Стиль
Впечатления Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке и ценностях
Стиль
Впечатления Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке и ценностях
Впечатления

Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке и ценностях

Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке
Вместе с галереей Tonka, представляющей русских художников в Париже и по всей Европе, мы попросили Антона Тотибадзе, Машу Янковскую, Мишу Никатина, Ксению Обуховскую, LENTOV и Марию Егорову поразмышлять о приметах времени и новых привычках
Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке

Мария Егорова

Думаю, этот год дал возможность всем, включая художников, переосмыслить свою деятельность, окружение, комфортную для себя среду. Дело не только в обстоятельствах, под которые многим пришлось подстраиваться, а скорее в общем настроении. Для меня в этом году изменились условия всех сфер моей жизни. Моя мастерская находится дома, но раньше мне нужно было ездить на регулярную работу дизайнером в офис. В связи с карантином теперь все, чем я занимаюсь, находится в одном месте, дома. Очень здорово жить среди своих работ, видеть их каждый день, иметь возможность сидеть с ними за столом, держать в руках и переосмыслять их, даже когда занимаешься другим. Я стала делать более «теплые» объекты, которые хочется не только рассматривать на фотографиях, а именно держать у себя дома, взаимодействовать с ними чаще, и не только зрительно. Искусство вечно, оно не рассыпается от таких сложностей, которые были в этом году, а наоборот становится сильнее. Что касается примет времени, меня очень, например, порадовало, что основательницы «Tonka» все равно решились на открытие в этом году, наладив все контакты с художниками удаленно. А «Объединение» сделали у себя на сайте подборку работ художников, все средства с продажи которых шли этим художникам без процента организаторам. Это очень круто, что этот год научил нас быть чуть более внимательными друг к другу.

Обычно для меня новогодние каникулы были как раз рабочим творческим временем, поскольку на моей второй работе это каникулы. Так у меня появлялась возможность работать не короткими промежутками, а плодотворно сидеть несколько дней подряд. Но этот год был для меня непривычно энергозатратным в обеих сферах, так что надеюсь в этом году в эти дни уйти и в «творческий отпуск» тоже, гулять, плавать в бассейне, видеться с друзьями. Вообще в этом году мне было сложно привыкнуть к тому, что не надо собирать чемодан, искать купальник мечты, изучать маршруты. Но я научилась брать отпуск и не меняя своего местоположения. Теперь рекомендую это всем.

От русских художников очень часто ждут фольклорности, она хорошо работает за рубежом, и вообще это большая отдельная тема. Но здорово все же работать на границе культурной принадлежности и общей актуальности в мире. Я сама сейчас попробовала подобрать эпитет русской культуре и поняла, что это очень сложно. Мне пришли в голову такие слова, как «топорность», «угловатость», «неуклюжесть», но они будто бы несут негативный характер в общем понимания, а для меня это наоборот какие-то добрые, тёплые, уютные определения.

Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке

Антон Тотибадзе

Для меня лично сильно ничего в этом году не поменялось. Мы с Сашей (девушка Антона, художница Саша Пастернак, с которой он делит студию — прим. ред.) большую часть времени проводим в мастерской за работой или просто в ожидании вдохновения. Готовим, едим, выпиваем. Так получилось, что первый локдаун нас застал в Тбилиси, несколько недель мы сидели в квартире, даже с друзьями не встречались, там в этом плане все очень ответственно отнеслись, не без паранойи. Слушали новости из России, смотрели статистику, как и все, наверное, мыли руки сто раз в день и работали. Тбилиси потрясающий, исцеляющий душу город, даже если просто сидеть на балконе, курить трубку, наблюдать за птицами, котами, собаками. Потом можно и нарисовать их. Заказываешь доставку вина и жизнь прекрасна, как никогда. Конечно, скучаешь по родным, но это хорошо. Это укрепляет отношения. Вся суета, ссоры, бытовуха забываются и вспоминаешь души своих любимых людей в чистом виде.

В 2020-м действительно появились новые сюжеты и мысли, но они и так всегда приходят, если ты действующий художник. Никакого коронавируса или политических новостей в творчестве у меня нет и не будет. Меня как-то больше вечные ценности цепляют. Вино, птицы, грибы, арбузы. В этом плане мне даже натура не нужна. Всё внутри. Внешние факторы могут, конечно, повлиять на настроение, но не на выбор сюжетов. Особенно плохие новости. Хотя, может, и есть какая-то обратная зависимость. Чем страшнее новости, тем активнее прут гедонистские позитивные картины. Я считаю, что именно так художники и спасают этот мир.

Не готов говорить за других художников, но в начале пандемии покупать перестали, во время карантина был полный штиль, как потом оказалось, это было затишье перед бурей. Ближе к лету и до сих пор продажи идут очень активно. И новые, и старые работы, годами лежавшие в мастерской. Всё улетает. И у меня есть догадка, почему. Вот я, например, не могу без музыки, без кино, без искусства. И многие и многие люди, запертые в своих домах по всему миру, тоже начали понимать, что не просто так творцы работают. Посмотрели на свои голые стены день, неделю, месяц. Деньги есть, а счастья нет. Путешествия запретили, но душа рвется ввысь. А любое произведение искусства — это очень хитрая вещь. Позволяет перейти в другой мир, она как дверь в Нарнию. Мысленно, конечно, но для мозга нет разницы, спишь ты или нет. Главное получать эмоцию. А когда всё так плохо в мире, то лучше, конечно, хорошую.

У нас весь год сплошные каникулы, а то, что мы в эти каникулы работаем, это не отменяет факта, что они — каникулы. А когда не работаем, то думаем о работе, что тоже можно считать неотъемлемой частью работы, иногда даже более важной, чем физически кистью махать. Первую половину года мы, можно сказать, путешествовали. Я, к примеру, за это лето поездил по Грузии больше, чем по России за всю жизнь. А сейчас мы прекрасно проводим с семьей и друзьями время в Москве. В своей мастерской. У мамы и собаки. В гости ходим. Вот что я окончательно понял в этом году — планы дальше, чем на вечер, строить бесполезно. Мечтать не вредно, вредно не мечтать, но строить планы абсолютно неблагодарное занятие.

Я против таких общих определений, как «русское искусство», «западные галеристы» и так далее. Каждый человек, художник, галерист — уникальная личность. У профессионалов, мне кажется, не должно быть понятия национальности в искусстве. Так же, как и гендерной или расовой принадлежности.

Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке

Маша Янковская

В 2020-м я начала и почти закончила новую серию картин — старшие арканы Таро —, состоящую из 20 полотен. Это была очень тяжёлая и глубокая работа, требующая не только усердия, но и погружения в тему магии. Если говорить про контекст времени, я не чувствую никакой поддержки от арт-сообщества, от слова совсем. Меня поддерживают чаще крупные бренды. К примеру, недавно сделали очень красивую коллаборацию с Bvlgari и квартирник в моей мастерской. Это был действительно особенный опыт. Когда ещё такие бренды стали бы делать мероприятия в мастерских художников? Раньше казалось, что вечеринка крупного ювелирного дома — это непременно красная дорожка, к которой подъезжают разного рода майбахи и всё происходит строго внутри бульварного кольца. Впрочем, и у нас без майбахов не обошлось, поскольку за трансфер светских гостей отвечали Яндекс Ультима. С Ультимой, кстати, я тоже сделала к новому году небольшую коллаборацию. Что касается молодых художников — я их поддерживаю покупкой и знаю людей, кто поддерживает тоже. Я медленно и скромно коллекционирую современное искусство. И это невероятно заразительное и азартное хобби. Только слово «поддерживать» здесь, наверное, не очень подходит, поскольку я в жизни не куплю то, что мне не нравится, только ради того, чтобы поддержать художника.

Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке

Ксения Обуховская

Одиночество часто интерпретируют как нечто негативное, но для меня это обычное состояние, в котором мне комфортно быть, если я могу его контролировать. Пандемия вызвала скорее вынужденную изоляцию, наполненную тревогами и неуверенностью в завтрашнем дне, которую искусство помогло мне в какой-то степени преодолеть, думаю, как и многим. Единственное, что я вынесла из этого хаоса — это ценность сегодняшнего дня и шанса, потому что завтра всего этого может и не быть. Я начала задумываться о техногенной сущности тела, об альтернативных способах видеть и чувствовать мир — например, через игровые реальности, и о том, как я могу это исследовать. Стала экспериментировать с цифровыми медиа — в этом смысле такие эксперименты оказались логичным продолжением моей практики наряду с живописью и объектами.

Мне кажется, молодые художники действительно стали более видимыми в информационном поле. Появилось больше конкурсов и грантов, прошло много тематических «изоляционных» выставок онлайн и офлайн, в которых мне тоже удалось поучаствовать — даже за рубежом. Пока сложно сказать, была это разовая акция или нет, и точно рано говорить о каких-то радикальных переменах в отношении искусства в стране. Я работаю дома, поэтому за этот год научилась четко разделять время для работы-учебы и отдыха — моему мозгу очень важно переключаться, иначе он просто отказывается функционировать. К декабрю почувствовала дикую опустошенность и усталость, так что неделя под елкой и без проектов мне просто необходима.

Я продолжаю строить планы — например, осенью мне нужно будет уехать из страны на долгое время, но если этого не случится, я буду в порядке. Просто теперь к этому поменялось отношение, потому что все стало предельно хрупким.

Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке

LENTOV (Елена Фукс)

В этом году я стала больше работать в стиле абстракции и с каждым месяцем у меня появляется все больше таких произведений. Мои картины всегда основывались на осмыслении увиденного или услышанного. Наверное, можно сказать, что увиденного и услышанного стало меньше, а ход собственных мыслей оказался быстрее, поэтому в визуальном плане стало меньше конкретики и больше абстрактного, основанного на чувствах, эмоциях и мыслях. Каникулы как таковые в моем расписании отсутствуют. Иногда бывает затишье в плане написания картин, но обычно в это время я работаю над другими проектами по дизайну. Полное отсутствие творческой деятельности для меня не очень вяжется с отдыхом. Переехав в 2017 году в Барселону, я около года работала в галерее поп-сюрреализма, поэтому часто присутствовала при обсуждении работ художников разных национальностей, в том числе русских. Мое мнение: профессионалы своего дела смотрят на картину, а не на национальность автора. Я бы не сказала, что в работах русских художников есть какая-то единая черта, чтобы судить именно о русском современном творчестве, если мы не говорим о народном промысле. Мир современного искусства сейчас полон талантливыми людьми из разных стран и, с одной стороны, это прекрасно, что зритель не углубляется в происхождение авторов, но и очень здорово, что галерея Tonka делает акцент именно на современных художниках из России, подчеркивая, что в этой сфере действительно много русских авторов.

Молодые художники подводят итоги 2020 года и размышляют о поддержке

Миша Никатин

Вне зависимости от событий, в которых мы оказались, с нами происходили бы изменения, поэтому это логичный момент развития художника. Новых привычек у меня за год, наверное, не появилось, скорее стало более остро ощущаться время и увеличилась скорость реакции на происходящее, а именно путь от идеи до ее воплощения. Хочется воплощать идеи быстрее, чтобы они не оказались законсервированными. Появилось много новых идей и мыслей для проектов. Мысленно я занят процессами обдумывания и формирования новых идей 24/7/365.

Сегодня чувствуется вовлеченность зрителя и ощущается интерес к тому, что ты делаешь как художник. Арт-сообщество, на мой взгляд, тоже интересуется, но скорее осторожно наблюдает за происходящим, чтобы — как только появится момент — подтолкнуть художника и вывести на новый уровень. Но для этого, конечно, самому автору нужно много работать: как технически, так и над смыслами.