Стиль
Впечатления Светить всегда, светить везде: в чем сила дизайн-студии Sila Sveta
Стиль
Впечатления Светить всегда, светить везде: в чем сила дизайн-студии Sila Sveta
Впечатления

Светить всегда, светить везде: в чем сила дизайн-студии Sila Sveta

Светить всегда, светить везде: в чем сила дизайн-студии Sila Sveta
Редактор «РБК Стиль» Оля Степанян расспросила креативного директора компании Sila Sveta Александра Уса о ренессансе лазеров, работе с государством, экспансии на Запад и долге Дрейка.

Команда Sila Sveta — мультимедиапередовики, чародеи световых, видео- и аудио-инсталляций, уже одиннадцатый год делают мир ярче (в прямом смысле этого слова). Именно эти 80 смельчаков возвели Вавилонскую башню на Центральном павильоне ВДНХ, там же заставили мультимедийного Маяковского читать «Облако в штанах», в сцепке с канадским режиссером Гордоном фон Штайнером придумали видеоинсталляцию для Met Gala, сделали десяток космических презентаций Audi, Lamborghini, Samsung, подготовили монументальную проекционную ретроспективу по случаю 60-летия гостиницы «Украина», а за последние полгода успели поразить Запад невиданным оформлением тура Дрейка Scorpion, LED-экранами посреди Таймс-сквер и дропом кроссовок на показе Palm Angels.

Светить всегда, светить везде: в чем сила дизайн-студии Sila Sveta

Александр Ус
Креативный директор компании Sila Sveta

Мы встречаемся с Александром в светлом двухэтажном офисе на Болотной набережной, где царит творческая нерушимая тишина. Когда глобальные проекты расписаны на полгода вперед — тут не до смеха и прокрастинации. А еще относительно недавно, в 2011-м, команда сильно меньше нынешней ютилась в каморке в «Крыше мира» и собственноручно собирала слайдовые проекторы. Раньше вообще все было иначе. «11 лет назад, когда мы только возникли, в Москве существовала единственная компания, работающая со слайдовыми проекторами, — вспоминает креативный директор Sila Sveta Александр Ус. — Были еще люди, работающие с видеопроекторами, — делали чистый госкорпорат. Обслуживали городские мероприятия, выводили картинки на экраны с помощью проекторов. Ни о каком 3D-мэппинге, допустим, в России не слышали». О своих первых проектах Ус говорит исключительно иронично: до сложнейших и впечатляющих перформансов Sila Sveta тренировались на стрелке Васильевского острова — проецировали шарики, елочные игрушки, картины Репина и Васнецова. А Останкинскую башню и вовсе расцветили винтовками по заказу ВГТРК. «Без слез не взглянешь», — лаконично резюмирует самокритичный Ус.

Сегодня постоянные участники фестиваля «Круг света» и бессменные любимцы зрителей могут себе позволить отказаться от сотрудничества с городом или свести его к минимуму. «В какой-то момент наши работы стали вполне конкурентоспособными для того, чтобы выводить их на западный, а затем и на мировой рынок, — объясняет Ус. — Начали писать просто всем: "Посмотрите, что мы умеем!" Постепенно работы стали шерить американские и европейские паблики — появились иностранные клиенты, которых сегодня подавляющее большинство».

Интересуюсь у Уса, каких зрелищ требуют эти западные клиенты, какие тренды по части светового оформления диктуют. Оказывается, что визуалы помешались на свете — уважают его куда больше картинки. Ренессанс лазеров, от которых еще пару лет назад все морщились, идет полным ходом. Также новая любимая игрушка оформителей — LED-экраны с сочнейшей цветопередачей и практически магическими способностями. «Глобальный тренд — усложнение, — продолжает мой собеседник. — 3D-мэппингом уже не удивишь — теперь запрос на слияние света, графики и физических явлений. Например, в контенте девушка сдувает пыль с ладони — и пыль в прямом смысле вылетает за пределы экрана, к зрителю. Или парит на контенте тряпка — и перелетает в аудиторию. Эдакая микс-реальность. Наши фантазии становятся более доступными, тактильными».

Второй тренд касается презентаций техники и особенно автомобилей. Тут тон задали Россия (понятно благодаря кому) и Китай: приноровились превращать стандартный выезд новенькой модели в спектакль с завязкой, кульминацией и развязкой. «Для Америки это непостижимо, — улыбается Александр. — У них все похоже на TED Talks: на сцене висит большой экран, к нему выходит спикер, зачитывает скучнейшие характеристики, с тачки сдергивают брезент, направляют на нее луч света, и все — овации. Зато США без боя побеждает нас по части оформления музыкальных выступлений. Там совсем другой масштаб и гонораров, и артистов.

 

 

Пресловутый Дрейк может себе позволить выстроить сцену с нуля, угрохать кучу денег. Потому что у него 53 города только в США. Прибавьте еще тур по Европе — он не то что отобьет расходы, но и на два дома себе заработает. У наших артистов иначе — полноценное шоу рассчитано на четыре города максимум. В региональном туре оформление безбожно режется, от первоначальной идеи мало что остается». К Дрейку, на чей концерт благодаря невиданному визуалу купили билет даже те, кто не особо жалует его музыку, мы вернемся позже. А пока — интересно, как случились две другие громкие коллоборации — с брендом Palm Angels и с сооснователем культового клуба Studio 54 Яном Шрагером (работы на Таймс-сквер возникли под открытие его отеля Edition).

«Прежде всего, ни о какой удаче речи не идет, — Ус расставляет точки над i. — Просто глава нашего американского офиса Полина Захарова прекрасно работает, обивает пороги всех агентств. Иногда мы месяцами ожидаем встречи с какими-нибудь важными дядьками. Это монотонная, рутинная работа». На самом деле Александр давно вынашивал идею с Таймс-сквер — собственно, с того момента, как впервые там оказался. «Я обалдел от того, насколько на Таймс-сквер отвратительная графика! Визуальный мусор. Смотришь — и натурально кровь из глаз». Как известно, если вы чего-то сильно хотите, это сбывается. Вот и у Уса сбылось: Ян Шрагер отвел команде LED-экран с фразой «Творите, что хотите, только не рекламируйте наркотики и терроризм». Я удивляюсь, неужели старейший девелопер даже тендер не проводил? «Ян пригласил нас в свой крутой пентхаус на Манхэттене — он всегда назначает встречи только там. Пообщались, понравились друг другу. А там как: если ты нравишься Шрагеру, многочисленные помощники сразу записывают тебя в проект. Вот и весь тендер», — улыбается Ус. Если тут вы задались вопросом, почему бы не сделать такой же классный арт в Москве, то вот ответ: «Москва все сильнее горит.

 

 

Следующий тренд после плитки — вкручивание лампочек, оно уже началось. Воробьевы горы все засвечены, архитектурной подсветки очень много. А LED-экраны где? Только в Москве-Сити на башне "Меркурий". Все остальное — рекламные баннеры. Один девелопер с экраном хочет договориться с нами насчет видеоарта. Но видеоарт может быть только на Новом Арбате, да и там на "книжках" ужасное разрешение. И потом, у нас все куда сложнее в плане договоренностей. Ну кто в Москве вот так запросто даст нам экран и разрешит делать все, что хотим? "Кругу света", как самому масштабному фестивалю в мире (по части техники уж точно), открыты все двери и доступны любые объекты. Нам же, простым смертным, довольно сложно пробиться».

С показом Palm Angels на неделе моды в Нью-Йорке все тоже случилось запросто. Полина на какой-то тусовке познакомилась с Франческо Рагацци — основателем Palm Angels и арт-директором Moncler. Дружелюбный итальянец так проникся талантливыми россиянами, что предложил им оформить шоу полностью, но не вышло. «Франческо хоть и основатель бренда, но не владелец. Ему не разрешили заменить уже утвержденного световика на нас. Поэтому нам доверили маленький дроп — спроецировать кроссовки. Поскольку мы обожаем все, что делает Рагацци, были рады и этому».

А вот с Дрейком пришлось повозиться. Он, как и любой артист, не чужд капризов и переменчивого настроения. На вопрос, сколько всего концепций тура было предложено, Ус тяжело вздыхает: «Штук двести идей для треков (как будет выглядеть сцена при той или иной песне). А технический сетап меняли три раза. Стив Джобс говорил, что нанимает людей не для того, чтобы учить их работать. К сожалению, далеко не все придерживаются этого правила. Люди часто сомневаются. Чем больше платят, тем чаще сомневаются. И просят совета у Васи, Пети, Джека, Николь — уж не знаю, с кем там советовался Дрейк. У него, как у любого артиста, семь пятниц на неделе. Посмотрел "Бегущего по лезвию" — захотел похожий визуал. Сходил на концерт Трэвиса Скотта — захотел переплюнуть Astroworld. Очень сложно удержать артиста от того, чтобы он не присылал каждый вечер референсы с какого-нибудь Супербоула. Чем больше у него советчиков, тем чаще он меняет мнение».

 

 

Контакт с Дрейком произошел благодаря Вилло Перрону — известному режиссеру, другу Канье Уэста. Изначально Sila Sveta работала над туром непосредственно с ним. Но по мере того, как продюсер Дрейка Future приходил с комментариями, коммуникация расстраивалась. Артист понял, что Вилло передает команде не все, и начал общаться с «Силой» напрямую. «Тут-то и начался треш: Future и Дрейк говорили нам одно, Вилло — совершенно противоположное. Они стали перетягивать одеяло». В итоге проект, на который закладывалось полтора месяца, растянулся на три. «Кстати, Дрейк до сих пор нам денег должен», — смеется Александр.

В отличие от Дрейка и его команды, сложнейший визуал Sila Sveta работает безукоризненно — благо перевозить монументальные конструкции через океан и обратно не приходится. Достаточно найти прокатчика LED-экранов в стране или городе, где запланирован концерт, и выслать технический райдер: «Нужен экран 4 мм, 30х5 м, по которому можно ходить, с бортами». Плюс райдер по свету. И все: компания делает расчет на условные 30 городов и отправляет фуры. «А дальше и дурак разберется. У команды 1000 кофров с запчастями и инструкция, как в ИКЕА: из кофра номер два выньте кабель номер пять и воткните в дырку номер три», — делится хитростями эксплуатации Ус.

Доподлинно неизвестно, сколько заплатил Дрейк «Силе света» за реалистичную лаву, собственную голографическую проекцию, исполинскую баскетбольную площадку и прочие визуальные изыски, но одно изменение дизайна сцены, по словам Уса, обошлось артисту в $1,5 млн. В целом западные музыканты тратят на сценический продакшн от $2 млн до 20 млн. Отечественные звезды куда скромнее: рассчитывают на 15 млн руб. максимум. Для сравнения: олигарх из Джакарты заказал Sila Sveta получасовое мультимедиашоу для привлечения покупателей в свой торговый центр и выписал чек с ощутимо большей суммой. «Мы часто, особенно на фэшн-шоу, работаем в ноль и в минус, на голом энтузиазме, — делится Ус. — Тот же фестиваль Outline мы делали в минус. И это классно: проект получается намного зрелищнее, когда вкладываешь собственные деньги». Но цифры поражают не так, как тот факт, что ребята вообще не патентуют свои проекты.

 

 

Александр уверен, что это бессмысленно — сегодня сложно придумать нечто действительно новое, все вдохновляются друг другом. Тем более копирование — своего рода признание. Например, китайские коллеги часто дублируют автомобильные презентации Sila Sveta, от чего команда совсем не страдает — заказчикам ведь нужен первоисточник, а не подражатель. «Мы сами инспирируемся западными коллегами, — признается Ус. — Например, на Таймс-сквер есть античная статуя в строительных лесах — мы подсмотрели идею у художника, поставившего статую между книжных полок. Вот это плагиат или нет? Художник уверен, что да, о чем не забыл сообщить нам в инстаграме». Впрочем, такие мелкие перепалки — издержки успеха.

Задаю вопрос, как сам Александр объясняет подобный взлет. Отечественные коллеги из ивент-индустрии справедливо считают Sila Sveta главным экспортным товаром. Креативный директор немного смущается и говорит: «Мы продаем визуальный контент. Визуальный язык — это эсперанто, доступный всем: хоть китайцам, хоть американцам. Его не надо объяснять. Плюс не последнюю роль сыграли русские корни — мы все-таки талантливая нация. И смелость. На рынке очень много талантливых ребят, просто мы одними из первых имели наглость двинуться на Запад». И если в США команда еще стучится в двери клиентов, то российские клиенты сами трезвонят в дверь Sila Sveta. Ребята часто не открывают: «Мы отказываемся от откровенно "зашкварных" просьб. Один богач недавно попросил сделать проекцию над камином в новом пентхаусе. И с большинством российских артистов не работаем. Они нас, признаться, недолюбливают — считают, что зазнались. Тимати открыто говорит, что даже разговаривать с нами бессмысленно, потому что после тура Дрейка наши цены якобы взлетели до небес». К счастью, не все отечественные музыканты включают Скруджей — так, Sila Sveta будет отвечать за выступление Нины Кравиц на Coachella. И к слову о зазнайках — команда искренне восхищается чужими шоу. Александр первым делом выделяет The Formation World Tour Бейонсе и все, что делает знаменитый стейдж-дизайнер Эс Девлин. А еще — Astroworld Трэвиса Скотта с роллеркостером и тур Chemical Brothers.