный профессионал, а целая их совокупность, объединенная фильмом «Далекие близкие». В конкурсной программе он был показан последним и вызвал наиболее бурные и продолжительные овации за всю неделю. Для режиссера и автора сценария Ивана Соснина это полнометражный дебют, отправляющий отца и сына (Евгений Сытый и Филипп Авдеев) в автомобильное путешествие от Хабаровска до Москвы. Отношения этих двоих простыми не назвать, как и их приключение, которое, конечно, в итоге обернется полнотой чувств и впечатлений. После просмотра первым делом может захотеться позвонить родителям, так что эффект у сюжета еще и терапевтический.

Своеобразной терапией от переживаний и тревог стала также вечерняя программа фестиваля, одновременно музыкальная и богатая на горные примечательности. Свои вечеринки успели устроить Start, «Кинопоиск», Kion и Okko. Старт (во всех смыслах) был дан Леонидом Агутиным, продолжен Федуком, подхвачен техно-гуру, ответившими за целый рейв в горах, ну, а финальная точка осталась за группой «Звери», провозглашавшей со сцены тезис «До скорой встречи». Чего ждать от нового сезона, мы уже знаем, осталось разобраться с каждым новым днем.

За время его подготовки и проведения «Новый сезон» не раз сравнивали с «Кинотавром», тоже проходившим в Сочи и в два последних своих года тоже в сентябре. И пусть индустрии действительно теперь есть, по чему (и почему) скучать, новый фестиваль не кажется перевоплощением прежнего. Он выглядит скорее попыткой задаться вопросом, что происходит в мире контента, отрефлексировать его изобилие не только вместе с аудиторией, но и между собой. С одной стороны, конкуренты, с другой — онлайн-платформы, конечно, сообщники. В вопросе занимательных сюжетов, качественных сценариев, отлаженности процессов и других элементов, без которых не будет той самой индустрии. Спорных проектов в ней по-прежнему немало, но есть и те, с которыми действительно хочется встретиться не когда-нибудь, но скоро.