Что посмотреть и купить на 3-й ярмарке молодого искусства blazar
Ярмарка молодого искусства blazar появилась три года назад как сателлит Cosmoscow. Привычная для арт-мира практика сопровождать большие ярмарки чередой тематических и амбициозных и привычная же формулировка — сателлит — добрались до Москвы в пандемийный 2020-й год, когда время, пространство и нас в нем определяла неопределенность. Но молодости, как известно, все по плечу, так что смотр состоялся, не растеряв силы духа, а также воли и к следующему году. В каком-то смысле обязывало само называние: blazar получил его от внегалактического светящегося объекта, одного из самых энергетически сильных во всей вселенной. Кроме того, блазары — явление примечательное, но в астрономии еще малоизученное, что тоже созвучно предмету интереса ярмарки и молодому искусству.
На этот раз акцент был сделан на независимых художниках, которых в пространстве третьего выпуска собралось 60. Работающие вне привычной галерейной структуры, они выступают сами за себя, чувствуя себя в этой «самости» вполне уверенно. В отдельную секцию в этом году были определены и технологии, отвечающие за digital-искусство и мир NFT. Что же касается галерей, их количество на blazar, напротив, сократилось: в Музее Москвы можно найти стенды 22 галерей, десять из которых — как раз московские. Еще одним структурным элементом ярмарки стали самоорганизации, прибывшие из регионов: здесь в числе первых студия «Тихая» из Нижнего Новгорода и центр современной культуры «Смена» из Казани, отличные примеры той самой силы духа и желания объединяться, а не разъединяться.
Из Нижнего Новгорода, к примеру, приехали работы двух авторов — Лены Лисицы и Алексея Старкова, связанные темой размышлений о памяти, как личной, так и коллективной. Девушки, прорастающие в оконных рамах (Лена Лисицына), или изображенные на снимках женщины (Алексей Старков), в прямом смысле потерявшие лицо стараниями времени и автора, — в сериях обоих художников есть место смерти и ранам, не столько физическим, сколько оставшимся внутри. И в то же время улыбки на лицах запечатленных или окружившие их цветы напоминают, что в жизни и искусстве все не так однозначно.
Тема памяти на ярмарке объединила работы разных жанров и смыслов, привычно став одной из магистральных. Офорты Александры Бурмистровой, например, напоминают о детстве и долгих дачных застольях (триптих «Дачный ужин»), в которых звон посуды соединяется с шумом голосов и колокольчиками смеха. А в керамике Инны Крыжановской то улыбчивые, то серьезные разноцветные ханукии и меноры танцуют свой веселый танец, моментально погружая зрителя одновременно в контекст культурный и ироничный. О чем, в свою очередь, напомнит керамический глазастый хот-дог? О первой съеденной когда-то в детстве сосиске в тесте, о старой детской фотографии из заграничной поездки с родителями? У каждого воспоминания окажутся своими, носящимися сонмом над ярмаркой и ее стендами.
Расположившиеся рядом «девушки» Джеммы Саттар говорят о природе чувственного, которая так сильно меняется в мире, одержимом технологиями и информацией. Однако холст — это по-прежнему холст, как и краски, так что изображенные на нем героини не теряют, а находят себя. Совсем скоро они — нью-йоркские по первой прописке, перебравшиеся в Москву из американской студии художницы, отправятся в новые дома — на это намекают приятные сердцу каждого автора красные кружки, означающие то, что работа продана. К слову, уже в день превью такие кружки можно было встретить повсеместно. Сооснователь blazar и галереи Sample Александра Лекомцева в своем недавнем интервью газете The Art Newspaper Russia заметила, что слоганом ярмарки можно считать формулировку buy now or cry later. Покупать сейчас, чтобы не плакать потом — формула действительно действенная, учитывая, как быстро стремятся ввысь карьеры многих представленных здесь художников. Примеров привести можно немало: коты и тигры Глеба Баранова отправились по частным коллекциям, луна, повисшая над миром в работах Ахмата Биканова, как и его большеглазые персонажи, побывали уже не на одной выставке, да и прямо сейчас в пространстве Lobby можно обнаружить персональную его экспозицию.
Что же касается цен, то их можно считать подходящими для аудитории самого широкого спектра. Есть на ярмарке стенды с заголовками «Все по 5000» и «Все по 10 000», а работ дороже 300 тыс. руб., по заверениям организаторов, и вовсе не найти. Впрочем, определяющим качеством для blazar — как и любого космического объекта — всегда была энергия. Сюда отправляются не только в поисках нового искусства, но также в поисках молодости, азарта и щепотки куража. И, как показывает практика, пока находят неизменно.