Фестивальные дневники: Как открылся 32-й «Кинотавр»
«Думать про успех вообще неправильно. Успех — категория мистическая», — говорит продюсер Сергей Сельянов в фильме «Нас других не будет», документальном посвящении Сергею Бодрову, а зал Зимнего театра тут же отзывается одобрительными аплодисментами. За пару часов до этого здесь же, в Зимнем, открылся 32-й кинофестиваль «Кинотавр». Из июня в сентябрь он переехал еще в прошлом году, а в этом вновь галантно пропустил вперед не только Каннский и Венецианский смотры, но также фестиваль в Локарно, на которые целой делегаций отправились российские фильмы (факт, который хочется посмаковать отдельно). К примеру, «Герда» Натальи Кудряшовой, «Медея» Александра Зельдовича, «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, «Мама, я дома» Владимира Битокова и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Последние два из перечисленных, снятые выпускниками мастерской Александра Сокурова, станут частью специальных показов фестиваля, первые же три вошли в основной конкурс. Он в этом году состоит из 15 работ, предлагающих попутешествовать между прошлым и настоящим, Якутией и Владивостоком, Белградом и Москвой.
Смотреть и оценивать истории будет жюри в составе актера Петра Федорова, киноведа Лилии Немченко, сценариста Олега Маловичко, оператора Юрия Никогосова, продюсера Петра Анурова, режиссера Петра Буслова и актрисы Чулпан Хаматовой — председателя жюри. На церемонии открытия, отказавшись от долгих речей, весело и не без задора она предупредила, что судить жюри будет субъективно.
Сама же церемония оказалась посвящена теме сестринства и иронии тоже не лишена. Вели ее актрисы Алиса Хазанова, Дарья Екамасова и Анна Шепелева — собравшиеся в Москву чеховские сестры, вдруг обнаружившие, что Москва — это не Россия.
За музыкальную часть отвечала певица Manizha, чей голос звучал неизменно ясно и во всех смыслах громко, добавив и силы момента, и контекстов.
Президент «Кинотавра» Александр Роднянский — известный мастер программных речей и лаконичных формулировок — прежде, чем объявить фестиваль открытым, напомнил, что в этом зале царит авторский кинематограф. Тот, что «не выйдет так просто в прокат, поддержанный рекламными бюджетами». Тот, кому «необходима экспертная оценка, репутация, бренд для того, чтобы он прозвучал громко, через журналистов и критиков обратил на себя внимание тех зрителей, которые интересуются кинематографом, исследующим современное время. Время, в которое мы живем».
Время на месте не стоит и меняется, меняется вместе с ним и фестиваль — своеобразное зеркало, отражающее его черты и приметы. Как это будет делать 32-й «Кинотавр», покажет следующая неделя, заполненная показами, питчингами и дискуссиями. Приписка «деловой кинофорум» намекает на сухой профессионализм и некоторую даже сдержанность, но каждый, кто бывал здесь, знает, что и нежностью «Кинотавр» наделен сполна. Очередным тому подтверждением стало награждение Сергея Сельянова почетным призом с формулировкой «За уникальное продюсерское чутье и поддержку российских талантов». Волнение, охватившее, по его собственному признанию, продюсера, было встречено теплотой оваций, ведь о том, что «главное в этой жизни — найти своих», многие в зале знают не понаслышке.
Спустившись со сцены, Сергей Сельянов переместился на экран, поскольку завершал церемонию открытия документальный фильм Петра Шепотинника «Нас других не будет», посвященный памяти Сергея Бодрова и вдоволь напитанный той самой нежностью. Она проникла в слова и паузы между ними, в задорный смех главного героя и задумчивость его друзей и коллег. С ней же не раз вспоминали и «Кинотавр», и зал Зимнего, где многие впервые увидели Бодрова-младшего в фильме его отца «Кавказский пленник», и где вчера, годы и даже десятилетия спустя, все снова смотрели на его улыбчивое лицо. «Думать про успех вообще неправильно. Успех — категория мистическая», а вот думать друг про друга и искать своих — то, чем действительно хочется заняться и о чем не хочется забывать.