Стиль
Впечатления Что посмотреть и купить на 3-й ярмарке молодого искусства blazar
Стиль
Впечатления Что посмотреть и купить на 3-й ярмарке молодого искусства blazar
Впечатления

Что посмотреть и купить на 3-й ярмарке молодого искусства blazar

Даниил Соболев, фрагмент картины «Go Panic Together», 2022
Даниил Соболев, фрагмент картины «Go Panic Together», 2022
С 14 по 18 сентября в Музее Москвы проходит ярмарка молодого искусства blazar. Мы сходили на ее превью, чтобы узнать, каким получился третий выпуск, есть ли интерес к молодым художникам и о чем им захотелось рассказать своими работами на этот раз

Ярмарка молодого искусства blazar появилась три года назад как сателлит Cosmoscow. Привычная для арт-мира практика сопровождать большие ярмарки чередой тематических и амбициозных и привычная же формулировка — сателлит — добрались до Москвы в пандемийный 2020-й год, когда время, пространство и нас в нем определяла неопределенность. Но молодости, как известно, все по плечу, так что смотр состоялся, не растеряв силы духа, а также воли и к следующему году. В каком-то смысле обязывало само называние: blazar получил его от внегалактического светящегося объекта, одного из самых энергетически сильных во всей вселенной. Кроме того, блазары — явление примечательное, но в астрономии еще малоизученное, что тоже созвучно предмету интереса ярмарки и молодому искусству.

На этот раз акцент был сделан на независимых художниках, которых в пространстве третьего выпуска собралось 60. Работающие вне привычной галерейной структуры, они выступают сами за себя, чувствуя себя в этой «самости» вполне уверенно. В отдельную секцию в этом году были определены и технологии, отвечающие за digital-искусство и мир NFT. Что же касается галерей, их количество на blazar, напротив, сократилось: в Музее Москвы можно найти стенды 22 галерей, десять из которых — как раз московские. Еще одним структурным элементом ярмарки стали самоорганизации, прибывшие из регионов: здесь в числе первых студия «Тихая» из Нижнего Новгорода и центр современной культуры «Смена» из Казани, отличные примеры той самой силы духа и желания объединяться, а не разъединяться.

Из Нижнего Новгорода, к примеру, приехали работы двух авторов — Лены Лисицы и Алексея Старкова, связанные темой размышлений о памяти, как личной, так и коллективной. Девушки, прорастающие в оконных рамах (Лена Лисицына), или изображенные на снимках женщины (Алексей Старков), в прямом смысле потерявшие лицо стараниями времени и автора, — в сериях обоих художников есть место смерти и ранам, не столько физическим, сколько оставшимся внутри. И в то же время улыбки на лицах запечатленных или окружившие их цветы напоминают, что в жизни и искусстве все не так однозначно.

Тема памяти на ярмарке объединила работы разных жанров и смыслов, привычно став одной из магистральных. Офорты Александры Бурмистровой, например, напоминают о детстве и долгих дачных застольях (триптих «Дачный ужин»), в которых звон посуды соединяется с шумом голосов и колокольчиками смеха. А в керамике Инны Крыжановской то улыбчивые, то серьезные разноцветные ханукии и меноры танцуют свой веселый танец, моментально погружая зрителя одновременно в контекст культурный и ироничный. О чем, в свою очередь, напомнит керамический глазастый хот-дог? О первой съеденной когда-то в детстве сосиске в тесте, о старой детской фотографии из заграничной поездки с родителями? У каждого воспоминания окажутся своими, носящимися сонмом над ярмаркой и ее стендами.

Расположившиеся рядом «девушки» Джеммы Саттар говорят о природе чувственного, которая так сильно меняется в мире, одержимом технологиями и информацией. Однако холст — это по-прежнему холст, как и краски, так что изображенные на нем героини не теряют, а находят себя. Совсем скоро они — нью-йоркские по первой прописке, перебравшиеся в Москву из американской студии художницы, отправятся в новые дома — на это намекают приятные сердцу каждого автора красные кружки, означающие то, что работа продана. К слову, уже в день превью такие кружки можно было встретить повсеместно. Сооснователь blazar и галереи Sample Александра Лекомцева в своем недавнем интервью газете The Art Newspaper Russia заметила, что слоганом ярмарки можно считать формулировку buy now or cry later. Покупать сейчас, чтобы не плакать потом — формула действительно действенная, учитывая, как быстро стремятся ввысь карьеры многих представленных здесь художников. Примеров привести можно немало: коты и тигры Глеба Баранова отправились по частным коллекциям, луна, повисшая над миром в работах Ахмата Биканова, как и его большеглазые персонажи, побывали уже не на одной выставке, да и прямо сейчас в пространстве Lobby можно обнаружить персональную его экспозицию.

Джемма Саттар, «Жаклин», 2022. Акрил на акварельной бумаге
Джемма Саттар, «Жаклин», 2022. Акрил на акварельной бумаге

Что же касается цен, то их можно считать подходящими для аудитории самого широкого спектра. Есть на ярмарке стенды с заголовками «Все по 5000» и «Все по 10 000», а работ дороже 300 тыс. руб., по заверениям организаторов, и вовсе не найти. Впрочем, определяющим качеством для blazar — как и любого космического объекта — всегда была энергия. Сюда отправляются не только в поисках нового искусства, но также в поисках молодости, азарта и щепотки куража. И, как показывает практика, пока находят неизменно.