Стиль
Впечатления Тарантино, Альмодовар и знаменитые французы: что происходит в Каннах
Стиль
Впечатления Тарантино, Альмодовар и знаменитые французы: что происходит в Каннах
Впечатления

Тарантино, Альмодовар и знаменитые французы: что происходит в Каннах

Фото: Anthony Ghnassia/Getty Images
До завершения Каннского фестиваля и церемонии награждения его победителей осталось четыре дня — самое время вспомнить, как прошли предыдущие семь.

Почетные гости фестиваля — действительно представительное собрание в этот раз — непрерывно выходили к прессе на красную дорожку перед Дворцом фестивалей, подтверждая, что программа подготовлена более, чем насыщенная. Кинокритики называют 72-й кинофестиваль встречей старых друзей: свои фильмы на смотр привезли Джим Джармуш, Педро Альмодовар, Гаспар Ноэ, Терренс Малик и даже Квентин Тарантино, специально к Каннам поспешивший завершить монтаж ленты «Однажды в Голливуде». Ее премьера 21 мая заслужила семиминутные овации зала.

Критики против Джармуша

Открытие фестиваля отдали в могучие руки Джима Джармуша — автора хитов «Мертвец», «Кофе и сигареты», «Сломанные цветы», «Выживут только любовники» и других картин. На суд каннской публики седовласый режиссер привез фильм о зомби-апокалипсисе. На экране — Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Адам Драйвер, Игги Поп и Селена Гомез, а также Стив Бушеми и Хлоя Севиньи.

Билл Мюррей, Картер Логан, Джим Джармуш, Сара Драйвер, Тильда Суинтон, Лука Саббат, Адам Драйвер, Селена Гомес, Хлоя Севиньи, Джошуа Астрачан и Фредерик Элмс со спутницей
 
Билл Мюррей, Картер Логан, Джим Джармуш, Сара Драйвер, Тильда Суинтон, Лука Саббат, Адам Драйвер, Селена Гомес, Хлоя Севиньи, Джошуа Астрачан и Фредерик Элмс со спутницей
 

Фильм «Мертвые не умирают» уже окрестили капустником из-за актерского состава — собрания старых друзей, которое идеально гармонирует с особенной программой фестиваля. Однако сам сюжет и постановка критикам скорее не понравились. Те, кто остался неудовлетворен, упрекали Джармуша в излишней прямолинейности метафор и неторопливости развития событий, затягивающей представление главных героев.

 

 

На пресс-конференции Джармуш заметил, что был удивлен отзывами критиков, но смирился с их оценкой и принял «метаформу» своего произведения. Тильда Суинтон вспомнила, что режиссер задумал снять фильм о зомби еще в период создания картины о вампирах «Выживут только любовники», то есть в 2013 году.

 

 

«Невойна» и «нелюбовь» Балагова

Кантемир Балагов, 27-летний российский режиссер из Нальчика, второй раз явившийся в Канны с полнометражным фильмом (уже большая удача и признание), удивил и зарубежных, и отечественных критиков. Его новую картину «Дылда», также как и предыдущую — «Тесноту», определили в программу «Особый взгляд», а не в основной конкурс, подвинув Балагова в пользу француза Ладжа Ли с интерпретацией «Отверженных» Виктора Гюго. Поддерживать «Дылду» в Канны прибыл продюсер картины Александр Роднянский, под чьим покровительством была создана «Нелюбовь» Андрея Звягинцева (в 2017 году фильм взял в Каннах «Приз жюри»).

Александр Роднянский, Василиса Перелыгина, Кантемир Балагов и Виктория Мирошниченко
Александр Роднянский, Василиса Перелыгина, Кантемир Балагов и Виктория Мирошниченко

Выдержанная в крепких оттенках зеленого и красного, «Дылда» рассказывает тяжелую и вязкую историю двух женщин-фронтовичек в послевоенном Ленинграде. Балагов снова обращается к событиям прошлых лет, но в этот раз значительно более далеких. Сюжет «Тесноты» разворачивался в Нальчике конца 90-х в мирное время, а «Дылда» прыгнула на полвека назад в нестабильное послевоенное, чтобы показать женское лицо войны и исследовать тему по примеру Светланы Алексиевич, чья книга «У войны не женское лицо» покорила режиссера.

 

 

 

Возвращение Альмодовара

Автор фильма «Все о моей матери» снова рассказал о матери. Картину «Боль и слава» с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом, который здесь поразительно похож на Педро Альмодовара, восприняли как автобиографическую, хотя режиссер не совсем согласен с этой трактовкой.

Педро Альмодовар, Пенелопа Крус и Антонио Бандерас
Педро Альмодовар, Пенелопа Крус и Антонио Бандерас

«Основные сюжетные линии я брал из своей жизни, и они обрастали выдуманными подробностями», — объяснил Альмодовар на пресс-конференции. Там же он успокоил поклонников: режиссер не собирается уходить на покой, а вынужден дать себе перерыв, чтобы поправить здоровье.

 

 

«Боль и слава» лидирует в рейтинге кинокритиков. Фильм называют спокойным, умиротворяющим и благостным. И действительно очень похожим на последний в карьере Альмодовара.

 

 

Фейерверки от «Рокетмена»

Режиссер Декстер Флетчер, которому пришлось основательно поработать над забуксовавшими съемками и монтажом байопика о Фредди Меркьюри «Богемская рапсодия», оторвался от земли с биографией сэра Элтона Джона.

Если «Рапсодия» во многом нескладная, но громогласная и обаятельная, триумфально выступила на «Оскаре», то «Рокетмен» трогательно украсил Каннский кинофестиваль. Фильм показали вне конкурса, просто для развлечения. На презентацию в Канны пожаловал виновник — Элтон Джон. «Заслуженный артист Великобритании» вышел к прессе в сопровождении ведущих актеров «Рокетмена» — Тэрона Эджертона и Ричарда Мэддена. Критики остались, преимущественно, в восторге от фееричности и искренности творящегося на экране аналога телешоу «Точь-в-точь».

Джиллз Мартин, Дэвид Ферниш, Берни Топин, сэр Элтон Джон, Тэрон Эджертон, Декстер Флетчер и Брайс Даллас Ховард
Джиллз Мартин, Дэвид Ферниш, Берни Топин, сэр Элтон Джон, Тэрон Эджертон, Декстер Флетчер и Брайс Даллас Ховард

 

 

Явление Малика

Автора «Тайной жизни» на премьере в Каннах ждали, но без особой надежды. На красной дорожке 75-летний режиссер так и не появился. Зато, к приятному удивлению публики, выстоявшей очередь на премьеру, Терренс Малик тайно проник в зал и поприветствовал зрителей. Перед прессой, однако, решил не показываться.

«Тайную жизнь» зрители восприняли как первый шаг режиссера к выходу из застоя. После триумфа «Древа жизни», взявшего «Золотую пальмовую ветвь» в 2005 году, лишь единицы искушенных критиков именовали гениальными непривычные для восприятия, антинарративные картины Малика. «Тайная жизнь», напротив, обладает стройным сюжетом, рассказывающим историю о человеке, который отказался присягнуть Гитлеру. Малик изображает военное время без ужасов, создавая глубоко печальную притчу об одиночном протесте.

 

 

 

Квентин в Каннах

Перед Дворцом фестивалей вечером 21 мая блистали Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт, Марго Робби и Дакота Фаннинг — исполнители главных ролей в новом фильме Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде». Перед началом показа режиссер вежливо, но настоятельно попросил критиков обойтись без спойлеров: из-за особенностей повествовательной структуры тарантиновских фильмов эта просьба очень важна. Критики сделали все возможное, расписали достоинства и указали на недостатки «Однажды в Голливуде».

 

 

Главная претензия заключалась в том, что Тарантино ничего нового не снял, но наполнил сюжет отсылками к собственным более ранним фильмам. Никогда такого не было, и вот опять. Несмотря на сдержанные утренние рецензии, вечерняя премьера сопровождалась стоячей овацией: где еще в Каннах можно увидеть копию Брюса Ли и гротескный перформанс Леонардо Ди Каприо.

Леонардо Ди Каприо, Марго Робби, Даниэла Пик, Квентин Тарантино и Брэд Питт
Леонардо Ди Каприо, Марго Робби, Даниэла Пик, Квентин Тарантино и Брэд Питт

 

 

Другие события первой недели фестиваля

Ален Делон, вопреки недружелюбной атмосфере, созданной возмущенными комментариями американских защитниц прав женщин, удостоился почетной «Золотой пальмовой ветви» за вклад в кинематограф. Церемония состоялась в зале Дебюсси, где более тысячи гостей и поклонников Делона аплодировали 83-летнему актеру стоя. Награждение посетил министр культуры Франции Франк Ристер.

Ален Делон
Ален Делон

Режиссер Корнелио Порумбою, которого называют румынским Хичкоком и ярким представителем национальной новой волны, показал, судя по отзывам, выдающуюся картину «Свистуны» о гангстерских разборках на канарском острове Гомера, где бандиты используют для коммуникации свист.

Роберт Эггерс представил нуар «Маяк» с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо в программе «Двухнедельник режиссеров». Бельгийские постановщики — братья Жан-Пьер и Люк Дарденны — привезли «Молодого Ахмеда», картину о мальчике, попавшем под влияние экстремистов. Фильм «Паразиты» корейского режиссера Пона Джун-хо, автора нашумевшей в 2017 году «Окчи», удостоился 15-минутной овации. 

 

 

Режиссеры Брюно Дюмон, Гаспар Ноэ, Клод Лелуш и Кристоф Оноре устроили на фестивале передозировку французского шарма. Ноэ и Дюмон обратились к истории Жанны Д'Арк, но рассказали ее каждый по-своему. Первый — в кино о кино «Вечный свет» с участием Шарлотты Генсбур, а второй — в абсурдистском, подчеркнуто театральном представлении «Жанна». Клод Лелуш привез третью часть эпопеи «Мужчина и женщина» под названием «Лучшие годы нашей жизни» и философски объяснил ее предназначение: «Это гимн любви, основе всего. Если вы поставите любовь на вершину человеческих ценностей, у вас будет гораздо больше шансов быть счастливыми. Смысл жизни, конечно, в любви». Кристоф Оноре представил в Каннах трагическую французскую историю любви и ее угасания — фильм «Комната 212».