Стиль
Впечатления Cartier и ислам: выставка в парижском Музее декоративного искусства
Стиль
Впечатления Cartier и ислам: выставка в парижском Музее декоративного искусства
Впечатления

Cartier и ислам: выставка в парижском Музее декоративного искусства

Фото: пресс-служба
Более 500 экспонатов расскажут о том, как исламское искусство повлияло на стиль ювелирного дома

Масштабная экспозиция «Cartier и исламское искусство: в поисках современности», исследующая влияние Востока на культурные коды и стиль французского ювелирного дома, открылась в парижском Музее декоративного искусства. Она охватывает период с начала XX столетия до наших дней, а в плане географии — все территории, находившиеся под исламским влиянием: от Кордовского халифата и Турции до Персии и Индии времен династии Великих Моголов.

Первая часть выставки, в большей степени хронологическая, рассказывает об истоках интереса к исламскому искусству и архитектуре в Париже начала 1900-х, вторая наглядно демонстрирует лексикон освоенных Cartier восточных форм и орнаментов, используемых на протяжении последних 100 лет.

«Силуэты, мотивы, сочетания цветов, которые определили стиль ар-деко, были бы невозможны без исламского влияния», — уверен Пьер Райнеро, директор по стилю и наследию дома Cartier.

Фото: пресс-служба

Французская столица начала XX века была центром торговли антиквариатом, в том числе из стран Ближнего Востока. На сцене с успехом идет балет «Шехерезада» в исполнении дягилевской труппы Ballets Russes, Поль Пуаре интерпретирует восточные кафтаны и тюрбаны. В 1903 году в парижском Музее декоративного искусства прошла первая выставка мусульманского искусства (Arts Musulmans). На ней, конечно, побывал Луи Картье, внук основателя дома. Он настолько проникся и вдохновился увиденным, что бросился скупать артефакты и книги по исламскому искусству, приобщая к новой стилистике дизайнеров дома, в том числе Шарля Жако (его многочисленные эскизы для Cartier хранятся в Petit Palais).

На выставке можно увидеть принадлежавшие Луи персидские манускрипты 1530-х, портреты султанов и низамов, богато украшенные индийские сосуды эпохи Великих Моголов, а также книги из его личной библиотеки, впервые за долгие годы собранные вместе.

В 1912 году брат Луи Картье Жак отправился в Индию и Бахрейн на поиски драгоценных камней и натурального жемчуга из вод Персидского залива. Именно он завел знакомство с махараджами, увидел их фантастические камни и драгоценности: парадные ожерелья, сарпеши, браслеты-базубанды, а потом и ювелирные техники.

Вторая часть выставки в Южной галерее посвящена подробному анализу выразительных художественных средств, которые ювелирный дом почерпнул в исламской культуре. Некоторые из нынешних экспонатов, кстати, были представлены на той парижской выставке 1903 года. Наглядный диалог культур начинается прямо у входа: драгоценная шкатулка Cartier 1924 года и иранский футляр из дерева, слоновой кости и металла XIX века имеют практически одинаковый геометрический орнамент на крышке. Персидские декоративные мотивы проникли в белоснежные украшения Cartier стиля «гирлянда» 1900-х, богатая резьба по кости и гравировка по металлу воплотились на крышках золотых портсигаров, яркая цветная эмаль стала элементом стиля ар-деко.

Кураторы собрали и проанализировали мельчайшие элементы декора: стилизованные завитки и чешую, архитектурные завершения и постаменты, узоры «пейсли», растительные мотивы кипарисов и пальм, сочетания голубого и синего по аналогии с яркой облицовкой мечетей.

Фото: пресс-служба

Работа над экспозицией длилась четыре года, в ней приняли участие четыре куратора и около 50 мировых музеев и галерей, в том числе Лувр и Музей искусств Далласа. Представленные 500 экспонатов включают украшения, книги, архивные документы. Около 200 драгоценностей Cartier происходят из исторического собрания Collection Cartier, еще около 40 предоставлено другими музеями и частными коллекционерами.

Выставка Cartier and Islamic Art: In Search of Modernity продлится до 20 февраля 2022 года.