Как индустрии выживают в период пандемии: туризм
По состоянию на 7 апреля Всемирная туристская организация UNWTO оценивала снижение туристической активности в 2020 году на 20–30% (по сравнению с прогнозами роста 3–4% на январь), в результате чего мировая экономика недополучит от $30 млрд до $50 млрд (от 2,2 трл до 3,7 трл руб.). Как утверждается в официальном докладе организации «Оценка воздействия вспышки COVID-19 на международный туризм», с 2000 года нынешний кризис — третий и самый масштабный по части отрицательной динамики: первое снижение международных прибытий (на 0,4%) случилось в 2004 году во время эпидемии SARS, второе (на 4%) — по причине глобального экономического кризиса в 2009 году — и все это, конечно же, не идет ни в какое сравнение с нынешними цифрами. По прогнозам UNWTO, снижение числа туристов будет сохраняться в последующие пять-семь лет, при этом только лишь в мировой авиации упущенная выгода в 2020 году по сравнению с 2019 годом составит 38%, или $252 млрд (1,9 тыс. трл руб.).
По оценкам Туристической ассоциации США (U.S. Travel Association), только лишь экономике Соединенных Штатов эпидемия обойдется в недополученные от туризма $910 млрд (6,8 тыс. трл руб.) — и это в семь раз больше, чем ущерб от событий 11 сентября 2001 года. Согласно экономическому прогнозу JP Morgan, опубликованному 1 апреля в The Telegraph, наиболее всего от кризиса пострадает экономика Мексики, ЮАР, Новой Зеландии, США и Австралии, и туристический бизнес сыграет в этом не последнюю роль.
Как рассказала «РБК Стиль» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, из-за карантина загрузка гостиниц снизилась на 63% в Москве и на 70% — в Санкт-Петербурге. У туроператоров к уже аннулированным турам на май добавляются отказы от летнего отдыха, включая отдых в России. «По оценкам АТОР, к лету в России закроется примерно треть туроператоров и турагентств, — говорит Майя Ломидзе. — Точно оценить денежный ущерб пока невозможно, но ясно, что речь идет о сотнях миллионов или даже миллиардах рублей. Если ситуация пойдет по самому пессимистичному сценарию, и до сентября зарубежные страны будут закрыты, то туроператоры выездного туризма недополучат 25 млрд руб., а въездного — 12 млрд руб.».
По словам Ломидзе, туристический бизнес был готов находиться на паузе до конца мая, если бы не ввели ограничения на продажу туров по России. Но бизнес встал полностью, а реальных мер поддержки малого и среднего предпринимателя, в том числе в туристическом секторе, на сегодня нет. Налоговые отсрочки не сработают: банки своих требований не снимают, страховым компаниям страховать турбизнес стало не выгодно, зарубежные партнеры нередко замораживают туры вместо того, чтобы вернуть деньги. Однако аренду, зарплату персоналу и возвраты туристам нужно платить.
По мнению Майи Ломидзе, предсказать, какой туротрасль выйдет из кризиса, пока сложно, но хоронить ее рано: «Думаю, что индустрия выйдет из карантина изрядно побитой, но не в нокауте, и колоссальный отложенный спрос ни у кого не вызывает сомнений. А вот каков будет формат нового предложения, кто останется из старых игроков, придут ли новые, пока неясно. Чем крупнее компания, тем больше у нее шансов выжить».
Гостиничные холдинги тоже вынуждены сокращать расходы — об этом в конце марта заявили такие американские гиганты, как Wyndham и Hilton. Так, в Wyndham собираются сокращать персонал на 270 позиций и урезать зарплаты, вплоть до отказа от базового оклада генерального директора корпорации и гонораров совета директоров. В Hilton большую часть корпоративных работников отправляют в 90-дневный неоплачиваемый отпуск. Тем, кто продолжит работать, на 20% сократят оклады, а руководство компании до конца 2020 года будет получать лишь 50% зарплаты.
Как сообщил «РБК Стиль» генеральный директор Accor New East Europe Алексис Деларофф, около половины отелей французской гостиничной корпорации в настоящее время закрыты или закрываются. «Уровень бронирований минимальный, некоторые отели закрыты: часть по экономическим соображениям, некоторые (например в Краснодарском крае) — по решению местных властей, — говорит Деларофф. — Безусловно, гостиничная индустрия выйдет из кризиса ослабленной. Труднее всего будет компаниям с большой кредитной нагрузкой, а еще сложнее тем, у кого эта нагрузка в валюте. Компания Accor крепкая, и большинство наших партнеров готовы продолжить работу, как только это будет возможно».
По утверждению главы представительства авиакомпании Finnair в России Марии Ануфриевой, практически все авиакомпании мира сегодня либо вынуждены поставить самолеты в аэропорту и не летать, либо осуществляют небольшое количество рейсов. «Авиакомпании серьезно страдают, бизнес низкомаржинальный, мало у кого есть серьезная денежная подушка, чтобы пережить такой период, — говорит Ануфриева. — У нас остались только несколько направлений внутри Финляндии и несколько европейских городов. Поэтому хорошо воспринимаются комментарии о государственной поддержке — Финляндия уже объявила, что поддержит Finnair. Наше расписание сейчас построено с учетом того, до каких дат введены ограничения той или иной страной. Например, если Россия ограничила прием рейсов до 1 мая, то первые рейсы в Москву и Санкт-Петербург у нас стоят 1 мая. Если будут продлены ограничения, то, конечно, мы не сможем летать. А если будут сняты, то на 1 мая вместо четырех рейсов поставим один рейс в Москву и два — в Питер. Мы будем очень постепенно переходить к тому пассажиропотоку, который у нас был ранее».
По словам заместителя генерального директора ANEX Tour Россия Яны Муромовой, сегодня все сотрудники туроператорской компании переведены на удаленную работу, что не мешает постоянному взаимодействию с партнерами — туристическими агентствами. «Пауза для нашей компании — это время для планирования будущих действий после того, как границы между странами вновь откроются, — говорит Муромова. — К этому моменту необходимо быть максимально готовым. Кроме того, у нас достаточно много аннулированных заявок, и работа по решению обращений туристов и розничных партнеров проводится ежедневно».
В ANEX Tour прогнозируют оперативное восстановление спроса и покупательской способности после нормализации эпидемиологической ситуации в мире. «Возможно, не мгновенно, но со временем нам обязательно удастся выйти на глубину бронирований конца 2019 года. Вероятно, нынешний кризис приведет к укрупнению турагентского сектора и уменьшению количества малого бизнеса. Не исключено, что ряд туроператоров, особенно нишевых, не справятся и уйдут с рынка. Возможно, доля самостоятельных туристов на какое-то время уменьшится, поскольку эта категория потребителей оказалась в наиболее уязвимом положении. Можно предположить, что первыми будут открыты границы внутри страны, однако не стоит ожидать, что все сразу станут бронировать российские курорты. По нашим оценкам, при поэтапном открытии границ возможный прирост на туры внутри страны составит не более 10%», — заключила Яна Муромова.
Хотя запрос на внутренний туризм, очевидно, есть уже сейчас: по словам Анны Гончаровой, продакт-менеджера сайта бронирования путешествий Tutu.ru, в ходе недавнего исследования выяснилось, что клиенты сайта не теряют надежды на летний отпуск и многие, а именно 24%, планируют отдохнуть в России. Если же отели на федеральных курортах в ближайшее время не откроют, то сервис, по словам Гончаровой, будет «продолжать помогать людям мечтать и планировать будущие путешествия». На днях сервис запустил интерактивную карту «Радар надежды», на которой отображаются открытые авиарейсы. Пока их мало, но со временем по карте можно будет следить за восстановлением мирового авиасообщения.
Михаил Котов, руководитель компании по организации авторских туров «Активные путешествия», считает, что самый оптимистичный прогноз — открытие туров по России с 1 июня, а выездного туризма — к середине лета или осенью. «Всех наших туристов мы сейчас переводим на осенние путешествия, — рассказывает он. — С первой волной отмен мы столкнулись в середине марта. Туристов, которым пришлось возвращать деньги, было 10–15%, с остальными смогли договориться о переносе туров. Но есть опасение, что случится вторая волна отказов — если усилится эпидемия, будут закрываться авиакомпании, крупные туроператоры, курс доллара взлетит, начнется паника — к этому нужно быть готовыми. Самое главное — идти навстречу своим туристам, быть максимально честными перед ними, пытаться договориться, не скрываясь за трубкой телефона».
С этим тезисом согласна и владелица мексиканской принимающей компании Arminas Travel Армина Вольперт, которая на данный момент выбрала политику аннуляции. «Неизвестно, сколько продлится нынешняя ситуация, поэтому мы просим наших партнеров-туроператоров аннулировать брони, особенно уже оплаченные, глубиной минимум до сентября. Давим на отели, чтобы полностью возвращали деньги, а не предоставляли кредит на будущее. Ведь нам неизвестно, что будет с отелем, с его финансовыми и административными возможностями позже». По мнению Армины Вольперт, минимум в течение полугода мексиканским туркомпаниям будет сложно, поскольку власти страны пока не предоставляют никакой помощи и вся материальная и социальная ответственность ложится исключительно на частный бизнес. Пока часть персонала Arminas Travel отправлена в оплачиваемый отпуск, но в будущем Вольперт не исключает кадровые сокращения, а возвращение к предыдущим объемам, по ее мнению, может занять больше года. Пока туризм поставлен на паузу, Армина Вольперт запустила онлайн-цикл образовательных лекций о Мексике, которые могут стать интересными для широкой публики.
Директор и владелица грузинской принимающей компании Check-in-Travel Ия Гедеванишвили считает, что ущерб, который наносит эпидемия туриндустрии Грузии, катастрофический: «Закрыты все отели, а ведь их в последние годы стало на треть больше. У нас уже прошли две волны отмен, вернули все деньги, — говорит она. — Мы компания многопрофильная, работаем с 2003 года и не уйдем с рынка, но многие другие, особенно молодые, обанкротились». По мнению Гедеванишвили, вынужденную паузу туркомпании могут использовать для поиска надежных партнеров или разработки новых туристических программ. «Грузия — страна вкусная, с веселой душой, так что не сомневаюсь, что к нам вновь обязательно поедут», — заключила она.
При том что в некоторых национальных туристических организациях, представленных в России, ввели запрет на любые связанные с коронавирусом комментарии и прогнозы, немало и тех, кто разделяет подобный оптимизм.
Как рассказала «РБК Стиль» Кэрри Квик, исполнительный директор Совета по туризму Сингапура в Европе, государственная организация находится в тесном контакте с представителями туриндустрии и помогает им справляться с возникшими сложностями — на поддержку туристического сектора правительство выделило 300 млн сингапурских долларов (16 млрд руб.). Кроме того, не так давно Советом по туризму была создана целевая группа по восстановлению туризма Tourism Recovery Action Task Force (TRAC), которая призвана стать связующим звеном между частными компаниями и государством, выработать стратегию, благодаря которой туристический бизнес Сингапура выйдет из кризиса подготовленным.
«С началом эпидемии мы предвидели спад посещения Сингапура иностранными туристами на 25%–30%, но теперь, когда вирус распространился по всей планете, ожидаем дальнейшее снижение туристов, — говорит Кэрри Квик. — Но думаю, что сейчас, при поддержке государства, у туристических компаний есть все шансы стабилизировать свою операционную деятельность, расширить бизнес, углубить кадровые возможности. Как только ситуация в мире начнет стабилизироваться, мы немедленно начнем маркетинговую кампанию по возвращению туристов в Сингапур. На эти цели планируют выделить 90 млн сингапурских долларов (4,8 млрд руб. — "РБК Стиль")».
Мальта одной из первых в Европе ушла на карантин — сейчас в стране приостановлена вся туристическая деятельность. Руководитель группы сегментного маркетинга Мальтийского управления по туризму Карло Микаллеф убежден, что главное сейчас для местной туриндустрии — сохранить сотрудников. Для этих целей правительство страны пообещало выделить финансовую помощь — сотрудники пострадавших от эпидемии туркомпаний будут получать ежемесячную компенсацию в размере €1200 (99 тыс. руб.). «Возможно, это прозвучит сентиментально, но наш премьер-министр Роберт Абела, министр туризма Джулия Фарруга Портелли и министр экономики Сильвио Скембри заявили, что пожертвуют своей ежемесячной зарплатой в знак солидарности с согражданами, пострадавшими от вызванного COVID-19 экономического кризиса», — добавил он.
По мнению Карло Микаллефа, кризис может сыграть для туризма и положительную роль — например привести к снижению туристического консьюмеризма и росту осознанного, более ответственного подхода к путешествиям и их планированию.
«Безопасность сейчас важна, как ничто другое, — убеждена Галина Лысенко, глава представительства Министерства туризма Доминиканской Республики в России, Украине и Республике Беларусь. — Наступил момент, когда просто необходимо позаботиться о себе и своих близких, но это отнюдь не значит, что нужно отказаться от всех планов и не задумываться о перспективах. Есть вероятность, что при постепенном возвращении к нормальной жизни туризм не станет первой из восстановившихся систем. Отказ от поездок на дальние расстояния, вероятно, в среднесрочной перспективе может повлиять на такие направления, как Доминикана. Тем не менее долгосрочный прогноз позитивный, поскольку туристические активы, которыми располагает страна, просто не могут не быть востребованными».
По словам Галины Лысенко, сейчас 13 доминиканских отелей продолжают обслуживать туристов, которым не удалось покинуть страну из-за ограничений на полеты, и они будут работать до тех пор, пока гости не получат возможность вернуться домой. Остальные же используют временную передышку для того, чтобы максимально подготовиться к возвращению постояльцев — так, некоторые отели переносят ранее запланированные сроки реновации на период карантина, чтобы предстать перед туристами в обновленном виде сразу же, как только направление снова откроют для путешественников.
Туристические власти Монако не стали дожидаться конца пандемии и начали свою рекламную кампанию уже сейчас. Основной ее лозунг звучит так: «Берегите себя, мы по вам скучаем!» («Take care of yourself, we miss you!»).
«Наш анализ ситуации показывает, что карантин будут снимать постепенно, в разных странах в разное время, — считает глава Управления по туризму Монако Ги Антонелли. — Поэтому лучшее, что сейчас можно сделать, — это оставаться гибкими, быть готовыми ответить на запрос, как только он возникнет. И в этом смысле маленькие размеры страны нам только в помощь — они позволят турбизнесу быстрее адаптироваться».
Туристический бизнес в Израиле пострадал не меньше — его доля в ВВП страны составляет 2,6%, и из почти 9 млн израильтян в индустрии туризма заняты 145 тыс. Директор департамента Министерства туризма Израиля в РФ и СНГ, советник посольства Израиля Владимир Шкляр рассказал «РБК Стиль», что правительство решило выделить на поддержку турбизнеса порядка $22 млрд (1,6 трл руб.). Малому бизнесу на два месяца автоматически продлеваются все лицензии, права и разрешения от пожарной службы, министерства здравоохранения и других ведомств. Также некоторые отели и туроператоры получили государственные заказы — гостиницы размещают больных коронавирусом, чтобы освободить место в больницах для тяжелых пациентов, а туроператоры, обладающие собственным автопарком, сдают его в аренду для нужд государства.
«В туристической отрасли страдают абсолютно все игроки, — заключает Владимир Шкляр. — Можно констатировать, что сейчас произошло полное обнуление: экономики и того, что происходит в головах у людей. Поэтому важно выйти из кризиса обновленными — с новыми предложениями, новыми программами, новым подходом».