Cartier и ислам: выставка в парижском Музее декоративного искусства
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/29/756383749515299.jpg)
Масштабная экспозиция «Cartier и исламское искусство: в поисках современности», исследующая влияние Востока на культурные коды и стиль французского ювелирного дома, открылась в парижском Музее декоративного искусства. Она охватывает период с начала XX столетия до наших дней, а в плане географии — все территории, находившиеся под исламским влиянием: от Кордовского халифата и Турции до Персии и Индии времен династии Великих Моголов.
Первая часть выставки, в большей степени хронологическая, рассказывает об истоках интереса к исламскому искусству и архитектуре в Париже начала 1900-х, вторая наглядно демонстрирует лексикон освоенных Cartier восточных форм и орнаментов, используемых на протяжении последних 100 лет.
«Силуэты, мотивы, сочетания цветов, которые определили стиль ар-деко, были бы невозможны без исламского влияния», — уверен Пьер Райнеро, директор по стилю и наследию дома Cartier.
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/40/756383750139405.jpg)
Французская столица начала XX века была центром торговли антиквариатом, в том числе из стран Ближнего Востока. На сцене с успехом идет балет «Шехерезада» в исполнении дягилевской труппы Ballets Russes, Поль Пуаре интерпретирует восточные кафтаны и тюрбаны. В 1903 году в парижском Музее декоративного искусства прошла первая выставка мусульманского искусства (Arts Musulmans). На ней, конечно, побывал Луи Картье, внук основателя дома. Он настолько проникся и вдохновился увиденным, что бросился скупать артефакты и книги по исламскому искусству, приобщая к новой стилистике дизайнеров дома, в том числе Шарля Жако (его многочисленные эскизы для Cartier хранятся в Petit Palais).
На выставке можно увидеть принадлежавшие Луи персидские манускрипты 1530-х, портреты султанов и низамов, богато украшенные индийские сосуды эпохи Великих Моголов, а также книги из его личной библиотеки, впервые за долгие годы собранные вместе.
В 1912 году брат Луи Картье Жак отправился в Индию и Бахрейн на поиски драгоценных камней и натурального жемчуга из вод Персидского залива. Именно он завел знакомство с махараджами, увидел их фантастические камни и драгоценности: парадные ожерелья, сарпеши, браслеты-базубанды, а потом и ювелирные техники.
![Портсигар в персидском стиле из нефрита, Cartier Paris, 1920](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/88/756383755840886.jpg)
![Платиновая тиара, Cartier Paris, 1923](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/32/756383756200326.jpg)
![Портсигар из лазурита и бирюзы, Cartier Paris, 1930](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/52/756383755911526.jpg)
![Браслет из платины и бриллиантов, Cartier Paris, 1923](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/47/756383756419471.jpg)
![Тиара из платины и бирюзы, Cartier London, 1936](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/42/756383756369420.jpg)
![Золотой портсигар в персидском стиле, Cartier Paris, 1924](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/12/756383755972121.jpg)
![Булавка, Cartier Paris, 1924](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/49/756383756043494.jpg)
![Колье-пластрон, принадлежавшее герцогине Виндзорской, Cartier Paris, 1947](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/46/756383756507469.jpg)
![Колье Hindu, принадлежавшее Дейзи Феллоуз, Cartier Paris, 1936](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/37/756383756551379.jpg)
Вторая часть выставки в Южной галерее посвящена подробному анализу выразительных художественных средств, которые ювелирный дом почерпнул в исламской культуре. Некоторые из нынешних экспонатов, кстати, были представлены на той парижской выставке 1903 года. Наглядный диалог культур начинается прямо у входа: драгоценная шкатулка Cartier 1924 года и иранский футляр из дерева, слоновой кости и металла XIX века имеют практически одинаковый геометрический орнамент на крышке. Персидские декоративные мотивы проникли в белоснежные украшения Cartier стиля «гирлянда» 1900-х, богатая резьба по кости и гравировка по металлу воплотились на крышках золотых портсигаров, яркая цветная эмаль стала элементом стиля ар-деко.
Кураторы собрали и проанализировали мельчайшие элементы декора: стилизованные завитки и чешую, архитектурные завершения и постаменты, узоры «пейсли», растительные мотивы кипарисов и пальм, сочетания голубого и синего по аналогии с яркой облицовкой мечетей.
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/49/756383751287495.jpg)
Работа над экспозицией длилась четыре года, в ней приняли участие четыре куратора и около 50 мировых музеев и галерей, в том числе Лувр и Музей искусств Далласа. Представленные 500 экспонатов включают украшения, книги, архивные документы. Около 200 драгоценностей Cartier происходят из исторического собрания Collection Cartier, еще около 40 предоставлено другими музеями и частными коллекционерами.
Выставка Cartier and Islamic Art: In Search of Modernity продлится до 20 февраля 2022 года.