Стиль
Впечатления Культурные события июля
Впечатления

Культурные события июля

Фото: коллаж: Лера Сноз (@lerasnoz)
Нет ни одного повода считать середину лета культурным затишьем, зато есть немало возможностей убедиться в обратном. Театральные премьеры, концерты и, разумеется, фестивали — вот что ждет нас в этом июле.

«Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100»

28 июня — 1 декабря
Музей современного искусства «Гараж»

Масштабная экспозиция, которая растянется практически на полгода, заняла все пространство музея. Это взгляд на тему экологии и наших с ней взаимоотношений с самых разных сторон. Отсылки к прошлому соединяются здесь с наблюдением за настоящим и размышлениями о будущем, а среди представленных работ — проекты художников со всего мира. Выставка напоминает, что искусство существует не в отрыве от реальности, а в тесном соприкосновении с ней, поэтому без размышлений о климатическом кризисе или неизбежном исчерпании ресурсов не обойтись. Отдельного внимания заслуживают инсталляции. Например, немецко-швейцарская театральная команда Rimini Protokoll, знаменитая умением превращать зрителя в соучастника событий, предлагает надеть наушники, погрузиться в рассуждения биологов и экспертов по медузам, а после встретиться с самими ушастыми аурелиями.

60 минут

длится шестиканальная видеоинсталляция художника Джона Акомфры «Пурпур», соединяющая съемки из самых удаленных уголков Земли.

 6 тонн

соли использовала художница Анастасия Потемкина для создания иммерсивной инсталляции «Передайте мне соль, пожалуйста».

 

 

«Элио Чиол. От неореализма к Аквилее»

28 июня — 28 июля
Мультимедиа Арт Музей, Москва

Словно поэт, фотограф Элио Чиол прославляет родную Италию в своих черно-белых сюжетах. Падуя и Венеция середины 50-х годов, будни Кьоджи начала 60-х: его герои то спешат по улицам и площадям, то, напротив, праздно наблюдают за течением времени. Эта поэтика повседневности привлекает его не меньше, чем монументальность римского императорского форума или форума в Аквилее. Большая ретроспектива в Мультимедиа Арт Музее — возможность разобраться в творчестве классика фотографии и заодно в который раз убедиться в многообразии проявлений великой итальянской красоты.

 

 

«В.Е.Р.А.»

1, 2 июля
Центр Вознесенского

Мастерская Брусникина выпускает поэтический вербатим, название которого — «В.Е.Р.А.» — отсылает к фамилиям главных героев эпохи, о которой в нем пойдет речь. В — Андрей Вознесенский, Е — Евгений Евтушенко, Р — Роберт Рождественский, А — Белла Ахмадулина. Какими были их оттепельные годы, какие приметы времени окружали поэтов и их сочинения — это и предстоит выяснить «брусникинцам». К слову, оказавшись в Центре Вознесенского, не упускайте возможности заглянуть на экспозицию «Им двадцать лет». Посвященная фильму Марлена Хуциева «Застава Ильича», она становится машиной времени в 60-е. Архивные кадры и документы соединяются с предметным миром и новыми технологиями, чтобы показать, как история страны переплеталась с искусством.

 

 

Фестиваль «Дикие ночи»

1–29 июля
Музей современного искусства «Гараж»

Где проходить фестивалю авторских ужастиков, как не в летнем кинотеатре посреди парка поздними вечерами. Семь фильмов программы предлагают убедиться в многообразии жанра хоррора, оборачивающегося то детективной, то комедийной стороной. Демоны внутренние и внешние, контекст окружающей действительности (убийцами запросто могут оказаться и пластиковые пакеты), а также тот самый авторский кинематограф, который не всегда добирается до большого проката, — даже если вы не любите фильмы ужасов, пришло время обратить на них внимание.

 

 

«Тайгер Лиллиз играют "Гамлета"»

3–7 июля
Чеховский фестиваль, на сцене театра имени Моссовета

Группа The Tiger Lillies во главе со своим основателем и солистом Мартином Жаком разыгрывает, а вернее, распевает пьесу Шекспира в эстетике кабаре. Макабрические пляски, хорошо знакомый фанатам группы фальцет, внешние перевоплощения: мир видел немало трактовок «Гамлета», но эта — из особенных. Когда еще в контексте истории о принце датском звучали полные черного юмора композиции британского трио.

 

 

Театральный фестиваль «Толстой»

4–7 июля
Ясная Поляна

Сцена из спектакля «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. С.»
Сцена из спектакля «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. С.»

Если оказаться в музее-усадьбе «Ясная Поляна» в эти четыре дня в начале июля, можно узнать, насколько разные спектакли ставят в мире по текстам Льва Толстого. Удивит это кого-то едва ли — на внимание постановщиков сочинения графа претендовали всегда, — но вот впечатлит (масштабом и отличием взглядов и подходов) наверняка. Эксперименты продолжатся и в поле. Режиссер Семен Александровский и драматург Михаил Дурненков не только задействуют зрителей в спектакле с трудно повторяемым названием «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с.», но и разделят их на две группы: мужскую и женскую, Левина и Кити.

 

 

«Двойная жизнь»

В прокате с 4 июля

В мелодраме Оливье Ассаяса «Двойная жизнь» все дискуссии проходят за бокалом вина у камина. Ее главные герои — издатель Ален, его жена и звезда сериалов Селена и инфантильный писатель Леонар. В рабочие будни Алена спешит ворваться в интернет, который меняет отношения читателей с книгами и, как следствие, влияет на тиражи. И пока компания приятелей будет обсуждать эту изменившуюся реальность на дружеских вечеринках, Ален, Селена и Леонар (он, разумеется, тоже женат) успеют не раз изменить друг другу. Обаяния фильму прибавляют актерский состав — Гийом Кане, Жюльет Бинош и Венсан Макен в своих ролях исключительно органичны — и ловко вписанные в сценарий шутки.

 

 

Концерт Муси Тотибадзе

5 июля
Двор института «Стрелка»

Фото: strelka.com

Без ритмичных сочинений Муси Тотибадзе «Танцуй, Виталик», «Правда о любви» и «Радио» уже давно не обходятся самые веселые танцы. Месяц назад список пополнился новыми композициями с дебютного альбома певицы под названием «Мальчик». За то время, что он готовился к выходу в свет, Муся успела закончить мастерскую Олега Кудряшова в ГИТИСе и отыграть несколько театральных премьер (среди них, к примеру, мюзикл Олега Глушкова «Синяя синяя птица» в Театре Наций). Во дворе института «Стрелка» она даст первый для себя сольный концерт и не пуститься в пляс на нем явно будет сложновато.

 

 

V международный фестиваль искусств «Вдохновение»

5–21 июля
ВДНХ

Сцена из спектакля-инсталляции «Земля Нод»
Сцена из спектакля-инсталляции «Земля Нод»

Большой театральный фестиваль продолжает исследовать территорию ВДНХ. Убедиться в том, насколько многообразен современный театр, можно на конкретных примерах — постановки едут в Москву со всего света. Бельгийская театральная компания FC Bergman, например, покажет свой спектакль-инсталляцию «Земля Нод», который перенесет собравшихся в рубенсовский зал Музея изящных искусств Антверпена. А итальянцы NoGravity приглашают исследовать вместе с ними эпоху Возрождения и произведения Леонардо да Винчи — как нетрудно догадаться по названию, именно его миру и посвящена постановка «Leonardo».

 

 

Mosaic Music. Шарлотта Генсбур

2 июля, остров «Новая Голландия»
5 июля, Музей современного искусства «Гараж»

Фото: garagemca.org

В фильмографии Шарлотты Генсбур значатся, к примеру, «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимфоманка» Ларса фон Триера, а в кармане у нее — премия «Сезар» и «Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля. Генсбур, впрочем, не только актриса, но и музыкант. Не размениваясь на проходные роли в кино, в музыке она придерживается того же принципа: выхода альбома Rest поклонники прождали шесть лет. Он получился особенно личным — за исключением одной композиции, все тексты Шарлотта Генсбур написала сама. Их она и исполнит на концертах в Москве и Петербурге, куда с выступлениями приезжает впервые.

 

 

«Паразиты»

В прокате с 4 июля

Южнокорейский режиссер Пон Джун-хо вернулся из Канн не с пустыми руками. Его «Паразиты» получили Гран-при фестиваля и лестные рецензии кинокритиков. Сам режиссер просит обходиться без лишних спойлеров и подробностей истории. Сюжетных твистов его фильму действительно хватает, так что без впечатлений зрители не останутся, наблюдая за тем, как строятся отношения между двумя семьями и какую роль в них играет социальное неравенство.

 

 

«Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных»

7, 17, 23, 30 июля
Мастерская Петра Фоменко

Фото: fomenko.theatre.ru

Режиссер Олег Глушков поставил в Мастерской Петра Фоменко черно-белый спектакль. Монохромностью здесь отличаются не только декорации, но и сами артисты, разыгрывающие историю об эксцентричном Чарльзе Адамсе, оставившем после себя немало литературных трудов и загадок. Драматические артисты усердно поют и танцуют, а зал даже не пытается удержаться от смеха, поводов для которого сюжет предлагает немало.

 

 

«Жауме Пленса»

9 июля — 22 сентября
Московский музей современного искусства (Петровка, 25)

Экспозиция в Московском музее современного искусства собрала работы Жауме Пленсы за самое разное время, однако художник и скульптор от определения «ретроспектива» отказывается. Ретроспектива или нет, эта выставка позволит познакомиться с творчеством Пленсы и досконально разобраться в его множественных авторских концепциях и суждениях.

 

 

Ночь перед отпуском

10 июля
«Гоголь-центр»

Фото: gogolcenter.com

Вместо того, чтобы тихо доиграть последние спектакли и молча уйти на традиционные каникулы, «Гоголь-центр» закрывает очередной сезон так, чтобы «ночь перед отпуском» запомнилась надолго. Из зрительного зала исчезнут привычные стулья, а на сцену выйдут герои момента — группа Shortparis. За несколько дней до концерта, 6 июля, театр и вовсе на один день превратится в благотворительный базар, на котором можно будет найти сделанные из баннеров к спектаклям поясные сумки, ставшие знаменитыми толстовки «Свобода», а также футболки и свитшоты марки «Белый шум».

 

 

«Жизель»

11–14 июля
Чеховский фестиваль, на Новой сцене Большого театра

В версии звезды современной хореографии Акрама Хана у Жизели нет шансов остаться наивной девушкой из прошлого, слишком уж изменился мир. Его постановка классического романтического балета сталкивает с реалиями сегодняшнего дня. Никаких идиллических пейзажей: лишь серая стена и палаточный лагерь мигрантов. Даже пуанты — несмотря на то, что «Жизель» Акрам Хан сочинял по заказу Английского национального балета, — появляются только во втором действии.

 

 

«Мертвые не умирают»

В прокате с 11 июля

Часы остановились, на улице перестало темнеть — в городке Сентервилль что-то явно идет не по плану. Столкнуться с неизвестным и неизбежным — чем окажется зомби-апокалипсис — предстоит полицейским, которых играют Билл Мюррей, Адам Драйвер и Хлоя Севиньи. Джим Джармуш собрал запоминающийся актерский ансамбль (от Тильды Суинтон и Стива Бушеми до Игги Попа и Тома Уэйтса) и не забыл в диалогах посмеяться над нашей общей действительностью. Например, один из зомби никак не может обойтись без кофе из местной закусочной.

 

 

Зальцбургский фестиваль

20 июля — 31 августа
Зальцбург, Австрия

Питер Селларс и Теодор Курентзис
Питер Селларс и Теодор Курентзис

Вряд ли самый респектабельный и титулованный музыкальный смотр мира нуждается в представлении: билеты на премьеры сметаются в первые же часы продаж, а публика стекается сюда со всего света. Однако, несмотря на свой почтенный возраст (а в 2020 году Зальцбургский фестиваль отметит 100-летний юбилей), он не боится обновлений ни оперного, ни концертного репертуара. Харизматичный интендант фестиваля Маркус Хинтерхойзер пригласил к участию и Питера Селларса — он вместе с Теодором Курентзисом ставит оперу Моцарта «Идоменей», и Ромео Кастеллуччи, и Саймона Стоуна. Далеко не полный список хорошо известных миру искусства фамилий, он, однако, подсказывает, что тема нынешнего фестиваля — «Миф и эхо Античности» — будет представлена совсем не в классическом ключе.

43 дня

продлится Зальцбургский фестиваль.

199 спектаклей и концертов

пройдет в его рамках на 16 площадках за это время.

 

 

XENOS

25, 26 июля
На сцене музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в рамках фестиваля-школы современного искусства «Территория»

«Жизель» из программы Чеховского фестиваля — не единственная возможность увидеть хореографию Акрама Хана в Москве. Его XENOS — история о жизни индийского солдата на Первой мировой войне и размышление о том, что тело танцовщика может при изменившихся обстоятельствах стать орудием. Здесь переплетаются Восток и Запад, тьма и свет, индийский танец катхак и современная хореография, миф и реальность. Это соло самого Акрама Хана, который заявил, что XENOS — его последний проект, в котором он выходит на сцену в качестве исполнителя. В Москву XENOS приехал стараниями фестиваля-школы современного искусства «Территория», который грядущей осенью уже привычно подарит зрителям немало театральных впечатлений.

 

 

Фестиваль Chess & Jazz

26–27 июля
Сад «Эрмитаж»

Фото: chessandjazz.com

Фестиваль шахмат и джаза появился на карте летней Москвы только в прошлом году, но уже в этом разросся до полноценного музыкального уик-энда. В программе — выступления группы Tesla Boy в обновленном джазовом составе, американского певца и мультиинструменталиста JMSN, а также хедлайнеров, в числе которых — обладатель двух премий «Грэмми» Грегори Портер и трио из Манчестера GoGo Penguin. Не менее масштабно будет представлена и шахматная сторона дела. За нее в том числе в ответе гроссмейстер Сергей Карякин.

 

 

Фестиваль Sound Up forte

25 июля
Новая Третьяковка

Фото: soundup.world

Фестиваль Sound Up расширяет свои границы, придумывая новые форматы, и продолжает вести диалог с аудиторией. Очередной повод для встречи — Sound Up forte, который пройдет в Новой Третьяковке. В центре внимания — фортепиано. Инструмент, возможности которого будут раскрывать герои академической и авангардной сцен. Разделенная на две части, программа включает, к примеру, трактовки сочинений Филиппа Гласса и Hauschka, а также «Переписку» Владимира Мартынова и Георга Пелециса. Электронная музыка будет представлена на фестивале в лице петербуржца Георгия Котунова, продюсера и композитора Azamat и Романа Литвинова, хорошо известного под творческим псевдонимом Mujuice.

 

 

Фестиваль «Форма»

«Хлебозавод»
27–28 июля

 

Шесть сцен и два дня. Фестиваль «Форма» обещает экскурс в мир современной музыки в самых разных ее проявлениях, перформанса и театра. Программа, впрочем, расширяет понятие сцены и охватывает сайд-специфик выступления. Импровизация и эксперименты будут делить территорию с академической музыкой, театр сосредоточится на физической своей стороне, а перформансы попробуют объединить сны и реальность. Павел Пепперштейн, Владимир Варнава, театр Post, Петр Мамонов и «Совершенно Новые Звуки Му» — вот лишь несколько фамилий и объединений, которые отвечают за то, чтобы нынешняя «Форма» удалась.