Стиль
Впечатления 15 женщин-режиссеров в истории мирового кино, которых нужно знать
Стиль
Впечатления 15 женщин-режиссеров в истории мирового кино, которых нужно знать
Впечатления

15 женщин-режиссеров в истории мирового кино, которых нужно знать

Фото: Stephane Cardinale - Corbis / Contributor / Getty Images
Женщины снимали фильмы еще на заре кинематографа и успели доказать, что не менее самоотверженны, дерзки и изобретательны в своей работе, чем мужчины. Pink рассказывает о 15 выдающихся женщинах-режиссерах, создающих отличное кино и ломающих стереотипы.

Алис Ги-Блаше

Кто это. Француженка Алис Ги-Блаше — первая женщина-режиссер, один из первых режиссеров игрового кино в истории и первая владелица собственной киностудии. Алис Ги (Блаше она стала после замужества) фактически присутствовала при рождении кинематографа. В конце XIX века она устроилась секретаршей к Леону Гомону — предпринимателю, который сначала занимался фотооборудованием, а потом переключился кино и основал существующую по сей день киностудию Gaumont.

Алис Ги была так захвачена возможностями нового медиа, что стала изучать его на практике и снимать для Gaumont. Ги — один из первых режиссеров, начавших мыслить сюжетами: поначалу почти все картины были документальными съемками каких-то будничных событий, вроде прибытия поезда, запечатленного Люмьерами. Она сочиняла рассказы и экранизировала их, продюсировала все фильмы Gaumont и учила новых режиссеров. Переехав в США, Ги основала собственную киностудию Solax.

Что смотреть. Некоторые историки кино утверждают, что Алис Ги-Блаше сняла около 1000 фильмов, но, какой бы ни была эта цифра в реальности, до сегодняшнего дня дошло около сотни. Многие ее работы можно найти на YouTube, просто вбив в поиск ее имя. Пожалуй, среди них стоит выделить ее самый успешный фильм, снятый во Франции — «Жизнь Христа», —беспрецедентно масштабный для того времени по уровню бюджета и количеству задействованных актеров.

Лоис Вебер

Кто это. Лоис Вебер начинала как театральная актриса и певица. В 1908 году американское представительство студии Gaumont пригласило ее записать несколько песен для сопровождения своих немых фильмов. Благодаря этому Вебер познакомилась с упомянутой выше Алис Ги-Блаше и ее мужем Гербертом Блаше и заинтересовалась кино. В тот же год Вебер начала писать для Gaumont сценарии, а потом и снимать кино вместе со своим мужем Уэнделлом Смолли, твердо решив строить карьеру в новой индустрии.

Вебер стала одним из самых технически новаторских режиссеров того периода и постоянно экспериментировала с возможностями камер и другого оборудования. Осознавая ограниченные возможности женщин своего времени, Вебер часто рассказывала об их несправедливом положении через свои фильмы, а также решила заниматься обучением других женщин-кинематографистов.

Что смотреть. Как и в случае с Алис Ги-Блаше, многие сохранившиеся работы Вебер можно найти на YouTube через поиск по имени. Среди них можно выделить антиклерикальных «Лицемеров» — один из самых известных и обсуждаемых фильмов Вебер. Картина вышла в 1915 году и вызвала массу протестов не только из-за неприглядного изображения священнослужителей, но и из-за присутствия на экране полностью обнаженной женщины, что по тем временам было шоком.

Майя Дерен

Кто это. В 1940-е годы, после Великой депрессии, появились легкие и дешевые камеры, снимавшие на 16-миллиметровую пленку. Доступность и небольшой вес новинки техники способствовали появлению целой плеяды американских режиссеров-авангардистов, и Майя Дерен стала одной из самых выдающихся среди них. Дочь украинских иммигрантов интересовалась многими вещами — политикой, танцем, поэзией и искусством, а кинематограф помог ей объединить все эти страсти в одном медиа.

Смелая и самоотверженная, Дерен вкладывала много собственных денег и усилий не только в свои съемки, но и в популяризацию кинематографа через лекции и показы. Она снимала сюрреалистические фильмы, похожие на сны, экспериментируя с углом съемки и монтажом. Считается, что она одна из главных муз самого Дэвида Линча — тоже любителя сюрреализма и сновидческих сцен.

Что смотреть. У Дерен совсем небольшая фильмография, и ее картины тоже можно найти на YouTube. Пожалуй, среди них стоит выделить «Полуденные сети» — ее самую известную работу. «Сети» ей помог снять ее муж Александр Хаммид, а музыкальное сопровождение позже написал ее второй муж — композитор Тейджи Ито. Эта короткометражная лента показывает сюрреалистическое сновидение женщины, заснувшей в кресле жарким летним днем.

Дороти Арзнер

Кто это. Дороти Арзнер — одна из первых женщин-режиссеров Голливуда. Ее режиссерская карьера стартовала в конце 1920-х и продлилась до начала 1940-х включительно. Все это время Арзнер была единственной женщиной, снимавшей полнометражные художественные фильмы. Она одной из первых стала подвешивать микрофон для съемок на «удочку», что значительно влияло на качество фильмов, потому что раньше актеры были зажаты в действиях из-за статичных микрофонов.

Надо отдать должное упорству Арзнер: она решила работать в кино, посетив одну из студий в Лос-Анджелесе, и не постеснялась начать с должности простой стенографистки в Paramount Pictures. Потом ее повысили до сценаристки, а далее — до монтажера. Арзнер освоила новую специальность за полгода, а в 1922-м уже выпустила свой режиссерский дебют — немую драму «Кровь и песок». В 1929 году она выпустила свой первый звуковой фильм «Бурная вечеринка», для которого и придумала новый способ размещения микрофона на площадке.

Что смотреть. Арзнер — единственная, судя по всему, женщина-режиссер «золотого века» Голливуда — делала фильмы с яркими и независимыми героинями. Именно такой была роль Клары Боу в «Бурной вечеринке» — картине со всеми характерными для Арзнер приемами. Также можно смело смотреть любой фильм, снятый ею после 1932 года, когда она перестала работать с крупными киностудиями и обрела полную независимость.

Аньес Варда

Кто это. Об Аньес Варда уже многие годы говорят как о величайшей женщине в истории киноискусства. Некоторые исследователи кино считают ее предвестницей прославленной французской новой волны, но в то время она скорее относилась к родственной парижской группировке кинематографистов — режиссерам Левого берега. Варда и сама не стремилась к дружбе с хулиганистой новой волной, хоть и дружила с Годаром и Риветтом, она просто отлично чувствовала себя в своей самостоятельности.

Самая почитаемая женщина-режиссер в мире, внесшая важнейший вклад в развитие французского кино, начала свою карьеру в середине XX века и заставляет говорить о себе по сей день. Например, недавно 90-летняя Варда появилась на обложках авторитетных журналов The Gentlewoman и The Interview. При этом, несмотря на все свои регалии, свой первый и пока единственный «Оскар» она получила только в 2017 году за выдающиеся заслуги в кинематографе.

Что смотреть. В фильмографии Варда внушительный список документального кино и совсем немного полнометражных художественных лент. В этой категории можно выделить «Клео от 5 до 7» с размышлениями о смысле жизни и смерти через историю певицы в ожидании возможного фатального диагноза, а также «Счастье» — тревожную и намеренно сверхидиллическую картину, разрушающую стереотипы о любви и отношениях.

Лоне Шерфиг

Кто это. Датчанка Лоне Шерфиг — обладательница нескольких престижных кинонаград, среди которых, в частности, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля. Она училась в Национальной киношколе Дании и сначала работала режиссером на телевидении. К началу 1990-х она решила заняться кино и сняла свой первый фильм, но широкий успех пришел к ней десятилетием позже.

Шерфиг прославило участие в кинодвижении Ларса фон Триера «Догма-95», по идеям которого она сняла на ручную камеру романтическую комедию «Итальянский для начинающих». После этой картины о Шерфиг заговорили во всем мире. Фильм вышел в 2000 году и дал режиссеру возможность работать над международными англоязычными проектами с участием знаменитых актеров.

Что смотреть. Главным фильмом Шерфиг и по сей день остается «Итальянский для начинающих» — он захватил зрителей приятным чувством юмора и ощущением счастья. Вторая по успешности работа Шерфиг — драма 2009 года «Воспитание чувств», сделавшая звездой британскую актрису Кэри Маллиган и получившая три номинации на «Оскар».

Джейн Кэмпион

Кто это. Режиссер, сценарист и продюсер Джейн Кэмпион — первая и пока единственная женщина-режиссер, получившая «Золотую пальмовую ветвь» основного конкурса в Каннах. Критики сразу полюбили эту новозеландку, с самых первых ее фильмов. Начинала она, как и многие, с короткого метра, и ее третья работа «Кожура: Урок дисциплины» в 1986 году получила «Золотую пальмовую ветвь за короткометражный фильм» на Каннском кинофестивале.

С тех пор Кэмпион не раз приезжала в Канны с короткометражными и полнометражными работами, а в 1993 году наконец получила главный приз фестиваля за мрачную мелодраму «Пианино». Фильм также сделал Кэмпион второй женщиной, номинированной на «Оскар» за лучшую режиссуру. Успехи Кэмпион — это во многом заслуга ее железной воли и несгибаемости, и она не раз признавала, что на отношение к ней в индустрии негативно влияет то, что она женщина.

Что смотреть. Обязательно — ту самую прославленную готическую драму «Пианино». Еще — пронзительный фильм о любви поэта Джона Китса и Фанни Браун «Яркая звезда». Пожалуй, это лучшие работы Кэмпион.

Кира Муратова

Кто это. Советский и украинский режиссер Кира Муратова, которой не стало в июне этого года, была одним из ярчайших создателей авторского кино на территории стран бывшего СССР. Муратова — выпускница ВГИКа, ее режиссерская карьера началась в 1961 году, когда она поступила на работу в Одесскую киностудию. Она всегда умела отстаивать свои взгляды и держаться их как в кино, так и в жизни.

В ее фильмографии около двух десятков картин, в которых снимались такие известные актеры и актрисы, как Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Нина Русланова и Рената Литвинова. В 1990 году Муратова получила «Серебряного медведя» 40-го Берлинского кинофестиваля за двухсерийный фильм «Астенический синдром».

Что смотреть. В случае Киры Муратовой сложно советовать что-то конкретное — она умела делать разное кино, но со своим уникальным почерком в каждой ленте. Возможно, проще всего начать знакомство с ее фильмографией с криминальной комедии «Настройщик». Еще непременно стоит посмотреть «Астенический синдром», «Чувствительного милиционера» и «Короткие встречи».

Лукресия Мартель

Кто это. Представительница нового аргентинского кино Лукресия Мартель впервые взяла в руки камеру в возрасте 15–16 лет с подачи отца и стала постоянно снимать свою семью и все, что происходило вокруг. Мартель поступила в единственную бесплатную киношколу в Аргентине — Национальную экспериментальную киношколу в Буэнос-Айресе, но почти сразу та закрылась из-за экономического кризиса, и девушка была вынуждена заняться самообразованием — у нее просто не было денег на платную учебу.

Первая же полнометражная работа Мартель «Топь» заставила заговорить о ней как о выдающемся молодом таланте. Эта картина Мартель получила номинацию на главный приз Берлинского кинофестиваля, а следующая ее работа «Святая» — номинацию на «Золотую пальмовую ветвь». Мартель так уважаема в мире кино, что и сама получала приглашение в жюри названных выше фестивалей.

Что смотреть. У Мартель пока всего лишь четыре картины в фильмографии, поэтому посмотреть их все, начиная с «Топи».

Сюзанна Бир

Кто это. Еще одна датчанка Сюзанна Бир несколько лет изучала архитектуру, прежде чем переключиться на кино. В 2002 году она познакомилась со сценаристом Андерсом Томасом Йенсеном, вместе они сформировали сильный авторский тандем. Бир быстро покорила датскую аудиторию умением подмечать тонкости жизни.

Вскоре оказалось, что у Бир получается снимать так, что ее картины становятся интересны не только локальной, но и мировой аудитории. Бир стала первой женщиной-режиссером, кому удалось обзавестись комплектом статуэток «Оскара», «Золотого глобуса» и премии Европейской киноакадемии.

Что смотреть. На сегодня лучшие работы Бир — драмы «Братья» и «Второй шанс», а самая знаменитая — это, пожалуй, шпионский мини-сериал «Ночной администратор» с Томом Хиддлстоном в главной роли, которым Бир доказала, что умеет ловко балансировать между искусством и развлечением.

София Коппола

Кто это. София Коппола — самая известная женщина-режиссер нашего времени, а возможно, и в истории. Дочь Фрэнсиса Форда Копполы сначала пробовала себя на актерском поприще, но не стала идти наперекор негативным отзывам критиков и решила заняться режиссурой. София быстро смогла сделать так, чтобы о ней думали в первую очередь как о самостоятельном режиссере, а не о дочери американского мэтра, которая тоже снимает кино.

Она с ходу сняла культовый фильм — иначе и не назовешь ее дебютную полнометражную картину «Девственницы-самоубийцы». С тех пор каждая новая работа Копполы неизменно становится событием в мире кино. Оригинальный стиль, мастерская передача тонких душевных переживаний и умение перенести зрителя в уникальную атмосферу своих фильмов превратили Софию Копполу в одну из самых уважаемых женщин-режиссеров настоящего времени.

Что смотреть. Все. Коппола — один из тех режиссеров, у которых просто нет проходных фильмов, а небольшая (пока что) фильмография позволяет освоить ее творчество за выходные.

Кэтрин Бигелоу

Кто это. В 20 лет Кэтрин Бигелоу была молодой талантливой художницей из Калифорнии, выигравшей стипендию нью-йоркского Музея Уитни. Сегодня она первая женщина в истории кино, получившая «Оскар» за режиссуру и за лучший фильм, бывшая жена режиссера «Аватара» Джеймса Кэмерона, который поддерживает ее и после развода, осознавая масштаб ее таланта.

Бигелоу снимает в жанрах, которые традиционно считаются мужскими: боевик, фантастика и хоррор. Получается брутально и энергично. На заре своей карьеры, учась на кинокритика, Бигелоу была поклонницей европейского кино, а потом поняла, что устала от философствований и хочет снимать лихие фильмы вроде «Грязных улиц» Мартина Скорсезе и «Дикой банды» Сэма Пекинпы.

Что смотреть. Можно начать с ленты «На гребне волны» — это первый успешный фильм Бигелоу, да еще и с молодым Киану Ривзом, пытающимся стать серфером. А потом по порядку смотреть другие наиболее удачные ее работы: «Странные дни», «Повелителя бури» и недавний «Детройт».

Малгожата Шумовская

Кто это. 2010-е выдались тучными для польского кино — за эти годы местные режиссеры сняли немало интересных фильмов, которые с удовольствием разбирали в свои программы европейские кинофестивали. Малгожата Шумовская — один из выдающихся представителей этой волны. То, что Шумовская — крупный режиссер, было понятно еще в конце 90-х: она училась в Высшей государственной школе кинематографии, театра и телевидения в Лодзи, и ее учебные работы уже тогда привлекали внимание фестивалей.

Работы Шумовской часто вызывают противоречивые отзывы критиков, и это, как правило, признак того, что на режиссера стоит обратить внимание. Она умудряется делать серьезные вещи с умными метафорами, а потом использовать те же приемы в комическом ключе, ничуть не теряя авторского взгляда и глубины тем, с которыми работает.

Что смотреть. На сегодняшний день в фильмографии Шумовской особенно выделяются фильмы «33 сцены из жизни», «Лицо» и «Во имя...».

Линн Рэмси

Кто это.

Когда-то шотландке Линн Рэмси сказали, что она не сможет снимать кино, потому что у нее не хватит сил носить на себе камеру, а на сегодняшний день она уже давняя любимица Каннского кинофестиваля. Впервые там услышали о ней в 1996 году, когда в конкурс короткометражек попала ее выпускная работа «Маленькие смерти», получившая приз жюри. С тех пор Рэмси регулярно появляется в Каннах, чтобы презентовать свои новые работы.

Линн Рэмси славится непреклонностью по части своего видения каждого проекта. Она может отказаться от фильма со звездными актерами, если продюсеры пытаются влиять на нее. Можно считать это самонадеянностью, но в случае Рэмси это скорее адекватное понимание своих возможностей. Не зря журналистам так понравилась ее оригинальная идея адаптации романа «Милые кости», которая сделала бы картину не похожей на книгу, и так не понравилась адаптация Питера Джексона, которого продюсеры решили взять режиссером вместо Рэмси.

Что смотреть. Рэмси — режиссер, у которого стоит посмотреть даже короткометражки, их у нее всего четыре, и они доступны на YouTube. Полнометражных фильмов у нее тоже пока только четыре — можно посмотреть все за один день. Чтобы не растеряться от ее деконструкции жанров и необычного угла зрения на повседневные проблемы, стоит почитать разборы ее картин, и тогда их тонкость под завесой грубости будет особенно заметна.

Наталия Мещанинова

Кто это. Еще недавно казалось, что Наталия Мещанинова в первую очередь сценарист: она написала сценарий к одному из самых обсуждаемых фильмов прошлого года «Аритмии» и одному из лучших фильмов этого года «Войне Анны». А до этого года самыми известными номерами ее режиссерского портфолио были несколько эпизодов нарочито реалистичного сериала Валерии Гай Германики «Школа» и отличная, но не ставшая популярной драма «Комбинат ”Надежда”».

Однако этим летом Мещанинова наконец вышла из тени более именитых снимающих коллег, показав на главном российском кинофестивале «Кинотавр» свою новую работу — «Сердце мира». Картина была отмечена основной наградой фестиваля, а исполнитель главной роли Степан Девонин — призом за лучшую мужскую роль. Через пару месяцев после «Кинотавра» «Первый канал» наконец выпустил трогательный сериал Мещаниновой «Красные браслеты».

Что смотреть. Список обязательного к просмотру у Мещаниновой пока небольшой: «Комбинат ”Надежда”», «Сердце мира» и «Красные браслеты». Можно также обратиться к фильмам, для которых она писала сценарии.