Как наследница парфюмерной династии возродила бутик в провансальской деревне
К деревне Сан-Поль-де-Ванс ведет по-французски живописная дорога, обочины которой усыпаны домами из светлого камня и потрескавшейся штукатурки. От Ниццы — около часа езды. Она забралась на самый верх холма, оттого ее называют одним из «орлиных гнезд» (небольшие, но неприступные крепости, которые были окружены массивными стенами, а войти в них можно было только через огромные городские ворота). Сейчас Сан-Поль открыт для всех желающих, поэтому в сезон здесь так много путешественников, что на узких, мрачноватых улицах вряд ли получится побродить в одиночестве. А вот если вооружиться теплым шарфом и приехать сюда зимой, есть все шансы насладиться этим местом в тишине.
Парфюмерный бутик Godet в Сан-Поле найти не сложно. Во-первых, к нему ведет главная дорога, во-вторых, практически каждый местный житель, а их около 400, знает и «нос» бренда — Соню, и всю семью Годе. Сама девушка живет здесь же, ее дом стоит в одном из переулков: два этажа, просторная гостиная с камином, маленькая кухня и светлая терраса с видом на очаровательный Прованс.
Париж и великий художник
История дома Godet началась задолго до 1901 года, когда появился парфюмерный бренд. Еще с середины XVI века семья с голландскими корнями занималась производством коньяков в городке Ля-Рошель, на западе Франции. Неожиданно один из сыновей отказался продолжать семейный бизнес. Он был романтиком, любил женщин, цветы и старался найти дело, которое будет ему по душе, — так Жюльен-Жозеф Годе начал делать духи.
Первый бутик Godet открылся в Париже. Там родился древесный аромат Chypre, в основе которого лежат кедр, мох, роза и перец, — на его создание Годе потратил семь лет. Работа прославила Жюльена, и вскоре он переместился ближе к мировой парфюмерной столице. Причин было несколько. Например, возить сырье в Париж оказалось невыгодно. Но, главное, на него повлиял новый заказчик — один из величайших французских художников Пьер Боннар, который предложил создать цветочный парфюм для его жены. Боннар был без ума от своей супруги: он изображал ее практически на каждом полотне. На некоторых, кстати, можно разглядеть и элегантный флакон духов Fleurs des Reine, конечно, от парфюмера Годе.
Сан-Поль-де-Ванс быстро стал центром притяжения богемы. Здесь жил Матисс, без труда можно было встретить Шагала или Пикассо. В деревне до сих пор сосредоточено несколько десятков галерей, в которых работают художники и скульпторы. И все, кто приезжал в Сан-Поль тогда и сейчас, непременно отправляются в бутик, чтобы выбрать для себя парфюм.
Ручная работа и ограниченный тираж
«Нос» бренда — молодая француженка Соня, правнучка Жюльен-Жозефа Годе. Недавно ей исполнилось 30. К этому времени она успела поработать в Америке для таких крупных брендов, как Lancôme и Cartier, а затем вернулась в родной Сан-Поль, чтобы продолжить семейный бизнес. Она признается, что с самого детства испытывала огромный интерес к запахам: «Я полюбила парфюмерию, когда мне было четыре года. Старалась понюхать все, что меня окружало, и запоминала людей по их ароматам. Родители не успевали поймать меня, потому что мне было необходимо пробраться к каждому цветочку. Дедушка быстро заметил интерес и начал обучать меня. Он рассказывал все, что сам знал о парфюмерии и химии. А три года назад передал мне управление компанией».
Соня с трепетом рассказывает о своем любимом деле. О том, что Godet использует только натуральные компоненты в процессе производства, без синтетики и химикатов. О том, что география растений почти всегда ограничивается регионом: из цветов — роза, жасмин, тубероза, из фруктов — персики, лимоны и инжир. А еще она гордится тем, что все, начиная с масел и заканчивая флаконами, делается во Франции.
Каждый аромат — полностью ручная работа или, как говорят французы, artisanat — «ремесленный». Это объясняет ограниченные тиражи: при дедушке Сони флаконы даже были пронумерованы. Сейчас на некоторые позиции ведется лист ожидания: из-за особенностей работы с натуральным сырьем тираж ряда ароматов составляет не более 50 флаконов в год.
Сан-Поль-де-Ванс и новый бутик
Возрождение славы парфюмерного дома началось с открытия нового бутика — раньше он располагался на другой улице. Помещение было старое и маленькое, поэтому Соня решилась оживить место. Результат оказался впечатляющим даже для самой владелицы: бутик превратился в достопримечательность деревни.
Внутри — особенная таинственная атмосфера парфюмерного мира. Переступив порог, попадаешь куда-то в начало XX века и теряешься среди любопытных артефактов: туалетного столика бабушки, картин в золотых рамах, обветшалых книг, изящных флаконов, черно-белых фотографий, свежих цветов и высоких витрин со старинными пузырьками Godet. Соня признается, что не ожидала подобного успеха и не думала, что новый бутик будет притягивать такое количество туристов. Она рассказывает, что встречает каждого, кто приходит, не как покупателя, а как гостя — у себя дома. Понять путешественников легко, ведь купить парфюм Godet можно только здесь.
«Многие задерживаются у нас надолго, потому что мы погружаемся в беседы о семье, об ароматах и их истории. Я знаю, что некоторые туристы специально возвращаются в Сан-Поль просто для того, чтобы поздороваться со мной, — это очень приятно», — делится француженка.
Старинные формулы и новые ароматы
Часть ароматов воссоздана по оригинальной рецептуре прадеда Годе. Среди них, например, Petite Fleur Bleue, в пирамиде которого — фрезия, бутоны розы, жасмин и мох. Абсолютный бестселлер марки — триумф грасской розы Par Amour, придуманный в 1951 году.
И Folie Bleue — любимый аромат женщин эпохи ар-деко, созданный на заказ для музы Анри Матисса в 1925 году. В нем сочетаются фиалки, бергамот, кардамон и кедр. С этим парфюмом Жюльен-Жозеф Годе получил золотую медаль на выставке в Париже.
Что касается новых композиций, то их уже восемь. На создание одной обычно уходит около полугода: после того как парфюм готов, в течение шести недель происходит натуральный процесс мацерации — настаивание растений в жидких растворителях, затем вносятся некоторые правки в лаборатории в Грассе и, наконец, запускается процесс производства.
Первую работу — Voyage à Saint Paul — Соня создала как воспоминание о том времени, когда жила в Нью-Йорке и скучала по дому. Цитрусовый аромат сочетает в себе все то, что можно без труда найти в родной деревне: ноты морского бриза из лайма, танжерина и бергамота, холод мистраля с белым кедром и летнее солнце с послевкусием нероли.
Еще один аромат — Divinité — впервые был выпущен в 1924 году, затем переосмыслен Соней несколько лет назад в преддверии ее свадьбы. Кажется, что он похож на большой семейный праздник в одном из провансальских домов: в воздухе переплетаются сладкие ноты персика, ананаса, ванили и туберозы.
Русская эмигрантка и секрет нанесения парфюма
В 1921 году бренд Godet представил аромат Cuir de Russie. «Тогда мой прадедушка без памяти влюбился в русскую женщину, — рассказывает Соня. — Дедушка вспоминал, что она была очень красива! Он встретил ее во Франции — незнакомка оказалась эмигранткой, которая бежала от революции.
К сожалению, ей пришлось вернуться обратно, и прадед был ужасно расстроен. Между ними завязалась переписка. Жюльен специально создал парфюм, чтобы наносить его на бумагу», — так история превратилась в романтичную семейную легенду. Этот аромат подойдет как мужчинам, так и женщинам — в его сложной композиции сандал, гвоздика, тмин и бензоин. Не удивительно, что его чаще всего выбирают клиентки из России: «У вас много общего с француженками: чувство вкуса, взыскательность и требовательность. Англичане и американцы вежливо улыбнутся, даже если им не понравился аромат, а русские откровенно скажут то, что думают, — это помогает работать над собой и развиваться».
Кстати, многие покупатели отмечают, что заинтересовались ароматами Godet из-за того, что флаконы оснащены специальной системой нанесения парфюма, — это одно из нововведений Сони, на которое она получила патент. Вместо распылителя под золотистой крышкой установлен аппликатор, похожий на тот, что использовали в старину, — его девушка прикладывает к точкам импульса. По ее мнению, так нанесение аромата превращается в элегантный ритуал, который требует немного больше времени, но вместе с тем приносит удовольствие и отличается особым шармом. «Мой личный секрет — летом наносить парфюм под коленную чашечку. Когда вы наденете платье, ветер будет раздувать его подол и вместе с этим разносить удивительно легкий аромат ваших духов», — делится Соня.