Стиль
Впечатления «Версия Чайки»: зачем ехать в Чехов на новый променад-спектакль
Стиль
Впечатления «Версия Чайки»: зачем ехать в Чехов на новый променад-спектакль
Впечатления
«Версия Чайки»: зачем ехать в Чехов на новый променад-спектакль
© Макс Авдеев
Независимая команда во главе с режиссером Еленой Ненашевой придумала спектакль «Версия Чайки», действие которого разворачивается в резиденции «Чехов #APi». Рассказываем, чем эта трактовка хорошо знакомой пьесы отличается от всех других.

В резиденции «Чехов #APi» вас встречает свежий и необычайно сладкий воздух, который не планирует оставаться за кулисами, сходу давая понять: он тоже задействован в спектакле. Это, пожалуй, первое, но далеко не последнее связующее звено между пьесой Чехова и происходящим сегодня в научно-творческой резиденции. Когда-то на ее месте действительно была усадьба, а пейзаж — хоть и дополнен не озером, а бескрайними полями, — максимально приближен к оригиналу. Шурша гравием, на домашний спектакль прибегает Нина Заречная. Ей, как известно, предстоит познакомить публику с пьесой Треплева. Сам драматург нервно бегает туда-сюда, а на его черной футболке болтается несколько деревянных прищепок — вещь в делах постановочных действительно необходимая.

© Алексей Фокин

Мир героев «Версии Чайки» не скуп, но лаконичен. Из всех действующих лиц пьесы режиссер и автор идеи Елена Ненашева оставила тех, кому предстоит повести зрителей за собой — это Аркадина, Тригорин, Треплев и Заречная, а также Машу и Медведенко. Их роли исполняют артисты из разных московских театров (от театра имени Владимира Маяковского до театра «Практика» и «Около дома Станиславского»), распределившиеся по двум составам.

«Версия Чайки» — классический site-specific променад-спектакль. Это значит, что действие разворачивается далеко не в театральном пространстве, а сидеть на месте во время постановки не придется. А еще, «Чайка» получает не одну версию, а сразу четыре, позволяя взглянуть на происходящее не со стороны, а глазами конкретных героев, узнать их собственную трактовку событий.

© Алексей Фокин

Объясняя, почему в спектакле осталось только шесть персонажей, Елена Ненашева говорит: «На это существуют две причины: творческая и экономическая. Спектакль устроен достаточно сложно: когда идет сцена с текстом Чехова, параллельно в других локациях играются еще три сцены, и между этими четырьмя сюжетами должен быть идеальный синхрон. Фактически это четыре спектакля внутри одного. Выстроить такую конструкцию с шестью героями было непросто, а с тринадцатью, как в изначальном варианте пьесы, без специальных технологических решений, думаю, просто невозможно. Экономическая же причина очень проста. Мы создали этот проект полностью на свои деньги, без поддержки каких-либо спонсоров и институций, а спектакль при этом довольно дорогой, поэтому у нас был ограниченный бюджет на артистов и стоял выбор: взять 12 идеальных артистов (2 состава по 6 человек) или 26 средних. Мы выбрали первый вариант».

© Алексей Фокин

Своим выбором места Ненашева и создатели проекта отвечают на вопрос, какой могла быть усадьба и жизнь сегодняшней Аркадиной, каких режиссеров она бы вспоминала (среди прочих Тарковский и Вырыпаев), какие композиции исполняла (к примеру, So we meet again my heartache джазовой певицы Мелоди Гардо). Слова и действия героев неизбежно получают новые трактовки и контексты. И если Треплев постоянно фиксирует происходящее камерой своего телефона и явно не чурается прямых эфиров и сторис Инстаграма, то Тригорин по старинке, по-чеховски, не расстается со своей записной книжкой.

«Актерская команда — наша гордость, — рассказывает Елена Ненашева. — Все наши актеры очень разные, с абсолютно разными школами и опытом за плечами. Однако их объединяет ряд самых ценных для меня качеств, которые я искала. Это умные, свободные и готовые к экспериментам актеры, которые не боятся того, что им предлагает режиссер и само пространство, природа и лес».

По замыслу режиссера, артисты не ограничиваются одним лишь исполнением роли: «На первом этапе мы превратили всех в современных художников. Каждый из них придумывал высказывание от имени своего персонажа. Куратором этой истории выступила художник спектакля Ваня Боуден», — объясняет она. Так внутри спектакля сложилось шесть — по числу героев — самостоятельных арт-проектов.

У «Чайки» вообще немало потайных, спрятанных от беглого взгляда сторон, которые для каждого зрителя раскроются по-своему, главное, успевать их замечать. Здесь в дело вступают детали. К примеру, все время действия Медведенко будет усердно лепить к столбам и балкам плакаты и объявления, суть которых поможет понять, какой он — Семен Семенович, получающий жалование в 23 тыс. руб. сельский учитель сегодняшнего дня. Тригорин, в свою очередь, решит взглянуть не на себя одного, но и на других тоже, и весьма точно опишет героев через характерные для их повседневности предметы, среди которых появятся и алкозельцер (угадаете, кто без него не обходится?), и ларец мудрых мыслей.

Красок спешит добавить и природа. Ассистентами художников по звуку неожиданно становятся скворцы и кукушки, по свету — лучи закатного солнца и сменяющая их луна. А к известной фразе «Во-первых, это красиво» просится дополнение «Во-вторых, со смыслом». Ну, а в-третьих, в-четвертых и в-пятых каждый зритель сможет предложить сам, увозя из резиденции после спектакля не только воспоминания о теплом летнем вечере, но и свою собственную версию «Чайки».

Спектакль «Версия Чайки» проходит в резиденции «Чехов #APi».