Как, зачем и для кого московский музыкант стал устраивать концерты на балконе
Май. На город спускается один из тех закатов, что старательно документируется москвичами во всех социальных сетях. Вдруг с балкона стоящего на набережной Таганки дома начинают нестись во двор строчки из «Серенады Трубадура». Через несколько дней над крышами — двойная радуга после непродолжительной, но выразительной грозы и подсвеченные солнцем импрессионистического духа облака. На балконе — очередной концерт, состоящий из композиций «Альянса», Земфиры, «Мумий Тролля», Чичериной, разбавленных колоритными одесскими «Бубличками» и авторскими сочинениями сидящего за электропианино музыканта. Это Богдан Кияшко, решивший скрасить карантин себе и соседям. Выступления получили статус «балконников» и — по моде нынешних времен — проходят в прямом эфире инстаграма. Живых зрителей они, впрочем, тоже не лишены — окна и балконы вокруг этой импровизированной сцены пестрят лицами. Свой адрес Кияшко предусмотрительно не разглашает, но во двор часто заглядывают жители соседних домов — в масках, перчатках и с антисептиками наперевес.
«Идея таких перенесенных на воздух квартирников возникла у нас с моим другом и соседом Захаром еще в апреле, но было очень холодно и пальцы сильно замерзали, — рассказывает Богдан. — Мы ждали теплой погоды и распустившихся деревьев». Цветущая пышным цветом сирень, оттененная пастельными тонами заката, действительно оказалась весьма выразительной декорацией этих майских концертов, у которых уже появилось расписание — трижды в неделю — и планы на летний сезон.
Украшенный огоньками балкон, благодушные соседи, поддержавшие задумку соседа-музыканта, композиции, под которые можно потанцевать, — картинка идиллическая, но для Москвы не самая типичная. На ум приходят скорее сравнения с Италией, жители которой в момент тяжелых для страны потрясений слушали, к примеру, «балконные» оперы или скрипичные концерты.
«Сравнения с Италией пришли после первых выступлений, постфактум, я не сильно об этом задумывался. Мы вообще пошли на определенный риск, потому что в России люди куда более обособленные друг от друга, чем в Европе, и все уважают свое личное пространство. Впрочем, в нас тоже заложено стремление к сплочению, особенно сейчас, в период выпавших испытаний. Это такая общая неприятная лодка, где все друг друга поддерживают, — говорит Богдан Кияшко. — И тех, кто это временное существование взаперти старается скрасить, все поддерживают. С проблемой негодования из-за выступлений мы могли бы столкнуться и в некоторой форме столкнулись, но все это — вопрос диалога. Мы ведь не хотим никому мешать, поэтому прислушиваемся к пожеланиям, не шумим поздно, да и возможность выбирать репертуар предоставляем каждому». По словам Богдана, до начала карантина практически никого из соседей он не знал, что для Москвы опять же скорее правило, чем исключение, зато теперь познакомился со многими.
«Эти выступления связаны со стремлением поделиться искусством, порадовать людей, донести живую музыку, напомнить о любимых всеми песнях, — продолжает музыкант. — Опыт балконников научил меня тому, что нельзя сдаваться, когда кажется, что ничего не получается и твой путь остановился. Нужно не сдаваться, просто несколько менять призму, через которую ты транслируешь то, что умеешь. И от правильного падения луча света на тебя самого зависит очень многое. По факту тем самым светом, который на меня пролился, и стал выход на балкон. Это дело хочется в том или ином формате продолжать и после окончания карантина, я дорожу тем живым откликом, который он вызывает. По выступлениям и работе я скучаю, но теперь мой график стал даже плотнее, чем был до карантина. Я стал еще преподавать вокал и фортепиано и даже не знаю, насколько сильно хочу возвращаться к тому образу жизни, который вел до этой нежданной-негаданной искренней востребованности со стороны людей».
Любой инстаграм-зритель тоже может поучаствовать в формировании программы концертов, выбрав композицию и заодно поддержав музыканта любой суммой. «Песен, которые я исполняю, очень много. У меня классическое музыкальное образование, так что неудивительно, наверное, что в арсенале у меня много арий и романсов. Своих собственных композиций уже около 30, начал писать их лет в 12, но никакого отдельного альбома пока нет», — перебирает свой репертуар Богдан Кияшко. Отвечая на вопрос о том, какие строки из исполняемых им композиций отражают его настроение прямо сейчас, он быстро выбирает: «Напитки покрепче, слова покороче».
И хоть карантин продолжается, наступило лето, а значит, нас ждут новые песни, планы и даже подаренные кризисом возможности. Как бы ни раздражала эта мысль, примеров того, что и в непростые времена можно увидеть перспективы и устремиться к ним, предостаточно.