Что чувствовать и смотреть на выставке Тино Сегала в Москве
Никаких вывесок на фасаде музея, описаний работ на стенах, лежащих стопками пресс-релизов, рекламных баннеров, сувениров или буклетов — британский художник-визуалист Тино Сегал спрятал первую российскую выставку и свои работы так, словно они — просто случайные жизненные ситуации, в которые попадаешь каждый день. Такие, как чей-то ребенок, вдруг хватающийся за твое колено на глазах у родителей — или случайно подслушанный телефонный разговор, полный на удивление актуальных мудростей и откровений. «Лучше всего идти на выставку Сегала совсем не подготовленными», — говорят организаторы на первом пресс-показе, который начинается во вторник утром во дворе Музея архитектуры имени Щусева. Хотя иметь представление о художнике, определенно стоит, — знать, что он предлагает не перформансы, не занимательное театральное действо, но «ситуации», из которых каждый вынесет персональный опыт — тот, которого многие ищут, к примеру, по несколько раз ходя на одни и те же иммерсивные спектакли. Активно интересующиеся современным искусством могут помнить Сегала как лучшего художника 55-й Венецианской биеннале современного искусства (2013), получившего «Золотого льва», конкретные выставки — в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (2010), лондонской Тейт Модерн (2012), парижском Пале де Токио (2016) — или работы (в амстердамском Стеделике в 2015 году это мог быть, к примеру, стриптиз средь бела дня, рядом с различными полотнами и скульптурами). Интереснее всего находить Сегала случайно: если видите очевидно не вписывающиеся в музейные будни сцены — скорее всего, это он.
«Тино Сегал предлагает новый взгляд на искусство — встречу с ним здесь и сейчас, — отмечает Зельфира Трегулова, директор ставшей одной из площадок проекта Третьяковской галереи. — Художник говорит о ценности сиюминутного. Он создает ситуации, которые не могут быть тиражированы, их нельзя воспроизвести, к ним невозможно вернуться — у зрителя остаются только воспоминания».
В суть работ перед походом на выставку лучше не вникать — чтобы они застали вас врасплох и оказали максимальный эффект. Ожидайте серьезных вопросов и откровений, иногда — необходимости долго вглядываться в темноту, чтобы увидеть во флигеле «Руина» в МУАРе, к примеру, работу «Поцелуй (чистая версия)» (2006) — и погружения в другие плоскости сегаловского искусства.
Мэр Венеции Джорджо Орсони вручает «Золотого льва» Тино Сегалу как лучшему художнику 55-й Венецианской биеннале современного искусства (2013)
Если шагать в полную неизвестность не слишком хочется, вот ряд подсказок и кратких описаний того, что ближайшие две недели будет происходить в Новой Третьяковке. Искать «объекты-ситуации» там предлагают в залах четвертого этажа, где выставлено искусство XX века. Двигаясь на звук, вы окажетесь в зале с «ситуацией» «Это пропаганда», когда музейный сотрудник пропевает строчку «This is Propaganda», а в финале объявляет автора и название произведения. В следующем зале — отличная от той, что можно видеть в МУАРе, и одна из самых знаменитых «ситуаций» Сегала — «Поцелуй». Ее участники — два танцора. На фоне модели скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» и монументальных полотен Александра Герасимова «Первая конная армия» и «Сталин и Ворошилов в Кремле» они целуются, медленно меняя позы. Из наблюдения за «сконструированной ситуацией» становится понятно, что участники языком пластики воспроизводят цитаты из знаменитых произведений искусства: «Поцелуев» Огюста Родена, Константина Бранкузи и Густава Климта.
Еще одна работа Тино Сегала в Новой Третьяковке — его первое произведение с длинным названием «Вместо того чтобы позволять чему-либо возноситься к твоему лицу танцуя Брюса и Дэна и другое» (2000). На полу лежит одетая в обыкновенные черные джинсы и синюю кофту девушка. Она извивается, непрестанно меняет положение, а зритель вовлекается в своего рода ритуал и начинает переосмыслять музейную культуру и музейные правила в целом.
Как и многие герои его работ, — например, «Этого прогресса» (2006), которую можно увидеть в МУАРе, — Тино Сегал отказывается от материальности, потому что в мире, по его мнению, и так слишком много вещей. И вместо того чтобы загромождать его своим творчеством, художник стремится расширить физические и социальные пространства искусства.
Проект «V-A-C Live: Тино Сегал» в Новой Третьяковке и Музее архитектуры имени А. В. Щусева можно увидеть с 1 августа по 14 сентября. В рамках выставки организована образовательная программа, посвященная, в частности, взаимодействию визуального искусства и искусства танца. Она разработана Рио Руцингером из команды фестиваля ImPulsTanz в Вене. Ознакомиться с расписанием можно здесь.