Умные женщины советуют документальные фильмы Beat Film Festival
Катя Федорова
fashion-эксперт, журналист, автор телеграм-канала Good Morning, Karl
«Cерые сады», реж. Альберт и Дэвид Мэйслесы
«"Серым садам" уже более 40 лет, но в Россию фильм приезжает впервые. Он считается одним из главных шедевров жанра документального кино. Однажды братья Мэйслес, режиссеры нашумевшей документалки Gimme Shelter o группе Rolling Stones, получили заказ от Ли Радзивилл, сестры бывшей первой леди США Джеки Кеннеди. Аристократка хотела снять фильм о своем детстве на престижном курорте Хэмптонс. Фильм не сложился, однако в процессе съемок Мэйслесы познакомились с эксцентричными тетушкой Джеки Эдит Бувье Бил и ее дочерью Маленькой Эдди и сразу поняли, что именно они должны стать главными героинями их следующей работы.
Женщины проживали в некогда роскошном, а теперь покрытом паутиной и кошачьими фекалиями особняке "Серые сады", не особо выходили в мир, где их считали чокнутыми, предпочитая щеголять безумными нарядами, петь песни из мюзиклов и обсуждать ушедшую молодость и упущенные возможности исключительно в компании друг друга и забредших в гости енотов. Братьям Мэйслес удалось заснять их причудливый мир во всей красе, не нарушая его хрупкого равновесия и не пытаясь помочь или осудить, тем самым предвосхитив весь жанр реалити-телевидения.
Странные, но порой очень стильные наряды, которые Маленькая Эдди залихватски миксует из остатков былой роскоши и старых вещей из гардероба Джеки Кеннеди, уже почти полвека вдохновляют дизайнеров от Джона Гальяно до Канье Уэста.
Фильм будет интересен тем, кого привлекает мода, а также всем, у кого есть сердце и чудаковатые родственники».
Паня Кириллина
автор телеграм-канала Психо Daily, радиоведущая на «Серебряном дожде»
«Социальные животные», реж. Джонатан Грин
«Если коротко, "Социальные животные" — это очень доходчивый рассказ о том, что такое быть инстаграм-инфлюэнсером и строить свою жизнь вокруг лайков. Наверное, такое кино — черт возьми, о блогерах — не было бы никому нужно, если бы Джонатан Грин не превратил его в антропологическое исследование.
Главные герои — большие и маленькие блогеры, которых не связывает ничего, кроме привычки выставлять свою жизнь на витрину, — объясняют самую суть людей поколения Z: их мотивации, психологические деформации, виртуальный этикет, модель выстраивания отношений с внешним миром — словом, новые ценности, которые миллениалам привила диджитал-эра. Собеседники Грина — трогательные и очаровательные, по-тинейджерски нелепые и наивные, но они понимают, как продавать себя, не хуже, чем взрослые дяди и тети в большом шоу-бизнесе.
Если хотите, "Социальных животных" можно рассматривать в качестве детальной инструкции, как добиться киберпопулярности. И одновременно в качестве предупреждения о том, что будет, если она на вас свалится: с виртуальными преследованиями, буллингом и душевным распадом. А еще это кино и про обычных людей тоже — о том, как выжить на ярмарке тщеславия и не потерять себя».
Екатерина Дементьева
куратор «Издательства Яндекса», куратор журфака Московского международного университета, соучастница канала Психо Daily
«Очень круто, что поп-культуру и приметы настоящего можно постигать через прямые трансляции: вот принц Гарри женится на актрисе Меган Маркл, вот Бейонсе дает убийственной силы концерт на "Коачелле", вот Tesla с манекеном летит в космос. Все классно и можно отмотать вперед-назад, а кто не понял — тому десятки медиа наперебой покажут "главные моменты события", "что не так с..." и "реакция соцсетей".
С концом XX века и началом нулевых так не было, и это оставляет приятную интригу, некоторую недосказанность, благодаря чему так интересны все бесконечные возвращения к 80-м и 90-м. Смешно: надписи кириллицей на модных свитшотах выглядят устаревшими через два месяца, а шрифты из сериала "Очень странные дела" — нет.
Три моих самых ожидаемых фильма фестиваля Beat — истории из недавнего прошлого, про которые далеко не до конца все понятно».
«Сто лет дизайна», реж. Филипп Задорожный, Макси Шилов, Евгений Евграфов и др.
«Супергруппа лучших российских дизайнеров — Гордон, Гладких, Барбанель, Ивановский, Михайлов и другие — рассказывает обо всем важном, что случилось с мировым дизайном за последние 100 лет, от Алвара Аалто до яблока на "Маке". Это суперконцентрированный и скоростной ликбез про то, как научиться понимать принципы хорошего дизайна, — первый такой на русском языке. Мне ужасно приятно, что "Издательство Яндекса" помогло случиться этой истории, хотя главная заслуга тут — прекрасной Наташи Климчук из агентства Bang! Bang!, которая эту историю придумала и запустила».
«Баския: взрыв реальности», реж. Сара Драйвер
«В 1999 году бывший дилер из Бруклина увидел работу Баскии в солидной книге по искусству. Тогда он пошел, снял с петель дверь своего бара и спрятал ее в гараж: он знал художника под именем Майк и продавал ему героин, Майк чего-то малевал на двери. Баския умер от передозировки в возрасте 27 лет еще в 1988-м, дверь оставалась одной из последних его работ. Сын выходцев с Гаити и из Пуэрто-Рико, бездомный, граффитчик, нойз-музыкант и один из самых сексуальных людей Нью-Йорка, которого в конце жизни так же активно продавали воротилы вроде Гагосяна, как подделывали уличные торчки, одна из самых энигматичных фигур 80-х. Идеальный персонаж режиссера Сары Драйвер, продюсера ранних фильмов, а позднее — жены Джима Джармуша».
«Заткнись и играй на рояле», реж. Филипп Джедике
«В лучшие дни моей жизни по утрам происходит одна из двух вещей: у меня в голове играет или альбом Чилли Гонсалеса Solo Piano, или альбом Чилли Гонсалеса Solo Piano II. Это один из самых великолепных людей на свете, и я обожаю в нем все: его манеру выглядеть как эксцентричный английский дядюшка (вообще, он канадец, подавшийся в Берлин), его рэп, его сборники этюдов, его объяснительные видео про то, как устроены хиты вроде Get Lucky, его знаменитые концерты, где он сквернословит и топчет рояли, — как это и случилось в "Солянке" в 2009 году».
Надежда Папудогло
автор книги #тыжемать, главный редактор сайта «Мел».
«Обычно я пишу о родителях и для родителей, поэтому и фильмы выбрала такие, которые будет не просто интересно, но, может быть, в чем-то и полезно посмотреть. Потому что родители, так или иначе, все равно во всем найдут что-то свое родительское, а при известной степени рефлексии попробуют осмыслить. В программе фестиваля три фильма о детях. Нет, это не маленькие дети, это подростки, очень разные, но все настоящие, не вызывающие сомнений и подозрений в постановочности».
«Хэй, бро!», реж. Александр Элькан
«Если вы живете в Москве и бываете в центре, вы наверняка хотя бы раз видели подростков, которые залезают на опоры Крымского и Пушкинского моста. Если вы видели и думали, что они просто пьяные и не в себе, то вам надо посмотреть этот фильм. Если вы видели и просто задумывались, что это и зачем, тоже обязательно посмотрите. Потому что все это совсем о другом, а на выходе — прекрасный фильм о взрослении тех, кому хочется быть свободным и вроде бы уже все решающим самостоятельно. Собственно, два других фильма — они тоже о взрослеющих детях, подростки всегда прекрасная тема и для документального кинематографа, и для художественного. Как открытие Америки, но каждый раз заново».
«Социальные животные», реж. Джонатан Грин
«В редакционной статистике темы про подростков-блогеров/влогеров всегда бьют рекорды по просмотрам, тем самым, родительским. Потом еще тысячи комментариев, как ко всему этому относиться. Собственно, вот вам ответ — три истории школьников, каждая через "Инстаграм", давайте просто посмотрим и поймем, что есть общее течение нашей жизни, сейчас оно вот такое, а если вы до сих пор не готовы в это поверить, просто разархивируйте свой "Живой журнал" и почитайте записи 15-летней давности».
Skate Kitchen, реж. Кристал Мозель
«Если у вас девочка и она просит купить ей скейт, то вы, как правило, сомневаетесь. Ваша девочка подрастает и в итоге сама покупает себе скейт, потому что очень хочется. Мозель снимает историю о группировке скейтбордисток, так кажется сперва со стороны, а по факту это история про взрослеющих девочек, о том, как они живут в этом мире и к нему относятся, как они выстраивают свои роли и отношения. Американские подростки, к слову, ничем не отличаются от российских, так что чужой реальности можно не бояться».
Лиза Окулова
журналист, автор телеграм-канала PopCornHub
«Лица, деревни», реж. Аньес Варда
«За этот фильмы Аньес Варда была номинирована на "Оскар", но смотреть его нужно не из-за "Оскара", а из-за Аньес. Она начинала как фотограф и фотожурналист, и даже в ее игровых картинах искусство смешивается с реальностью, создавая эффект непредсказуемости. Например, в "Пуэнт-Курте" вместе с профессиональными актерами снимались жители деревни, а один из самых известных ее фильмов "Без крыши, вне закона", получивший "Золотого льва", снят в жанре мокьюментари: актеры, глядя в камеру, рассказывают, что они думают о героине. "Случай всегда был моим лучшим помощником", — говорит об этом сама Варда.
На этот рад Аньес Варда вместе с художником JR разъезжает по маленьким французским городам и деревням на фургоне, превращенном в фотобудку: они поют песни из 70-х, покупают рыбу и ищут могилу Анри Картье-Брессона. В фотобудку приглашаются местные жители, а затем их гигантские портреты украшают стены городов. Аньес и JR остаются главными героями этого роуд-муви, своим гостям и персонажам они не дают оценок, а лишь просят одолжить на секунду душу, чтобы в очередной раз заявить: искусство — единственное, что действительно подтверждает наше существование. Уж точно никак не наши несовершенные тела, которые постепенно приходят в негодность. Аньес вот-вот исполнится 90, и она теряет зрение — это тоже обыграно в фильме. Так что "Лица, деревни" вполне могут стать последним фильмом, но явно не потому, что ей нечего больше сказать».
Надя Грицкевич
певица и музыкант, лидер проекта «Наадя»
Nuntius: Jimi Tenor & Jori Hulkkonnen (live), реж. Джими Тенор и Йори Хулкконен
«Как большая поклонница фикусов, Кубрика и Тарковского, сразу заинтересовалась этим фильмом. Несмотря на то что сложный жанр авторского Sci-Fi таит в себе опасность оказаться чьим-то дурным сном, думаю, это кино стоит посмотреть. Во-первых, потому что там музыка Джими Тенора и Йори Хулкконена, исполненная вживую. Во-вторых, потому что удивительное пространство Плутон создаст самую подходящую атмосферу для этого путешествия. Дресс-код: шапочка из фольги».