Культурные события декабря: куда пойти
Фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»
1–23 декабря
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Белый зал
Фестиваль «Декабрьские вечера» придумали 38 лет назад директор Пушкинского музея Ирина Антонова и пианист Святослав Рихтер. За прошедшее с тех пор время он не потерял своей камерности и смысла — демонстрировать переплетение живописи, музыки и поэзии, тот самый синтез искусств. Торжественная строгость Белого зала музея, где неизменно проходят концерты, сочетается с тихим уютом вечеров первого зимнего месяца. На этот раз тема фестиваля — прогулки с Томасом Гейнсборо. Она отсылает к долгожданной выставке британского живописца, которая как раз в это время займет главное здание Пушкинского. Произведения Людвига ван Бетховена, Генри Перселла, Бенджамина Бриттена, хоровая музыка разных веков и посвящение самому Святославу Рихтеру — вот что среди прочего ждет нас в программе «Декабрьских вечеров».
«Три товарища?»
1 декабря
Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург
О том, какая она — изнанка мира балета, написано и сказано немало слов. Однако фантазии в нашей жизни хватает, так что каждая новая история не похожа на предыдущую. Подтверждение тому — премьера театра «Приют комедианта», где в роли драматурга дебютирует Александр Цыпкин, хорошо известный москвичам и петербуржцам своими «БеспринцЫпными чтениями». Вместе с хореографом и танцовщиком Юрием Смекаловым он написал пьесу, воплощать которую на сцене предстоит не только самому Смекалову, но и его коллегам из Мариинки, Большого и других знаменитых театров страны.
Ретроспектива Лучо Фонтаны
До 23 февраля
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Разрезанные, проткнутые насквозь холсты — вот что вспоминается прежде всего в связи с именем классика послевоенного искусства, итальянца Лучо Фонтаны. Мультимедиа Арт Музей спешит напомнить, что ими одними его творчество, однако, не ограничивается. Первая для России ретроспектива художника проведет по важным вехам биографии, а также напомнит, что Лучо Фонтана — сын скульптора, коротавший дни в мастерской отца, доброволец на фронте Первой мировой войны, автор «Белого манифеста» и основатель спациализма, решивший стереть границы между живописью и скульптурой.
Фестиваль «Звезда. Панорама»
До 14 декабря
Кинотеатр «Звезда»
Фильм о новой и не всегда простой жизни в большом городе, снятый на старенький Sony Ericsson («Пусть лето больше не настанет никогда» Александра Коберидзе), сюжет о вступлении во взрослую жизнь, которая кажется то лиричной историей взросления, то тревожной драмой («Хлеб с ветчиной» Тайлера Таормины), или смелое исследование жанра ромкома («Романтическая комедия» Элизабет Сэнки) — кинотеатр «Звезда» собрал премьерные для города показы фестивальных хитов и примечательных дебютов.
«Майлз Олдридж. Вкус цвета»
До 23 февраля
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Именитый британский фэшн-фотограф Майлз Олдридж давно признан мастером цвета. Его яркие работы — частые гости на страницах глянцевых изданий всего света. Однако сюжеты Олдриджа не только красочны, но и остры. Погружаясь в мир моды, он не отказывается от критического взгляда, с которым демонстрирует сцены из жизни общества потребления, а также интерпретирует культовые кинообразы.
«Слово о полку Игореве»
1, 2, 23, 24 декабря
Театр на Малой Бронной (Малая сцена)
Турникет возле проходной, окошко, в которое принято отдавать паспорт, монитор, транслирующий изображение с камер наблюдения, и обязательные быстрорастворимые супчики — добро пожаловать в мир сотрудников ЧОПа. Не кто-нибудь, а именно они, собравшись в настоящий хор, излагают сюжет «Слова о полку Игореве» через призму своих собственных историй в постановке режиссера Кирилла Вытоптова.
«This is not a book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке»
До 26 января
Московский музей современного искусства (Ермолаевский пер., 17)
Дмитрий Гутов, Виктор Пивоваров, Тимофей Радя, Валерий Чтак, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов — вот имена лишь нескольких художников, чьи работы есть в собрании коллекционера Дмитрия Волкова. Попасть в его сознание, согласно концепции экспозиции, предлагает куратор Федор Павлов-Андреевич. Другой смысловой акцент заключается в разговоре, в который произведения современного искусства вступают с философскими трактатами из библиотеки Волкова.
«Я убил царя»
В течение декабря
Новое пространство Театра наций
Режиссер Михаил Патласов поставил для Театра наций спектакль, которому не нужны ни сцена, ни зрительный зал — такой уж он, век мультимедиа. VR-проект не просто рассказывает о расстреле царской семьи, но проживает его во всех деталях и подробностях. «Эта трагедия — наш национальный незакрытый гештальт, который мы должны еще раз пропустить через себя, отбросив мифы и оставив только факты. Само название “Я убил царя” предполагает, что в каждом из нас есть неосознанное чувство вины. Такая генетическая память. И только еще раз пережив эту травму, разобравшись и осознав, мы можем строить что-то новое и двигаться дальше», — говорит о постановке режиссер.
«Шагал: между небом и землей»
До 8 марта
Новый Иерусалим, Истра
Марк Шагал говорил, что живопись ему казалась каким-то окном, через которое он улетал в другой мир. Заглянуть в это окно и отправиться вслед за художником исследовать «другой мир» теперь можем и мы, поменяв на день шумную Москву на тихую подмосковную Истру. Здесь, в паре сотен метров от Ново-Иерусалимского монастыря, новая экспозиция собрала 239 работ мастера, приехавших сюда в том числе из парижского Центра Жоржа Помпиду, Музея Марка Шагала в Витебске и ГМИИ им. А.С. Пушкина.
«Томас Гейнсборо»
3 декабря — 1 марта
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Большая выставка Томаса Гейнсборо стремится представить творческую биографию живописца во всем ее пышном многообразии. Портреты, пейзажи, графика — в общей сложности 100 произведений — приехали из музеев со всей Англии. Гейнсборо называют одним из основателей британской художественной школы XVIII века, и на экспозиции можно будет разобраться, с чего он начинал свой путь и к чему пришел. Здесь будут и пробы пера, и знаменитые портреты, включая «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом», и композиционно смелые пейзажи. Для контекста кураторы включили в выставку работы старых мастеров, весомо повлиявших на манеру Томаса Гейнсборо, а также произведения его современников.
Концерт Brainstorm
4 декабря
Крокус Сити Холл
Это декабрьское выступление Brainstorm — приглашение в мир музыкальных историй. Группа устраивает ретроспективу, вспоминая композиции, созданные за 30 лет своего существования. Как и любой юбилей, без гостей концерт не обойдется. Среди приглашенных артистов и музыкантов — актер Саша Петров, группа «Каста», Александр Гагарин из группы «Сансара» и многие другие друзья и коллеги латвийского коллектива.
«Встреча с Горбачевым»
В прокате с 5 декабря
Центр документального кино выпускает в прокат работу Вернера Херцога и Андре Сингера, название которой говорит само за себя. Впрочем, лишь одной встречей с Горбачевым ее создатели не ограничились. Смысловую основу ленты составляют три интервью Херцога с первым президентом СССР. По словам режиссеров, они не ставили перед собой цели придерживаться привычных рамок, так что фильм получился не совсем классической документальной историей.
Концерт группы «Мумий Тролль»
5 декабря, Санкт-Петербург, «Ледовый»
12 декабря, Москва, «ВТБ Арена»
«Подожди немножко, будет веселей», — обещает Илья Лагутенко в композиции «С Новым годом, крошка!», которая прозвучит на больших сольных концертах группы в Петербурге и Москве, помогая проникнуться новогодним настроением. В программе — не нуждающиеся в представлении хиты, включая самые новые, с альбома «Восток Х Северо-Запад».
Концерт Дельфина
5 декабря, КЗ «Колизей», Санкт-Петербург
7 декабря, клуб 1930, Москва
Свой 11 сольный студийный альбом Дельфин назвал «Край». По собственным словам музыканта, он размышлял о том, как влияют на каждого из нас происходящие вокруг события, порой значительно меняя внутренний мир. Семь вошедших в альбом треков, а также другие композиции Дельфина прозвучат на декабрьских концертах, для которых он выбрал не самую привычную форму, решив разделить каждое выступление на три части — практически три театральных акта.
Ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction
5–9 декабря, Гостиный двор
Ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction, переместившаяся из Центрального дома художника в Гостиный двор, в этом году проходит в 21-й раз. Как и всегда, оказавшись здесь, будет сложно удержаться от покупки книжных новинок, которые на non/fiction представят десятки издательств. Также в программе — традиционные встречи с писателями и презентации.
Grand Finale (в рамках фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva)
5, 6 декабря, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва
9 декабря, БДТ им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva продолжает рассказывать о том, какой он — танец наших дней. Grand Finale из его программы — постановка хореографа и композитора Хофеша Шехтера, любимого критиками и зрителями всего света. Одновременно чуткий, смелый и находчивый, в своих работах он не боится раз за разом переворачивать мир, придумывая по-настоящему зрелищные сюжеты. Место в них находится и прекрасному, и мрачному, а зал, словно туманом, еще долго остается окутан чувством восторга.
Cirque du Solei, шоу Crystal
До 8 декабря, «Лужники», Москва
11–15 декабря, Ледовый дворец, Санкт-Петербург
Говорим Cirque du Soleil — подразумеваем артистизм, невероятное мастерство и техническое совершенство, а также детский восторг, который надолго остается со зрителями после каждого шоу. Канадская компания на протяжении долгих десятилетий переворачивает представления о цирковом искусстве, а теперь и вовсе заходит на новые территории: действие «Crystal» разворачивается прямо на льду, как всегда превращая пришедших в завороженных наблюдателей и заставляя их восклицать: «Как они это делают?!»
Проект «Пиноккио»
13, 17 декабря («Пиноккио. Лес»), 14, 18 декабря («Пиноккио. Театр»)
Электротеатр Станиславский
Как всегда масштабный проект художественного руководителя Электротеатра Станиславский Бориса Юхананова продолжает вектор, заданный спектаклем «Синяя птица». Его жанр театр определяет как мистерия, вместе с тем намекая, что главному герою предстоит пережить немало трансформаций. Композитором вновь выступает Дмитрий Курляндский — а это значит, что следить за музыкальной линией зрителю будет не менее интересно, чем за драматической.
Zauberland
12 декабря, Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, Санкт-Петербург
15, 16 декабря, Театральный центр на Страстном, Москва
Музыкальный спектакль британского режиссера Кэти Митчелл приехал в Россию в рамках фестиваля NET. Появившийся в 1998 году, вот уже в 21-й раз он представляет самые разные воплощения нового европейского театра. Zauberland обещает череду самых разных историй, в основе которых — цикл Роберта Шумана и Генриха Гейне «Любовь поэта». В главной роли — Джулия Баллок, американская оперная певица, лауреат «Грэмми» и других музыкальных премий.
«Женщина-змея»
13–15, 28–31 декабря
На сцене Дворца на Яузе
Режиссер Олег Долин населяет Дворец на Яузе (спектакль, поставленный им для Театра на Малой Бронной, играть будут именно здесь) персонажами комедии дель арте. Здесь появятся злобные волшебники и заколдованные феи, ведь речь идет о пьесе Карло Гоцци «Женщина-змея». Другими словами, без авантюр, неожиданных перевоплощений и метаморфоз не обойдется.
Концерт SOUND UP prime
13 декабря
Концертный зал «Зарядье»
Для конца года организаторы фестивального цикла SOUND UP приберегли сразу две премьеры. Первая связана с появлением на музыкальной карте Москвы одноименного оркестра, который будет исполнять произведения современников и продолжать осмысление взаимных влияний академической и новаторской традиций, неизменно приводящих к выходу за рамки. Вторая знаменует серию концертов SOUND UP prime. Она начнется как раз в «Зарядье», где оркестр выступит под управлением британского дирижера Роберта Эймса. В первом отделении можно будет услышать произведения с альбома Джона Лютера Адамса «Become Ocean» (за него он, к слову, получил две престижные премии — Пулитцеровскую и «Грэмми»), а во втором — сочинения Александра Деспла, Ханса Циммера, Джонни Гринвуда, Альберто Иглесиаса и других композиторов, что станет поводом для размышлений о музыке в контексте киноискусства.
«MMOMA 99/19»
В течение декабря
Московский музей современного искусства (ул. Петровка, 25)
Московский музей современного искусства в декабре готовится отпраздновать свое 20-летие. Рассудив, что без подарка в таком случае не обойтись, музей делает его и себе, и городу. «MMOMA 99/19» — праздничная выставка-сюрприз. Ее кураторами станут, к примеру, прима-балерина Диана Вишнева, актриса Алиса Хазанова, режиссер Кирилл Серебренников, шеф-повар Владимир Мухин, мореплаватель Федор Конюхов. Каждый выберет произведения из собрания музея, чтобы представить собственный взгляд на современное искусство.
Концерт оркестра «Столетия»
21 декабря
Концертный зал «Зарядье»
Хорошо известный публике разных стран французский оркестр «Столетие» в Россию приезжает впервые. Путешествуя по эпохам из прошлого в настоящее и обратно, музыканты исполняют произведения на исторических инструментах, готовых отправить нас, к примеру, во времена Людвига ван Бетховена или Гектора Берлиоза. Именно их сочинения и прозвучат на московском концерте.
Концерт Джошуа Белла
18 декабря
Большой зал консерватории
Лауреат премии «Гремми» скрипач Джошуа Белл приезжает в Москву не впервые. Однако каждый его визит становится исключительным. На этот раз Белл выйдет на сцену Большого зала консерватории не только в роли солиста со скрипкой Антонио Страдивари в руках: также он выступит дирижером камерного оркестра «Виртуозы Москвы». В программе — произведения Моцарта и Мендельсона.
«Йокнапатофа»
19, 20 декабря, Театр им. Вл. Маяковского (Сцена на Сретенке)
Йокнапатофа — придуманный Уильямом Фолкнером округ на юге Америки, который населяют герои романов писателя. На сцене театра им. Владимира Маяковского этот край и его обитатели оживают стараниями худрука Миндаугаса Карбаускиса, чтобы познакомить нас со своим бытом, буднями и выходными, горестями и радостями.
Концерт Теодора Курентзиса
28 декабря
Большой зал консерватории
В программе традиционного предновогоднего концерта Теодора Курентзиса и его оркестра MusicAeterna — Симфония № 9 Густава Малера. Особый взгляд дирижера на творчество австрийского композитора музыкальному миру известен давно, а трактовка Симфонии № 6 и вовсе оказалась событием вполне себе революционным. Девятая симфония для Малера стала последним законченным произведением. Четырехчастная по форме и логически продолжающая «Песнь о Земле», она соединяет в себе сдержанность и некоторую гиперболизацию и отменяет классические каноны вместо следования им.