Стиль
Впечатления От путеводителей до «Яндекс.Дзена»: где искать вдохновение для путешествий
Стиль
Впечатления От путеводителей до «Яндекс.Дзена»: где искать вдохновение для путешествий
Партнерский материал

От путеводителей до «Яндекс.Дзена»: где искать вдохновение для путешествий

Фото: Петр и Наталья Богородские / zen.yandex.ru/sevprostor
Разбираемся в эволюции тревела и его новых героях, которые сегодня вдохновляют нас на поездки

Когда-то в 1900 году крымский поэт и просто модник Максимилиан Волошин отправился с тремя друзьями в большой евротур со 100 франками в кармане и единственными запасными штанами. Они проехали от Белоруссии до Стамбула через Польшу, часть Германии и Австрии, всю Италию, Грецию и Турцию, в том числе пешком прошли через Альпы. Друзья по очереди вели дневник, где формулировали тревел-лайфхаки (например, как посетить виллу на озере Комо бесплатно), жаловались на номера в отелях и описывали особо впечатлившие их места еще до того, как это стало мейнстримом. Дневник первых тревел-блогеров впоследствии стал легендарным путеводителем, назывался он «Журнал путешествий, или Сколько стран можно увидеть на полтораста рублей». И даже век спустя мы продолжаем доверять мнению блогеров.

Телевидение

Типичное воскресенье начала 2000-х на «Первом канале» — телепередачи о путешествиях, среди которых «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова и «Подводная одиссея» Жака-Ива Кусто. В те годы казалось, что вояжи в те далекие страны — удел богачей. Ренессанс жанра пришелся на начало 2010-х: телепередача с нехитрым сюжетом о богаче и бедняке «Орел и решка» вдохновила миллениалов на первые осознанные путешествия.

Печатные путеводители

Целый город на ладони: путеводители — хит нулевых, ушедший с эрой мобильных приложений. Так, издательский дом «Афиша» начал выпускать один из самых популярных путеводителей в начале 2000-х и прекратил в 2015 году. Издания были рассчитаны на соотечественников, которые только открывали для себя мир.

Фото:  Willie B. Thomas / Getty Images

Интернет-форумы

Форумы самостоятельных путешественников появились практически с эрой интернета. В мире культовым стал форум сообщества Lonely planet — Thorne Tree Forum, а в России — легендарный форум Винского, который основал Сергей Винский, зарегистрировав домен awd.ru в 2000 году. Мало кто знает, что форум начинался как площадка, где люди делились опытом секс-туризма, но в итоге Винский не стал ограничиваться столь узкой темой.

Instagram/Pinterest

Клиповое мышление породило феномен так называемого мудбординга. Доска визуализации, состоящая из красивых картинок и, может быть, незамысловатых текстов в духе «Пять лучших мест Будапешта». Правда, картинка часто отличается от реальности, и очень скоро приходит разочарование: инсталокации оказываются не такими волшебными, как на отфотошопленных картинках блогеров, а информация о месте (отеле, ресторане, аттракционе) слегка привирается в пользу рекламы. Новый челлендж — как бы не обмануться, открывая для себя новые и свежие локации.

YouTube

YouTube вернул интерес к длинному формату, но и требования к нему поменялись. Теперь это должен быть качественный и привлекательный контент, изобилующий инсайдерской информацией. В 2020-м сыграла свою роль пандемия: закрытые границы заставили нас мечтать или ностальгировать. Простой парень из Луганска Антон Птушкин дал зрителям, истосковавшимся по большим путешествиям, то, чего им не хватало. Обратная сторона — скорость жизни и нехватка времени не всегда дают возможность досмотреть длинное видео до конца.

Фото: ptuxerman / Instagram

«Яндекс.Дзен»

«Дзен» за последние два года стал площадкой-открытием для многих путешественников, которые в поиске аудитории метались между малой формой в инстаграме и большими YT-форматами. «Яндекс.Дзен» смог предложить им чуть больше: не просто что-то среднее, а все сразу. Хочешь, пости лонгрид, хочешь — длинные или короткие видео или просто галереи фотографий. Такая мультиформатность привлекает и читателей, ищущих вдохновение в разных форматах. Тем более, что если подписаться на интересных блогеров, алгоритм оптимизирует ленту выдачи под предпочтения пользователя и будет выдавать схожих по духу авторов.

«Сегодня проще быть в курсе тревел-повестки, для минимального набора знаний нужно просто читать соцсети, ну и смотреть за тем, о чем пишут блогеры, в частности блогеры в "Яндекс.Дзене". Причем больше всего мне нравятся не раскрученные блоги, а малозаметные, но при этом по ним видно, что человек разбирается в своем деле», — рассказывает Антон Зоркин, тревел-журналист и блогер в «Дзене».

Как разобраться, кто есть кто в «Дзене»

Авторы тревел-блогов в «Дзене» стараются делать что-то по-настоящему уникальное и при этом занять свою нишу: здесь и настоящие путешествия в места, о которых никто не слышал, фото- и видеоконтент, способный вдохновить даже тревел-гиков, и честные личные истории, способные найти и зацепить зрителя.

Профессиональные путешественники

Кто: Антон Зоркин
Канал: zorkinadventures
О чем и в каком стиле: бывалый тревел-журналист рассказывает о реальных путешествиях в стиле National Geographic с захватывающими дух фотографиями и публикует истории людей из невероятных мест.

Антон Зоркин — журналист и путешественник — ведет канал на «Дзене» и рассказывает о путешествиях в духе National Geographic. Один из его постов начинается со слов «Что отличает авторов National Geographic — свою информацию они добывают не в интернете, а в реальном мире». Автор делится лучшими тревел-репортажами: например, о том, как живется людям в опасном Сомали, или о красивейшем российском острове Монерон. Общается с экспертами, например инструктором по выживанию. Еще Антон рассказывает не только о личном опыте, но и передает истории тех, кто не может в силу разных причин поделиться ими с большой аудиторией. А они по-настоящему интересные и расширяют взгляд на мир — дочь оленевода на Крайнем Севере рассказывает про свой быт, девушка делится опытом, каково 10 лет работать на Арктических станциях среди одних мужчин.

«Дзен — отличная платформа, которая дает доступ к огромной и разнообразной аудитории. У многих читателей есть уникальный контент, который они чисто физически не могут донести до публики, а я им помогаю. Мне пишут со всех уголков страны самые разные люди — капитаны судов дальнего плавания, уличные бойцы, охотники. Впрочем, "Дзен" читают не только в России — довольно долго я переписывался с индейцем из Северной Америки, он хотел, чтобы я опубликовал пост про его племя. До сих пор не пойму, как он нашел мой канал и почему хотел опубликоваться именно в русскоязычном "Дзене"», — рассказывает Антон.

Кто: Денис Забелин
Канал: Жизнь в движении
О чем и в каком стиле: путешествует по местам, куда не добираются обычные туристы. Изучил Русский Север вдоль и поперек и делится своими находками с 2 млн читателей.

«Жизнь — это одно большое приключение», — считает путешественник со стажем, член Российского географического общества Денис Забелин. Общая аудитория его канала на «Дзене» «Жизнь в движении» составляет около 2 млн пользователей. Аудитория ценит Забелина за интересно рассказанные истории о быте обычных людей в глубинке — например, как торгуют олениной на Таймыре. Еще блогер открывает подписчикам неизведанные места России: горы Бырранга в Арктике, заброшенный поселок на море Лаптевых. В общем, реальную, а не отфотошопленную инстаграм-фильтрами жизнь.

Денис путешествует больше 15 лет по всему миру, посетил 50 стран и проехал всю Россию от Чукотки до Калининграда. Накопив опыт и «хитрости», завел первый блог на «ЖЖ», но в 2018-м друзья рассказали ему про «Яндекс.Дзен»: «"Дзен" теперь окружает пользователя повсюду, и блогеру не нужно тратить огромные усилия на привлечение заинтересованной аудитории. Эту титаническую работу за тебя проделает алгоритм. Задача блогера — готовить качественный и востребованный контент, и если ты пишешь или снимаешь интересно, то статья или ролик обязательно найдет своего читателя и зрителя».

Девушка, ходившая в одиночку в Гималаи, и тревел-мама

Кто: Оксана Никитина
Канал: БэЗэ-trip
О чем и в каком стиле: неутомимая путешественница, ходившая в одиночку в Гималаи и проехавшая на автомобиле от Москвы до Магадана. Пишет о Турции и городах России, погружая читателя в историю и быт.

Оксана Никитина десять лет создает тревел-контент на разных площадках, но найти большую аудиторию ей удалось именно в «Дзене» — ее фотокаруселями с горными пейзажами и коротенькими mood-видео, например «Вечер в Стамбуле», вдохновляются полмиллиона человек. «Мне нравится, что "Дзену" удалось создать некое сообщество — объединить массу интересных людей и даже перезнакомить их между собой лично. Меня саму вдохновляет масса путешественников — я их нашла, настроив ленту лично под себя», — объясняет Оксана.

Девушка проехала на авто от Москвы до Магадана, открыв, например, зрителям красоту трассы «Колыма», что для многих было настоящим откровением. Оксана уверяет, что такой контент — с толикой пользы и вау-эффекта — пользуется большей популярностью, чем просто рассказы о впечатляющих местах России.

Оксана не подгоняет контент под какие-то определенные рамки и пишет обо всем на свете: о жизни и быте людей, о традициях стран, просто о том, что бросилось в глаза и удивило. Тем не менее девушка, путешествующая в одиночку в Гималаи и «от Москвы до Магадана», — почти всегда беспроигрышная концепция.

Кто: Диана Ефимова
Канал: Di_Travel
О чем и в каком стиле: блогер рассказывает, каково это — ездить по стране и миру с ребенком, делиться советами, как сделать такое путешествие комфортным для всех, а также показывает невероятные и при этом легкодоступные направления в России.

Современные родители уверены, что тревел-жизнь после появления на свет детей не заканчивается, поэтому контент о том, как путешествовать бюджетно с ребенком, очень актуален. Так, Диана Ефимова из Санкт-Петербурга берет семилетнего сына в путешествия полтора года и уверена, что ребенок открыл для нее новые грани путешествий.

«Когда поездки занимают большую часть твоей жизни, когда ты постоянно фотографируешь, это рождает желание делиться — фотографиями и ценной информацией. Я перепробовала множество площадок, начиная с "Живого журнала" и Blogspot (сейчас площадка Blogger) и заканчивая  инстаграмом, но живую аудиторию получилось найти только в "Дзене"», — делится опытом Диана. Девушка не считает пандемию препятствием, больше того: спрос на тревел-контент, по ее словам, в пандемию даже вырос — в апреле 2020 года она со своим блогом вышла на монетизацию, учитывая, что канал завела за месяц до пандемии. «Эта ситуация для меня практически ничего не поменяла. Я как путешествовала четыре-пять раз в году, так и путешествую, правда, теперь я чаще стала выбирать Россию, чтобы не было лишних сложностей». По словам Дианы, сейчас ее аудитория больше реагирует именно на российский контент. Наиболее живой отклик получили статьи, где девушка показывает места в России, схожие по духу с любимыми локациями за границей: Зеленоградск вместо Юрмалы или Приэльбрусье вместо Альп. Еще одна популярная статья — неочевидные достопримечательности России, о которых мало кто слышал, — от песчаных бархан в Калмыкии до Розового озера Тинаки под Астраханью. Так, Диана показала сотням тысяч людей, где путешествовать по стране в обход популярных маршрутов.

Блогеры на местах

Кто: Алексей Сибиряков
Канал: Байкал. Иркутск. Сибирь
О чем и в каком стиле: блог коренного сибиряка о Байкале и окрестностях. Также будет интересен тем, кто увлекается железной дорогой.

Есть на «Дзене» и локальные блогеры, которые делятся информацией о регионе. Одно из самых желанных российских направлений — Байкал — освещает на своем канале «Байкал. Иркутск. Сибирь» Алексей Сибиряков. Интересно, что перед поездкой в тот или иной регион у подобных инсайдеров региона можно подсмотреть что-то выходящее за рамки привычно туристического. Алексей показывает не только виды в районе самого озера, например с утеса 33 богатыря, но и особенности Кругобайкальской железной дороги — снимает видео про тоннель «Толстый» в скалах Байкала, фотографирует недостроенную дореволюционную железную дорогу и другие необычные места, которые тоже можно посетить. Судя по комментариям, зрители блогера разные: романтики, консерваторы, первооткрыватели, пессимисты и оптимисты. Они часто пишут о том, что открыли для себя новые локации и как им там понравилось. Алексей готовится к расширению географии блога: «Есть очень много мест, о которых хочется рассказать. В частности, БАМ. Сейчас готовлюсь финансово, общаюсь с местными, пишу сценарии. Думаю, путешествие займет около двух месяцев и будет серьезным и интересным».

Пешком или на яхте

Кто: Андрей Шарашкин
Канал: Пешком по России
О чем и в каком стиле: практически реалити-шоу о том, как обойти всю Россию на своих двоих. Пешего путешественника, похожего на молодого Льва Толстого, даже узнают в лицо.

Ограничения повлекли за собой новый феномен — не зачеркивать страны на условной карте, а смотреть на привычные маршруты под другим углом — с яхты в море, из кампервэна или шагая с тяжелым рюкзаком за плечами. О феномене пеших путешествий ведет свой канал «Пешком по России» 53-летний блогер Андрей Шарашкин. И он не просто рассказывает — он идет по стране на своих двоих и буквально показывает страну от первого лица. «Пешком по России» — это истории людей, которые сделали что-то значимое, эстетика глубинки (села с населением в 20 человек), пение птиц в Карельском лесу, обзор палаток и, конечно, описание пеших маршрутов от Полярного круга до Амурской области. Андрей настолько колоритный персонаж, что с ним фотографируются прохожие, а журналисты берут у него интервью, как это было в Мурманске.

Кто: Петр и Наталья Белгородские
Канал: sevprostor
О чем и в каком стиле: молодая семейная пара купила яхту и путешествует на ней по Северу России, а также рассказывает, как открывать новое на других непривычных видах транспорта — от «буханки» до надувной лодки.

Петр и Наталья Белгородские путешествуют на яхте и показывают подписчикам Арктику на канале sevprostor. Когда-то в Швеции семья приобрела подержанную яхту за 180 тыс. руб. и теперь разъезжает на ней по северу. Пара делится ценной информацией: сколько уходит на содержание яхты, как все устроено, где брать электроэнергию и так далее. Многие подписчики в комментариях признаются, что считали путешествия на яхте чем-то элитным. Но блогеры «Дзена» показали, что яхтинг вполне доступен. Бонусом в блоге пары — великолепные посты об Арктике: как цветет морошка или какие каменные кладки можно встретить в тундре. Также пара тестирует другие виды транспорта — от «буханки» до байдарок, вдохновляя подписчиков разнообразить отдых.

Кто: Павел Минаев
Канал: Человек и ВездеХод
О чем и в каком стиле: яхтсмен и спортсмен знает, как правильно покрасить яхту и когда кататься на кайте за Полярным кругом. В блоге собраны полезные советы и рассказы о приключениях в невероятных местах.

Еще один яхтсмен Павел Минаев в блоге «Человек и вездеход» тестирует разные виды транспорта и снаряжения, а также дает советы обладателям яхт и тем, кто пока не решился. Например, снимает видео о том, как грамотно покрасить яхту, как завязать узлы, как правильно привязать якорный канат. Павел вдохновляет подписчиков на активности, о которых те раньше и не догадывались: покататься на кайте за Полярным кругом, заняться сап-яхтингом, пакрафтингом.

В «Дзене» становится все больше как форматов, так и авторов. Не пропускать посты блогеров, которые по-настоящему вдохновляют путешествовать, можно подписавшись на них в приложении «Яндекс». И, возможно, совсем скоро этот контент заменит все те источники, в которых мы искали вдохновения раньше.