ЛАФ-стори: что смотреть на фестивале архитектурного кино

Архитектура — искусство, которое, с одной стороны, нам ближе прочих: мы буквально живем в нем. С другой, если не видеть предмет обсуждения вживую, то довольно сложно о нем рассказывать — архитектура слишком многомерна, развивается не только в пространстве, но и во времени. Фотографии, статьи и книги дают лишь слабое представление о масштабах, устройстве и сложных трансформациях, которые переживают здания. И у кино здесь гораздо больше возможностей.
«E.1027. Эйлин Грей: Дом у моря»
Режиссеры: Беатрис Мингер, Кристоф Шауб
4 августа, понедельник, 20:00

E.1027 — вилла на самом берегу моря недалеко от Монако, построенная архитектором Эйлин Грей в период ее романа с молодым румынским архитектором и критиком Жаном Бадовичи. За загадочной шифровкой скрываются их любовные инициалы: E — Эйлин, 10 — Ж (J — десятая буква латинского алфавита), 2 — Б и 7 — Г (G на латинице). А за удивительно безмятежной, легкой модернистской архитектурой — полная творческих и личных драм история, на которой и сосредоточились авторы этого то ли документального, то ли игрового кино.
«Как и музыка, работа имеет смысл только тогда, когда ее свидетелем является любовь», — писала Эйлин Грей в записной книжке. История построенного ею в 1926 году дома — это история любви, которая постепенно угасла, и удивительного чувства соперничества и неприятия, которое вызывала одна из первых женщин-архитекторов у коллег-мужчин.
Как и музыка, работа имеет смысл только тогда, когда ее свидетелем является любовь.
«Дом — это вторая оболочка человека после одежды», — говорила Эйлин, и это заметно отличалось от подхода к дому как «машине для жилья» популярного в те годы Ле Корбюзье. Свою виллу Грей проектировала изнутри наружу, обращая внимание на то, как она с Жаном будет в нем жить, двигаться, работать, что они будут видеть из окна. Здесь были белые стены, парусиновые занавески, ковры с морскими рисунками, а на стене у входа был написан девиз: «Входить медленно». Все наполнение было сделано по ее дизайну — удивительно элегантное и немногословное, какой, видимо, была и сама Эйлин. Это был дом для тишины, любви и творчества.
Дом — это вторая оболочка человека после одежды.
Жан Бадовичи видел виллу E.1027 куда более светским местом: здесь постоянно были гости, шум, веселье. Дом, в котором Эйлин надеялась укрыться от мира с любимым человеком, довольно быстро превратился в архитектурный салон. Грей ушла, почувствовав себя лишней, оставив молодому любовнику все, включая документы на собственность.
В их дом — вернее, уже дом Жана — все так же продолжали приходить гости, особенно Ле Корбюзье, которому вилла не давала покоя, вызывая противоречивые чувства — от восхищения до, по всей видимости, бешеного соперничества. Однажды, «почувствовав себя не архитектором, а художником», он в нагом виде расписал стены виллы своими муралами — и дом-корабль перестал быть белым и немногословным. Это был чистый акт присвоения, который Грей так ему и не простила.
«В мастерской Ренцо Пиано»
Режиссеры: Клаудиа Адранья, Давиде Фойс, Франческа Мольтени
8 августа, пятница, 19:30

Фильм — редкая возможность приобщиться к работе архитекторов, причем в мастерской одного из самых влиятельных мастеров современности — Ренцо Пиано. На момент съемок ему 82 года, он свеж, подтянут, искренне вовлечен во все, что делает его студия — от Генуи до парижского филиала.
Когда он говорит на камеру, он размышляет о поэтичности, даже магии профессии архитектора. Но уже спустя 10 минут мы видим его на совещании, где он сообщает: «Мы все еще не раз уточним и перепроверим. Мы же не сумасшедшие художники». Безусловно, нет — и в этом чудесная особенность профессии, совмещающей великое искусство и его очень материальное, приземленное воплощение.
Мы становимся свидетелями живого творческого процесса: от первых набросков до стройплощадок Генуи, Парижа, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Встречи, звонки, совещания со специалистами и заказчиками — будь то ученые из ЦЕРНа или кардиологи из Афин — все складывается в образ уже умудренного опытом, но все еще полного идей Ренцо Пиано.
Мы все еще не раз уточним и перепроверим. Мы же не сумасшедшие художники.
«Почему на плане так мало деревьев? Мне нужен лес!» — говорит он своим молодым коллегам, и, выхватив маркер, густо усыпает двор ЦЕРНа будущими деревьями. Занятно наблюдать, как рождается архитектура мирового уровня — сначала в легком порыве, а потом в долгих и сложных расчетах и непростой реализации.
«Больше, чем музей»
Режиссер: Морроско Вила-Сан-Хуан
9 августа, суббота, 19:30

Главный герой фильма — MUNCH в Осло, новое здание музея Эдварда Мунка, эпохальный по меркам Норвегии архитектурный долгострой, затянувшийся на 12 лет. Музей, созданный по конкурсному проекту испанцев из архитектурного бюро Estudio Herreros, открылся в 2021 году, но задолго до этого уже вызывал шквал критики: его сравнивали и со сторожевой башней, и со штаб-квартирой главного злодея. Его критиковали, но ждали. Когда стройка затянулась сверх приличия, жители Осло устроили даже факельное шествие с требованием достроить и наконец открыть музей.
Несмотря на жаркие споры, в первый же год после открытия музей посетили 1,5 миллиона человек — при общем населении Осло в 800 тысяч. Он стал настоящим культурным центром, значимой точкой притяжения — больше чем музеем. Характерно, что в его названии даже нет слова «музей» — комплекс назвали просто MUNCH.
Фильм построен как серия интервью с самыми разными людьми, чья жизнь так или иначе связана с проектом: с испанскими архитекторами Хуаном Эрреросом и Йеном Рихтером, с их коллегой из норвежского бюро Snøhetta (автором здания театра новой оперы, расположенного по соседству), с полной амбиций директором MUNCH, с главным охранником. Он сдержанно рассказывает, что возможность после закрытия музея обойти его залы и побыть наедине со зданием и искусством — дорогого стоит.

Это разговоры не столько про архитектуру конкретного здания, сколько про город и общество. Здесь много мыслей об урбанистике: например, стоило ли на полуострове Бьорвика — в новом районе на берегу Осло-фьорда, возникшем на месте порта и промзоны, — строить рядом сразу главный музей страны, оперу и библиотеку, или такие вещи лучше рассредоточивать по городу.
Об экологии: архитектор Хуан Эррерос рассказывает, как за годы проект менялся — изначально стеклянный фасад позже окружили оболочкой из перфорированного алюминия: «То, что было возможно в 2008 году, сейчас нам планета уже не простит».
О маркетинге искусства: как сделать так, чтобы в музей одного художника приходили не один раз в жизни, а возвращались снова и снова. За полтора часа фильма ты и сам успеваешь понять и полюбить это диковинное, но безусловно неординарное здание. В конце концов, Мунк тоже был не из тех, кого любили с первого взгляда.
Летний архитектурный фестиваль пройдет с 4 по 12 августа в Москве в кинотеатре «Художественный». Билеты на сайте









