Жить не прошлым, но будущим: какой получилась 10-я ярмарка Cosmoscow
«Все будет хорошо, но не у всех, не сразу и недолго», — сообщают узнаваемые буквы с одной из работ художника Кирилла Кто. Растерянность витает в воздухе уже далеко не первый месяц, оттого, возможно, все мы так стремимся обнаружить хотя бы островок определенности и хотя бы на время. Но «все совершенно однозначно» — безапелляционно констатируют строчки с другой картины, так же, как и ее соседка, представленной на стенде галереи Syntax. С текстом русские художники всегда работали умело, однако сейчас он воспринимается особенно остро, добирается до сути и бьет наотмашь. «Дай мне мудрость отличить одно от другого», — призывает надпись с работы Алины Глазун (стенд галереи Агентство. Art Ru), уже в вечер превью пополнившая коллекцию фонда Дмитрия Аксенова Aksenov Family Foundation, и мольбу эту хочется распространить не только на смотр современного искусства, но и на жизнь вокруг. На стенде галереи Artwin, для которого художники размышляли о текущем и насущном, например, царила не только тревожность (ее, как, впрочем, и спокойствие, можно было обнаружить в работах Димы Ребуса), но и любовь. Это слово художница Устина Яковлева для своей одноименной работы написала от руки красными чернилами сотни раз, напомнив, что каждый из нас в итоге сам выбирает, какие чувства испытывать и в каких из них расписаться.
В этом году Cosmoscow отмечает свое десятилетие и вновь проходит в уже родном для нее Гостином Дворе, где расположились стенды 72 галерей. Число же представленных художников превысило три сотни. Ощущение «жизни вопреки», присущее авторам и их новым работам, чувствуется на ярмарке сполна, принимая формы то вовлеченности в реальность, то побега от нее. Эскапизм или нет, но этот новый, вынужденно приобретенный фильтр взгляда на мир не покидает ни художников, ни их публику, так что даже отвлеченные сюжеты воспринимаются теперь иначе, получая новые свои трактовки. Среди галерей, в свою очередь, оказались не только аксакалы отечественного рынка современного искусства, но и свежая его кровь. Например, галерея Seréne, открывшаяся уже в новых контекстах весной нынешнего года. На ее стенде — работы двух художниц: Виктории Кошелевой и Оли Австрейх, героини которых разны в своей выразительности, но в то же время соразмерны в ней. К слову, еще одна серия работ Австрейх представлена и галереей Szena, которая разделилась сразу на два стенда: на одном — девушки Оли Австрейх, на другом — «Бестиарий» Кирилла Гаршина, полнящийся созданиями то дивными, то жутковатыми.
Искаженные эмоциями лица можно было встретить и в пространстве галереи A-S-T-R-A, где представлены три художника: Павел Бушуев, Наталия Турнова и Дмитрий Марголин. Холст и масло в случае Турновой сменяются акриловым композитом, из которого прорастают деформированные бюсты Бушуева. Марголин, в свою очередь, в графических работах задумывается о картинах апокалипсиса, сюжетах мрачных, но насыщенных образами и деталями.
В работах художницы LU (стенд галереи Сarré d'artistes), напротив, царит спокойствие. Ее женские портреты полнятся переживаниями, но прячутся они за большими глазами и чуть приоткрытыми губами.
Художником года Cosmoscow в этом году был назван Валерий Чтак, чьи работы вновь возвращают нас к тексту и случайному (а на самом деле, конечно, нет) нарративу. Выставка Чтака оказывается не только территориальным, но во многих контекстах и смысловым центром нынешней ярмарки, соединяющим, кроме прочего, основную программу с параллельной. В ней оказался и вечер современной хореографии, придуманный вместе с другим юбиляром года — фестивалем Context. Diana Vishneva. Хореографы и танцовщики, отталкиваясь от сюжетов полотен Валерия Чтака, сочинили собственный. Желание объединяться, все больше свойственное культурным институциям и проектам, не радовать не может. Другим его примером в контексте ярмарки оказался вечер фортепианной музыки, затеянный вместе с фестивалем Sound Up. В его программу вошли произведения Стива Райха, Дэвида Лэнга и Симеона тен Хольта, новаторов и реформаторов мира музыки.
Новаторами от искусства можно считать и NFT-художников, представленных в этом году в секции Digital. Многочисленные проекты были отобраны под чутким и внимательным взором международной исследовательской группы Instigators. А один из постоянных партнеров ярмарки, компания Hutton, и вовсе решила создать вместе с NFT-художниками собственные объекты, разместившиеся в пространстве Hutton Metaverse.
На расположенном у самого старта галерейного лабиринта стенде галереи Artwin можно увидеть видео, фиксирующее работу Тимофея Ради: «Жить прошлым!» — сообщают большие буквы, которые сумели прорасти на крышах двух екатеринбургских девятиэтажек лишь на время. Демонтированные, но не исчезнувшие из памяти, своим видом они говорят о том, чего мы так боимся. На ярмарке Cosmoscow жить прошлым, кажется, не стремится никто. Будущее тревожит и пугает, но прошлое — не ответ, считают художники, галеристы и мы вместе с ними.