«Кристаллизация времени»: какой получилась выставка Cartier в Токио
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/36/755723527827361.png)
За последние 30 лет французский дом организовал 34 выставки в самых известных музеях по всему миру, три из них прошли в Японии. Crystallization of Time — четвертая по счету экспозиция Cartier в Стране восходящего солнца, начиная с 1995 года. В отличие от всех предыдущих, она включает не только архивные предметы Cartier Collection, но и современные, созданные в период с 70-х годов по настоящее время. Из 300 экспонатов около половины предоставлено частными коллекционерами, а значит, у посетителей есть редкий шанс увидеть по-настоящему уникальные произведения, скрытые от глаз широкой публики.
Оригинальна и сама выставочная концепция, построенная на тщательном исследовании наследия и актуальных коллекций дома. Кураторы намеренно отказались от формата ретроспективы и тематических глав — значительно важнее было проследить, как перекликаются между собой исторические и созданные в последние годы изделия Cartier, что общего в их дизайне, материалах, цветовых сочетаниях. Другими словами, как та или иная эпоха запечатлена в ювелирных украшениях. Отсюда и общее название экспозиции «Кристаллизация времени».
Прологом и одновременно смысловым центром путешествия во времени служит зал Space of Time, в котором можно увидеть знаменитые часы с «таинственным» механизмом (Mystery clock). Отсюда коридоры ведут в три главных раздела экспозиции.
![Большие часы-колонна, Cartier Paris, 1923; карманные часы на подставке, Cartier, 2016](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/00/755723506611003.png)
![Кольцо, Cartier Paris, 1974; брошь, изготовленная по спецзаказу, Cartier New York, 1925; ожерелье, Cartier, 2017](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/17/755723511762174.png)
![Кулон, изготовленный по спецзаказу, Cartier Paris, 1923; ожерелье, Cartier, 2007](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/17/755723513443171.png)
![Две броши в виде веток папоротника, Cartier Paris, 1903; ожерелье, Cartier, 2018](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/35/755723509458357.png)
![Индийское ожерелье, изготовленное по спецзаказу, Cartier Paris, 1936 (переделано в 1963); ожерелье, Cartier, 2016](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/75/755723515077755.png)
![Брошь в виде скарабея, Cartier London, 1925; ожерелье, Cartier Paris, 1990](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/02/755723516259027.png)
![Миниатюрные часы с призмой, Cartier Paris, 1937; браслет, Cartier, 2017](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/35/755723518772351.png)
Первый исследует «трансформацию материалов и цвета»: как искусство глиптики использовалось в фигурках начала XX столетия и век спустя в скульптурных подвесках, как изменилась техника маркетри из бирюзы и лазурита на портсигарах 1930-х и циферблатах 2010-х, как эволюционировали типичные цветовые сочетания ар-деко и тутти-фрутти в украшениях, созданных с разницей в 100 лет. Второй раздел Forms and Designs посвящен основным формам и силуэтам. Он дает ответы на вопросы, как Cartier работает c оптической иллюзией, как несчастный случай может стать стилеобразующим элементом, в чем суть индустриального дизайна. Наконец, третий раздел экспозиции «Всеобщее любопытство» рассказывает о такой фундаментальной особенности Cartier, как открытость новым культурам, традициям и впечатлениям. В разные эпохи вдохновением для мастеров Cartier служили Китай и Древний Египет, Ближний Восток и Индия, цветочные мотивы и образы животного мира, в котором особое место отведено пантере.
Сценография разработана японским дизайн-бюро New Material Research Laboratory во главе с фотохудожником Хироси Сугимото и архитектором Томоюки Сакакидой. Выставка в токийском Национальном центре искусств продлится до 16 декабря.