Коллекционный номер: «РБК Стиль» об искусстве в широком понимании
Искусство давно вышло из галерей и музеев на модные подиумы мировых столиц, известные художники все плотнее работают с брендами, и не только создают принты для одежды или перерабатывают аксессуары, но и все активнее занимают пространство улиц, делая масштабные проекты паблик-арта, как это случилось, к примеру, в Риме. Скульптор Джузеппе Пеноне, величайшее имя в итальянском современном искусстве, при поддержке Fendi установил большое бронзовое дерево с мраморной глыбой, запутавшейся в его ветвях, в историческом центре Вечного города.
Другие марки — вроде Gucci — нанимают молодых художников, найденных в Instagram, для создания огромных стен-билбордов, но не со стилизованными изображениями сумок или платьев, а с околополитическими надписями, которые потом появляются также поверх принтов на одежде бренда, будто по-хулигански написанные маркером. «Здравый смысл не так уж здрав», — написала молодая художница Коко Капитан на стенах миланского и нью-йоркского домов, а потом и на толстовках с футболками.
Современное искусство не призвано создавать исключительно красивую картинку, которая будет нравиться всем. Оно может быть чрезвычайно неудобным — физически и метафизически, а спектр его интересов предельно широк — от поиска идентичности, рассуждений о проблемах беженцев, бытового, неожиданного и глобального насилия, природных катастроф и войн до воспевания кропотливого ручного труда и различных художественных практик только ради самого этого процесса.
Именно поэтому темой модного сентябрьского номера стало искусство — в самом широком понимании этого слова. Искусство как мода. Искусство как средство. Искусство как мастерство. Искусство как заявление. И выбор героя нашей обложки не случаен: работы известного японского художника Такаси Мураками продаются в европейском мире за миллионы евро, но он по-прежнему до конца не принят культурным сообществом родной страны, его картины и скульптуры — яркие и запоминающиеся, как комиксы, где-то граничащие с китчем, в противоположность своему внешнему виду зачастую говорят о серьезных вещах.
Осмысляют жизнь японского народа после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и аварии на АЭС «Фукусима-1», пытаются найти ответ на вопрос о месте человека в глобальном мире, исследуют путешествия личности по вымышленным мирам и зависимость от сексуального влечения. Для этого сентябрьского, по-настоящему коллекционного номера Такаси Мураками разработал новый вариант нашего логотипа, литеры S, которая теперь выглядит как одна из его живописных работ.
Это не случайно — 29 сентября в Музее современного искусства «Гараж» откроется его первая в России масштабная ретроспектива.
Искусство — оно повсюду. И теперь в ваших руках тоже.