Стиль
Впечатления Всемирная выставка в Дубае: что смотреть на Экспо 2020
Впечатления

Всемирная выставка в Дубае: что смотреть на Экспо 2020

Фото: expo2020dubai.com
До 31 марта в Дубае проходит Всемирная выставка, где около 200 стран демонстрируют планете свои достижения. «РБК Стиль» побывал на Экспо и выбрал самые заметные и яркие павильоны

Dubai Expo 2020 — первая Всемирная выставка на Ближнем Востоке и первая за всю историю Экспо (то есть за 170 лет), где все страны-участницы имеют собственные павильоны — всего 192 государств. Добавьте к этому партнерские и тематические павильоны и получите грандиозный город будущего, который возвели прямо посреди пустыни.

Выставка действительно устроена как город — центральная площадь, над которой возвышается огромный купол, и проспекты с улицами, расходящиеся в стороны и поделенные на три темы: «мобильность», «возможности» и «устойчивое развитие». Они подчиняются одной общей теме Экспо, которая звучит как слоган: «объединяя умы, создаем будущее». Страны-участницы разрабатывали концепции своих павильонов в рамках заданных тематических направлений. И каждая делала это по-своему. Кто-то пошел по предсказуемому краеведчески-патриотическому пути, кто-то смотрел в сторону концептуального искусства, а кто-то — науки и технологий. Некоторые попытались совместить все сразу.

Чтобы обойти все павильоны Экспо, не хватит, наверное, и недели. Мы провели на выставке 3 дня и выбрали 15 наиболее интересных, на наш взгляд, павильонов, а также одну невероятную инсталляцию под открытым небом.

Павильоны стран

Россия

Российский павильон на Экспо заслуживает внимания не только потому, что он российский, но и потому, что он просто красивый. Его на выставке примечают сразу — яркий, заметный, космический, он сильно выделяется на общем фоне. Внешняя оболочка состоит из множества переплетенных разноцветных трубок, напоминающих нити. Мимо пройти трудно.

Фото: Евгений Тихонович

Внутри — гигантский мозг-трансформер и мультимедийное шоу «Механика чуда», трибьют российским и советским ученым, изучавшим нервную систему человека. В какой-то момент кинетическая скульптура «оживает» и разъезжается в стороны: представление начинается, зрителям рассказывают о принципах работы человеческого мозга.

Фото: Евгений Тихонович

Россия на Экспо ратует за «cooperation» — сотрудничество между людьми по принципу организации нейронных связей. «Мировые культуры и сообщества очень разные, но есть что-то важное, что нас объединяет, — гласит примечание на стене. — Это наш мозг, настоящее чудо, которое делает нас теми, кто мы есть, соединяет нас друг с другом и создает будущее». Насколько успешным оно — будущее — окажется, зависит от этого самого «cooperation». Выбранная концепция вполне соответствует теме Экспо, а вот соответствует ли она российской повестке, вопрос дискуссионный. Но то, что павильон лишен какого бы то ни было показного патриотизма, бряцания оружием и лубка, совершенно точно радует.

Фото: expo2020russia / Instagram

Саудовская Аравия

Один из павильонов-хитов, в котором обязательно нужно побывать. Снаружи здание выглядит как гигантский стальной параллелепипед, поставленный под углом 45 градусов. Такое расположение обнажает зеркальное брюхо исполина с оборудованным в нем входом. Это второй по величине павильон на Экспо после ОАЭ, его площадь — 13 059 кв. м.

Фото: Instagram

Тяга саудовцев к гигантизму в общем-то не удивляет — стране явно не дают покоя успехи соседей по региону и хозяев выставки ОАЭ, она тоже очень хочет быть привлекательной туристической и технологической страной Ближнего Востока. Строительство в Саудовской Аравии футуристического города Неом, который превысит размеры Нью-Йорка в 33 раза, одно из тому подтверждений.

Фото: axmoonxi / Instagram

А что же внутри? Гигантский многогранный 30-метровый глобус с интерактивным полом и грандиозные видеопроекции — зритель отправляется в путешествие по стране. Грань между тем, что реально, и тем, что проецируется на стены, пол и потолок, стирается. Очень впечатляет.

Фото:  Edward Solomon / YouTube

Великобритания

На Экспо есть особый вид павильонов, ориентированных не на развлекательность — всяческие 3D-шоу и прочие спецэффекты — а прежде всего на смыслы. Например, британский павильон. В нем нет зрелищных аттракционов, его архитектурный облик уже сам по себе зрелище, вполне самодостаточное. Причем это тот случай, когда даже не обязательно заходить внутрь, все главное — снаружи.

Фото: Евгений Тихонович

Павильон выглядит как футуристический вытянутый цилиндр, состоящий из длинных пластин. На край каждого из них выводятся слова — с помощью искусственного интеллекта. Концепция вдохновлена проектом Стивена Хокинга Breakthrough Message — это послание внеземным цивилизациям от человечества. Слова, которые выводятся на фасад здания (а также внутри пространства), становятся коллективным сообщением, направленным в космос. Посетители могут его дополнять.

Сингапур

Маленькое, но процветающее во всех смыслах государство решило разбить огромный тропический сад посреди ближневосточной пустыни. В условиях палящего дубайского солнца и 35-градусной жары он выглядит как настоящее убежище от зноя.

Фото: expo2020singapore / Instagram

Павильон представляет собой трехмерное пространство, окруженное лесными деревьями и увенчанное пышным висячим садом. Спиралевидный зеленый оазис, по которому нужно подниматься вверх. Посетили сначала оказываются в наземном саду, а затем продолжают путь по холмам и 9-метровым садовым конусам — словно путешествуют по самому Сингапуру, городу-саду. Не упускаются из виду и технологические достижения Сингапура. Все это тропическое великолепие пышет жизнью с нулевым потреблением первичной электроэнергии на основе независимой экосистемы.

Фото: expo2020singapore / Instagram

Фото: expo2020singapore / Instagram

Австрия

Австрийцы на Экспо выступают очень концептуально. Их павильон — это целая россыпь башен-конусов разной высоты, которые навеяны арабскими ветряными башнями-бадгирами. В древности они выполняли роль кондиционеров, без всякого электричества охлаждавшие воздух в условиях ближневосточной жары. Так и австрийские конусы в Дубае, по замыслу, создают постоянное движение воздуха, поддерживая необходимую температуру.

Когда попадаешь внутрь конусов, оказываешься где-то на планете Татуин. Фактурные охристые своды вызывают у автора этой статьи ассоциации со «Звездными войнами». Все пространство — это лабиринт, посвященный органам чувств. Осязание, обоняние, слух и так далее — перемещаясь по всем 38 конусам, вы испытываете полную гамму сенсорных ощущений. На выходе для закрепления эффекта — австрийские специалитеты в венской кофейне.

Фото: expoaustria / Instagram

Фото: expoaustria / Instagram

Испания

Павильон Испании снаружи напоминает австрийский. Тоже башни-конусы, только не белые, а желто-оранжевые и к тому же усеченные. Но отсылки такие же — к арабской строительной традиции. И если Австрия использует архитектурную форму как дань уважения к принимающей стороне, то Испания делает это еще и из исторических соображений. Страна, как известно, была тесно связана с арабским миром.

Ну и у испанцев, как и у австрийцев, тоже все концептуально. Внутри павильона — пространство аудиовизуального арта как напоминание о том, что в стране все хорошо с современным искусством, креативом и архитектурой.

Фото: expospain2020 / Instagram

Одна из самых заметных площадок выполнена в виде спирали наподобие нью-йоркского музея Гуггенхайма, к потолку крепится огромная цифровая скульптура под названием Dynamo. Это творение художника Даниэля Каногара и саунд-дизайнера Франциско Лопеса — перекрученная лента, по которой несутся огоньки, меняющие цвет под нарастающий гул. В конце — кульминация, когда огоньки превращаются в сплошную огненную или бирюзовую полосу. Динамо-машина — символ объединения людей вокруг проектов устойчивого развития. Испания на Экспо отрабатывает именно эту тему.

Фото: Евгений Тихонович

Нидерланды

Нидерландский павильон тоже расположен в секции устойчивого развития и сделан целиком из материалов, привезенных из страны. По центру здания, собранного из листов ржавого металла, установлен конус — «вертикальная ферма». Внутри нее есть пространство для диджитал-перформанса, сюда заводят зрителей и вручают им зонтики. В определенный момент их велят раскрыть — кажется, что сейчас пойдет искусственный дождь. Но дождя не случается. Вместо него на купола зонтов проецируют психоделический видеоряд, они выступают в роли экранов. В самом конце шоу дождь все-таки включают — точнее, душ, льющийся узкой струей и ни на кого не попадающий.

Фото: netherlandsexpo2020 / Instagram

Зрители покидают купол и видят его уже снаружи. Это целый огород, та самая вертикальная ферма, на которой выращивают грибы — вполне законные, и пусть вас не смущает, что речь идет о Нидерландах. Грибы, по словам хозяев павильона, идут на что угодно — от гастрономии до строительства. К слову, вертикальные фермы на Экспо есть не только у голландцев, но и, например, у финнов и эстонцев — это один из трендов выставки.

Фото: netherlandsexpo2020 / Instagram

Южная Корея

От южнокорейского павильона ожидаешь технологических чудес родом из будущего. Но его внутренняя начинка довольно простая — дополненная реальность на мини-планшетах и кинетическая инсталляция, взаимодействующая с посетителями. Ничего сверхъестественного по нынешним меркам.

Однако в случае с этим павильоном никакие спецэффекты не нужны, он сам по себе один сплошной спецэффект. Динамичный фасад из цветных поворачивающихся кубиков, меняющийся в течение всего дня, выглядит совершенно удивительно и сразу же выделяется на общем фоне. Стоит подняться на террасы здания, чтобы рассмотреть все это поближе. Одно из самых интересных сооружений Экспо.

Бахрейн

Еще одно чудо архитектурной мысли — гигантский алюминиевый куб с торчащими из него в стороны «иглами». Почему алюминий? Потому что это стратегический для Бахрейна металл, в стране расположен один из крупнейших в мире алюминиевых заводов. Почему иглы? Потому что в Бахрейне развито ткацкое искусство и ремесленные традиции.

Фото: expo2020dubai / Instagram

Через специальный туннель посетители попадают внутрь здания и видят перед собой огромный зал, сверкающий металлом. По всему периметру установлено 126 узких металлических колонн, которые соединяются в нескольких точках, напоминая иглы ткацкого станка. Пожалуй, именно так и должен выглядеть симбиоз технологий и традиций.

Фото: Евгений Тихонович

ОАЭ

Павильон-хедлайнер от хозяев выставки — Объединенных Арабских Эмиратов. Чтобы попасть вовнутрь, придется отстоять в очереди на жаре минут 40. Это одно из самых красивых зданий Экспо авторства архитектора Сантьяго Калатравы, построенное в форме соколиного крыла. Сокол — один из символов Эмиратов. Белоснежные карбоновые «лепестки», составляющие конструкцию, напоминают крылья самолета с подвижными спойлерами, поднимающимися вверх при торможении. Так, верхняя часть «лепестков» павильона поднимается днем и обнажает солнечные батареи.

Внутри по центру предусмотрена сферической формы аудитория, а вокруг нее — многоуровневое пространство с иммерсивными выставочными секциями, рассказывающими про историю и будущее страны. Все очень масштабно — как и всегда, когда заходит речь про ОАЭ.

Фото: uaeatexpo / Instagram

Тематические павильоны

Павильон Emirates

Павильон дубайской авиакомпании совершенно точно стоит отдельного упоминания. В нем посетителям предлагают взглянуть на будущее коммерческой авиации образца 2071 года — это год столетия ОАЭ как государства. Нам рисуют перспективы авиаперелетов совершенно иного качества. Один из главных аттракционов — макет салона самолета, где зрители надевают очки виртуальной реальности и в буквальном смысле улетают в будущее. В нем — в этом самом будущем — нас ждут беспилотные лайнеры с сервисом на основе искусственного интеллекта, учитывающим индивидуальные особенности каждого пассажира, даже его биохимические показатели. Вместо иллюминаторов — панорамные окна, которые также могут выступать как экраны. Сам самолет напоминает космический корабль из фантастического фильма. Надо ли говорить, что еду приносит не бортпроводник, а робот.

Фото: emirates / Instagram

Много внимания уделяется передовым технологиям авиаиндустрии. Каждый гость может спроектировать собственный самолет, а также испытать при помощи роботизированных рук инновационные материалы. В качестве кульминации — фильм о том, как будут выглядеть аэропорты и полеты будущего в кинотеатре формата 360. Никаких очередей на регистрации и паспортном контроле благодаря полной роботизации всех процессов, стопроцентная экологичность и принципиально иной уровень комфорта. Осталось дожить до этих славных времен.

Павильон Terra

Огромный павильон, посвященный устойчивому развитию, снаружи выглядит как гигантская крона драконового дерева Сокотры. Только вместо хвои — 4 912 солнечных батареей, представляющих собой 130-метровый навес. Вокруг сооружения — «e-деревья», копящие энергию солнца конструкции, тоже напоминающие драконовые деревья.

Фото: expo2020dubai / Instagram

Тема экологии и сохранения земных ресурсов звучит во многих павильонах Экспо, но Terra — главная площадка для дискуссии об устойчивом развитии на Всемирной выставке. В интерактивной форме здесь предлагают узнать о взаимоотношениях человека с природой, о перепотреблении и наших привычках, которые вредят планете, и способах их поменять. Равно как и об экологичном отношении к себе и друг к другу, что в условиях новой реальности не менее важно.

Фото: Евгений Тихонович

Павильон Mobility

Павильон под названием «Мобильность» предлагает «стереть грань между физическим и цифровым мирами». Он спроектирован архитектурным бюро Fosters & Partners и блестит на солнце стальным футуристическом блеском, напоминая конструкцией фасада пружину. Здание оборудовано самым большим в мире пассажирским лифтом, способным перевезти 160 человек.

Фото: expo2020dubai.com

Экспозиция огромная, бродить по павильону можно долго — через всю историю развития технологий. От девятиметровых фигур исторических деятелей, подготовивших почву для прогресса и инноваций, до проекта умного города с ориентацией прежде всего на человека. Демоверсии ховербордов и ракетных ранцев, дроны, роботы, интерактивные инсталляции — уровень wow-эффекта зашкаливающий.

Женский павильон

Гендерное равноправие — одна из важных тем на Экспо. Для того, чтобы поговорить о правах женщин в современном мире, построили отдельный павильон в партнерстве с ювелирным домом Cartier. Здесь рассказывают о том, как женщины помогали делать мир лучше, а также о том, что проблема женских прав по-прежнему не решена до конца. Причем последнее не так очевидно. Так, мы узнаем, что 132 миллиона девочек по-прежнему не имеют возможности учиться в школе, одна из трех женщин обязательно испытывала на себе физическое насилие, из 193 стран только 22-мя руководят женщины.

Водопады Surreal

Фактически это не павильон, а водная инсталляция под открытым небом — пожалуй, главный аттракцион Экспо и самое инстаграмное место. Оно представляет собой четыре горки, с высоты которых падает вода на стоящих у подножия людей. Кажется, что вас сейчас накроет каскадом, но нет — вода в последний момент теряет свою энергию, едва смачивая вам ноги.

Фото: Евгений Тихонович

Все это происходит под музыку Рамина Дважади — композитора, написавшего в том числе саундтрек к «Игре престолов». А построила эту красоту лос-анджелесская компания WET. Обязательно к посещению.