Стиль
Впечатления IndieWire составил список величайших фильмов, снятых женщинами
Стиль
Впечатления IndieWire составил список величайших фильмов, снятых женщинами
Впечатления
IndieWire составил список величайших фильмов, снятых женщинами
В обзор авторитетного онлайн-издания, посвященного кино и телевидению, вошли как популярные ленты вроде «Американского психопата», так и авторское кино, например, «Клео с 5 до 7». Читаем, что авторы IndieWire написали о первой десятке.

«Жанна Дильман, набережная Коммерции, 23, Брюссель 1080»

Шанталь Акерман, 1975 год

© Criterion

Картина бельгийской постановщицы входит в наиболее авторитетные списки лучших фильмов всех времен. Так, в опросе кинокритиков, проведенном журналом Sight & Sound, картина делит 35-е и 38-е места, а в опросе критиков The Village Voice занимает 19-е место в списке лучших фильмов XX века. Команда критиков IndieWire и вовсе поместила картину на первое место.

Фильм Шанталь Акерман, снятый почти полвека назад, представляет собой документальную детализированную съемку повседневной жизни. Мать-одиночка по имени Жанна Дильман просыпается, чистит зубы, собирает сына в школу, готовит еду, идет в магазин — в реальном времени. Акерман исследует трехдневный период жизни своей героини, однако не ограничивается лишь наблюдением. К концу первого дня зрителю открывается способ заработка Жанны — она занимается проституцией. Причем время каждого «сеанса» соответствует времени приготовления вареного картофеля. И в момент, когда Жанна вдруг забывает снять кастрюлю с плиты, ее порядок вещей начинает стремительно разрушаться и превращается в ужасающий хаос.

Помимо того что фильм Акерман считается программным феминистским высказыванием, он повлиял на творчество таких режиссеров, как Цзя Чжанкэ, Гас ван Сент и Апичатпонг Вирасетакул.

«Хорошая работа»

Клер Дени, 1999 год

© kinopoisk.ru

Имя французской постановщицы Клер Дени знакомо многим благодаря участию в проекте «На десять минут старше: Виолончель» — сборнику новелл знаменитых режиссеров всего мира. Однако именно «Хорошая работа», вышедшая на рубеже веков, стала самой обласканной критиками. Картину называли шедевром, а также оригинальным киноразмышлением о потребности в близости. Критик IndieWire громко называет «Хорошую работу» самым чтимым фильмом 1999 года.

История обыгрывает сюжет повести Германа Мелвилла «Билли Бадд» 1888 года, но события перенесены в XX век и происходят в африканском Джибути, среди бойцов французского иностранного легиона. «Подобно «Лунному свету» — фильму, также направленному на исследование мужественности, «Хорошая работа» одной ногой опирается на эмоциональный реализм, а другой вступает в залитый солнцем кинематографический сон», — пишет критик. Операторская работа Аньес Годар достойна отдельного упоминания: ее труды, превратившие фильм в визуальную поэзию, удостоились премии «Сезар».

«Пианино»

Джейн Кэмпион, 1993 год

© kinopoisk.ru

История немой женщины Ады разворачивается в середине XIX века: вместе с дочерью героиня переезжает из Шотландии в Новую Зеландию к будущему мужу Стюарту. Он отказывается доставлять музыкальный инструмент в дом, и пианино остается на берегу. Однако сосед Бэйнс перевозит инструмент к себе, благодаря чему знакомится с Адой.

Фильмы Кэмпион всегда были связаны с феминистским мышлением — режиссер помещала во главу угла истории женщин и обращалась с ними уважительно. Ее самые ранние полнометражные проекты, такие как «Душечка» и «Ангел за моим столом», «инвестировали» свежий взгляд на жизнь женщин в кинематографе. Однако настоящий успех и признание всего мира эти инвестиции получили благодаря «Пианино». Это не просто грандиозная история любви — это интимное наблюдение за женщиной, которая познает себя. «Всю жизнь у немой Ады не было шанса выразить свои желания, но, как только она обрела свободу, то получила и способность требовать всего, чего хочет», — пишет IndieWire.

За мелодраму «Пианино» Кэмпион наградили «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах — это была первая награда женщины-режиссера на самом авторитетном европейском кинофестивале. Также картина получила три премии «Оскар» — за лучшую женскую роль (Холли Хантер), лучшую женскую роль второго плана (Анна Пэкуин) и лучший оригинальный сценарий.

«Их собственная лига»

Пенни Маршалл, 1992 год

© Columbia Pictures

Впечатляющий актерский состав с Томом Хэнксом, Джиной Дэвис и Мадонной, саундтрек Ханца Циммера и операторская работа Мирослава Ондржичека, постоянного коллеги Милоша Формана, — главные ингредиенты духоподъемного кино о Женской бейсбольной лиге США. Действие картины разворачивается в 1943 году — во времена для женщин и их роли в обществе не самые радужные. Один из слоганов фильма «Кто сказал, что место женщины на кухне» — исчерпывающе объясняет исторический период. В том, что женский потенциал огромен, предстоит убедиться герою Тома Хэнкса, назначенному тренером в бейсбольную лигу, которая состоит из девчонок.

«Их собственная лига» считается одной из величайших голливудских работ и находится в списках самых успешных фильмов феминистской тематики. Пенни Маршалл знала, как все сделать правильно: добавить остроумных шуток и показать очаровательных персонажей, которые непременно должны пустить слезу.

«Маргаритки»

Вера Хитилова, 1966 год

© Sigma III Corp/Getty Images

Две Марии, решившие, что мир бесконечно трагичен, весь фильм ведут себя еще хуже, чем объект их разочарования. Экспериментальная работа Веры Хитиловой, вышедшая за два года до Пражской весны, была запрещена властями Чехословакии из-за инновационности съемки, но стала ключевым произведением Чешской новой волны 60-х и получила Гран-при Бельгийской ассоциации кинокритиков.

Странный, эпатажный, сюрреалистичный фильм, возникший в государстве, которого больше не существует, не только глубоко оригинален, но еще и заразительно весел. Примечательно, что Хитилова сняла фильм при поддержке государства, но у нее получилось не программное произведение во славу политического и социального строя, а подрывная классика.

«Леди Берд»

Грета Гервиг, 2017 год

© kinopoisk.ru

Фильм пополнил ряды картин, которые посвящены исследованию взросления. Чудо «Леди Берд» заключено в умении Греты Гервиг, молодой сценаристки и режиссера, принять вызов и легко преодолеть его, не теряя уверенности в своем видении. Фильм получил пять номинаций на «Оскар», хотя и не удостоился ни одной статуэтки, был награжден двумя «Золотыми глобусами».

Весь 2017 год и начало 2018-го Грета Гервиг наслаждалась своим триумфом, пока по всему миру зрители и критики неустанно выискивали все новые особенности этой картины. «Леди Берд» подхватила актрису Сиршу Ронан под белые ирландские руки и вывела под свет голливудских софитов, вручив большие роли — одну за другой. «Леди Берд» обласкала молодого артиста Тимоти Шаламе, придав его сверкающей фигуре еще больше блеска. Для жанра американской комедии о взрослении фильм Греты Гервиг стал свежим глотком воздуха благодаря калейдоскопу из трагедии, мелодрамы и тончайшей грустной насмешки над противостоянием надежд и реальности.

«Клео от 5 до 7»

Аньес Варда, 1962 год

© Criterion

Мелодрама о полутора часах из жизни начинающей певицы Флоранс «Клео» Виктуар, которые она проводит в Париже, ожидая результаты анализов на рак. Гадалка, к которой обращается героиня, видит на картах смерть, и, хотя не спешит раскрывать страшную тайну, Клео теряет душевный покой, на смену которому приходит экзистенциальный ужас. Не в силах противостоять нахлынувшим эмоциям, Клео выходит на улицу и погружается в ее жизнь: бродит по городу, встречается с подругой, знакомится с мужчиной, которому предстоит отъезд в Алжир, где идут боевые действия.

События текут под саундтрек легендарного Мишеля Леграна. Мелькают камео Жан-Люка Годара и Анны Карина. Режиссер Аньес Варда, одна из ключевых фигур французской новой волны, заключила в формат киноленты магическую реальность, снабдив ее феминистическим взглядом на мир.

«Послеполуденные сети»

Майя Дерен, 1943 год

© kinopoisk.ru

Немой короткометражный фильм Майи Дерен и Александра Хаммида, которые сами в нем и сыграли, за 14 минут вводит в вязкое смятение, как бывает во снах. «Послеполуденные сети» — это и есть иллюстрация сна, каким он мог отразиться на кинопленке, если бы существовала такая возможность. Фильм, признанный шедевром сюрреализма, включен в Национальный реестр фильмов США.

Удивительный короткометражный фильм Дерен и Хаммида стал символом американского авангардного движения, повлияв на целые поколения экспериментальных кинематографистов и представителей искусства в целом. С годами его привлекательная оригинальность просочилась в популярную культуру, коснувшись как многочисленных музыкальных видео, так и выдающихся работ Дэвида Линча.

«Паскуалино Семь красоток»

Лина Вертмюллер, 1975 год

© kinopoisk.ru

За драму о неапольском хулигане Паскуалино с ироничным прозвищем Семь красоток, которое он получил из-за некрасивых сестер, Вертмюллер вошла в историю кино как первая женщина-режиссер, номинированная на «Оскар».

Рецензии, появившиеся вскоре после премьеры фильма, были в большинстве своем пренебрежительными. Автор The New York Times Джерзи Козински озаглавил свой отзыв «Карикатура, которая пытается стать трагедией», а критик The New Yorker Паулина Кель и вовсе написала, что Лина Вертмюллер создает свои фильмы, швыряясь в зрителя салями. Возможно, критиков прошлых лет смутила чрезмерная откровенность в подаче материала — так режиссер попыталась выйти из визуального тупика, в который зашли картины, посвященные холокосту, к 1975 году.

«Дочери пыли»

Джули Дэш, 1991 год

© Michael Ochs Archives/Getty Images

Революционная историческая драма заслуживает места в списке самых значимых фильмов последних 30 лет. Это первая выпущенная в широкий прокат американская картина, сценаристом и режиссером которой выступила афроамериканка. «Дочери пыли» повествуют о жизни субэтнической группы галла на островах, расположенных близ побережья Южной Каролины и Джорджии. Люди, живущие там, — потомки рабов, завезенных англичанами в США во время колониального периода XVII—XVIII веков. Стилистика «Дочерей пыли» актуальна и сегодня. В частности, она заметна в видеоальбоме Бейонсе Lemonade. Критики отмечают превосходную работу оператора Артура Джафы, который постарался, чтобы зрители увидели фильм именно таким, каким его задумала Дэш.

Обзор всех 100 фильмов опубликован на сайте IndieWire.