Стиль
Впечатления Рэп-фестиваль Дмитрия Киселева: что это, для кого и зачем
Стиль
Впечатления Рэп-фестиваль Дмитрия Киселева: что это, для кого и зачем
Впечатления

Рэп-фестиваль Дмитрия Киселева: что это, для кого и зачем

Рэп-фестиваль Дмитрия Киселева: что это, для кого и зачем
27 августа Коктебель наполнится рифмами и битами — грянет фестиваль Rap Koktebel Дмитрия Киселева. «РБК Стиль» разобрался, что это за событие и настолько ли оно одиозно, как кажется. Спойлер: крымчане и многие эксперты настроены на удивление положительно.

2 декабря 2018 года генеральный директор информационного агентства «Россия сегодня», телеведущий Дмитрий Киселев (тот, который подарил миру вечный мем «Совпадение? Не думаю»), возмущенный массовой отменой концертов хип-хоп-исполнителей в стране, заявил в эфире радиостанции «Говорит Москва», что в придачу к долгоиграющему фестивалю Koktebel Jazz Party в Крыму он хочет организовать еще и Rap Koktebel. За пару дней до этого Киселев в еженедельной программе «Вести» на «России-1» призвал не «кошмарить рэперов» и подарил зрителям вирусный ролик, в котором зачитал рэп-композицию собственного сочинения с такими строчками: «Сидишь на кухне, ругаешь Америку? Попробуй сделать это по телику!»

Вот как Киселев прокомментировал это решение в интервью русской службе BBC: «Мы ежегодно проводим в Коктебеле джаз-фестиваль — крупнейший фестиваль на постсоветском пространстве, куда приезжают люди со всего мира. И я подумал, что у нас в России нет настоящего рэп-фестиваля, open-air такого. И мы сделаем его, ведь рэп — часть культуры, уже довольно большая». В том же интервью журналист поделился довольно амбициозным видением лайн-апа: «Я хотел бы увидеть, конечно, Оксимирона, Фейса, хотел бы увидеть Басту. Я хотел бы увидеть многих наших исполнителей, Элджея, Федука. Я думаю, что выбор-то большой. Сейчас мы войдем в процесс переговоров, приглашений, поиска формата этого фестиваля».

Дмитрий Киселев
Дмитрий Киселев

Интересно, что менеджер настрадавшегося в прошлом году Хаски — Андрей Орехов — довольно резко отреагировал на подобные притязания: «Не знаю, что тут можно сказать. Комичность всей этой ситуации умножается на десять благодаря тому, что это все еще будет происходить на нудистском пляже. Окей, хорошо. Ну, то есть весь мир сходит с ума, что-то подобное я ощущаю, честно говоря. [Если бы Киселев позвал Хаски на фестиваль], я думаю, что мы бы не согласились. Потому что это имиджевая катастрофа — принимать участие в подобных рэп-фестивалях. Пусть он проводит свои джаз-фестивали, и все будет как прежде. Просто рэп же — это совсем другое. Нельзя провести рэп-фестиваль в Кремлевском дворце. Может быть, с некоторыми представителями жанра и можно, конечно».

Орехову вторит музыкальный критик Олег Кармунин: «Я сомневаюсь в успешности этого фестиваля, — признается он. — Музыканты не горят желанием ехать, потому что боятся ассоциаций с Дмитрием Киселевым. А если свободный музыкант, рэпер, любимец молодежи начнет ассоциироваться с Киселевым, то потеряет аудиторию и, как следствие, деньги. Тут чисто экономический момент — успешному рэперу не нужен этот фестиваль. Поехать туда могут только музыканты, нуждающиеся в деньгах, выпавшие из колеи и особо не интересные молодежи. Поэтому затея довольно странная».

Тем не менее крымские фанаты все же поучаствовали в слэме под «Бит шатает голову», «Иуду» и «Черным-черно»: Хаски (вместе со старейшинами русского рэпа 25/17) был заявлен в лайн-апе другого фестиваля — «Маятника Фуко», который прошел на мысе Тарханкут 26–27 июля.

Хаски
Хаски

Но вернемся в Коктебель. Первый местный рэп-фестиваль назначен на 27 и 28 августа и состоится на нудистском пляже — собственно там же, где уже 16-й год с подачи гендиректора «России сегодня» расквартировываются зарубежные джазмены. Если Koktebel Jazz Party пестрит партнерами — средства выделяют (помимо очевидного информагентства и холдинга ВГТРК) «Красный Квадрат» и минкульт Крыма, — то титульный спонсор рэп-фестиваля до сих пор не назван. Известно лишь, что издательство «Эксмо» вызвалось стать официальным литературным партнером и напечатать сборник стихов рэп-музыкантов. Арт-директор Rap Koktebel Дмитрий Заремблюк уверяет, что «очень многие заинтересованы в поддержке этого ивента», но имен не называет.

Заремблюк — диджей и основатель крымского объединения «Культпросвет», направленного на развитие творческого потенциала полуострова. Он рассказал «РБК Стиль», что познакомился с Киселевым в прошлом году. «Меня пригласили играть на частное мероприятие в Коктебель. По приезде выяснилось, что играю я на дне рождения сына Дмитрия Киселева. Мы с Дмитрием Константиновичем быстро нашли общий язык: сошлись на любви к хорошей музыке. Зимой, когда Дмитрий Константинович объявил о планируемом фестивале, я ему позвонил и предложил помощь, поскольку имею определенную компетенцию в этом вопросе. Так и начали сотрудничать».

Дмитрий Заремблюк
Дмитрий Заремблюк

Заремблюк настаивает: Киселев как никто понимает, что музыкальный фестиваль в Крыму — жизненная необходимость. «Местные в восторге от идеи фестиваля, фолловят сайт, с нетерпением ждут пополнения лайн-апа. Понимаете, в сезон на полуострове должно проходить как минимум в пять раз больше ивентов, чем сейчас, — мы можем аккумулировать туристический поток и классную, талантливую молодежь».

Рэп-фестиваль Дмитрия Киселева: что это, для кого и зачем

Илья Куснирович — идейный вдохновитель Esthetic Joys и организатор фестиваля Bosco Fresh Fest, пообщавшийся с «РБК Стиль» в качестве независимого эксперта, — не разглядел в истории с рэп-фестивалем Дмитрия Киселева второго дна.

«Понятно, что эту тему можно рассматривать с двух позиций. Но для тех, кто с удовольствием ездит в Крым, любой фестиваль — уместное дополнение к отдыху. Причем я имею в виду туристов в общем, а не только фанатов хип-хопа. На съезд "Ночных волков" и подобный трэш спрос ведь был. Хип-хоп-фестиваль — одна из попыток показать, что в Крыму на самом деле насыщенная культурная жизнь, что он не изолирован и вполне привлекателен для молодежи, поскольку рэп именно с молодежью и ассоциируется».

Рэп-фестиваль Дмитрия Киселева: что это, для кого и зачем

Снежана Георгиева — владелица крымской винодельни и организатор музыкального фестиваля ZBFest, известного за пределами полуострова, — поддерживает эту позицию:

«Турист, безусловно, заинтересован в подобных событиях. Элементарный пример: четыре года назад на наш августовский фестиваль билеты начинали покупать ближе к июлю, сейчас продажи прекрасно идут и в мае. Турпоток увеличился, люди планируют поездки заранее — это не может не радовать. Поэтому чем больше будет разных музыкальных фестивалей, тем лучше. Мы совершенно не чувствуем конкуренции, наоборот, радуемся новым инициативам. Например, правительство Севастополя второй год подряд проводит оперный фестиваль в Херсонесе — прекрасно же. Единственная просьба — не совпадать с нами по датам, чтобы не стеснять аудиторию в выборе».

Rap Koktebel, грозящийся прогреметь на излете лета, действительно никого не стеснит. Другой вопрос — под композиции каких исполнителей он прогремит. Лайн-ап мечты Дмитрия Константиновича разбился о суровые законы шоу-бизнеса и гражданскую позицию артистов. Особенно печально, что в Крым не едет фаворит местной аудитории — Баста.

Баста
Баста

Причем не едет даже на фестиваль Снежаны Георгиевой: «Он не говорит ни нет, ни да уже два года», — вздыхает Георгиева. Вздыхает ли Киселев при виде утвержденных артистов, не ясно. В Коктебель вместо Оксимирона и, кстати, вполне лояльного к статусу полуострова Федука уже летят: Гуф, Кравц, Tony Tonite и Lil Kate, некогда сотрудничавшие с музыкальным объединением Gazgolder, и юная рэп-исполнительница Mozee Montana. Хэдлайнером первого дня назначен Moт, а 28 августа сцену закроют выписанные из Америки старейшины хардкор-рэпа Onyx.

Дмитрий Заремблюк, букировавший артистов, признается, что списком доволен: «Я очень рад, что ребята не боятся истории с возможным запретом на въезд в Украину и готовы поддержать нашу крымскую сцену, а не пересчитывать миллиончики, сидя в Москве».

Заремблюк также сожалеет, что отказавшиеся артисты «стали заложниками непонятного информационного комка» и разглядели в событии политический подтекст. «Дмитрий Константинович с 2003 года организует джазовый фестиваль — там никто и никогда не размахивал флагами и не выкрикивал лозунги. Я, в принципе, слабо представляю, как можно придавать музыкальному фестивалю политический оттенок. Возможно, это из-за того, что Киселев часто говорит о политике в своих интервью… Как бы там ни было, джазовым фестивалем восхищались без преувеличения все (в частности, на материке), пока не узнали имя организатора. Хотя крымчане никакого негатива к Дмитрию Константиновичу не испытывают».

Админ оппозиционного телеграм-канала «Дионис Терруарович Апостолаки» не без иронии соглашается: «Расследование про виллу в Коктебеле сделало Киселева более близким к молодежи. Ну кто откажется от такого крутого дома? Там тоже можно вечеринки проводить, кстати, и если Дмитрий позовет — все с удовольствием придут. Что до рэп-фестиваля, тут два момента: во-первых, приедет ли в Коктебель аудитория рэперов, не спугнет ли ее джазовый имидж организаторов? Во-вторых, джазовый фестиваль все-таки нишевый, а рэп — для массовой аудитории, которую Коктебель, небольшой поселок, может элементарно не переварить. Видимо, воодушевление директора фестиваля — это волнение перед толкучкой».

В какой бы Шанхай по количеству желающих послушать свежее творчество Гуфа ни превратился Коктебель, систему организаторы не сломают: фестиваль, как и любой российский, едва ли выйдет на самоокупаемость. Тем более еще даже не стартовала продажа билетов, стоимость которых вряд ли превысит 2000 руб. (столько стоит вход на фестиваль Снежаны Георгиевой, а на Jazz Koktebel Party и того дешевле — от 500 до 1000 руб.).

Гуф
Гуф

«Речь об окупаемости фестиваля и не идет, — пожимает плечами Заремблюк. — Поймите, Крым — это жемчужина Советского Союза, наша задача — поддерживать лоск и лелеять ее. Фестиваль должен принести пользу. А деньги он принесет только артистам».

Но какие конкретно деньги? Артисты наотрез отказались комментировать Rap Koktebel в принципе, не говоря уже о коммерческой составляющей. Поэтому мы связались с концертным директором рэпера Bumble Beezy и автором телеграм-канала «Гримерка», известным в индустрии как Илюха Хипхоп. Илья подсказал, сколько приблизительно стоят концертные выступления заявленных в лайн-апе артистов. Так, рэпер Кравц просит за концерт 250–300 тыс. руб., Mozee Montana — около 150 тыс., а Гуф — порядка 300–400 тыс. Во сколько раз гонорар за фестивальное выступление превышает концертный, сказать трудно: все зависит от позиции артиста и договоренностей с организаторами.