Гид по MIEFF: какое экспериментальное кино стоит увидеть
«EXPRMNTL» Брехта Дебакера
Фильмом открытия фестиваля MIEFF в этом году станет лента режиссера Брехта Дебакера «EXPRMNTL». Такое же название носил фестиваль экспериментального кино, который между 1949-м и 1974 годом пять раз проводился в бельгийском городе Кнокке. Брехт Дебакер снял историю о том, как заброшенное казино приморского курорта превратилось в место сбора кинематографистов-экспериментаторов. Здесь в дни между Рождеством и Новым годом сталкивалось искусство буржуазии и контркультуры, а сам фестиваль способствовал развитию визуальной культуры. Для Дебакера важно было ответить на вопрос, что такое экспериментальное кино и где проходят его границы. Также в день открытия MIEFF зрители увидят перформанс актера, режиссера и основателя «театра post» Дмитрия Волкострелова.
Ретроспектива Апичатпонга Вирасетакула
Апичатпонг Вирасетакул — независимый режиссер из Таиланда, в 2010 году получивший главный приз Каннского кинофестиваля. Его картины отличаются нетрадиционной структурой повествования, а критики интерпретируют их как «текучее, бесплотное скопление диковинных знаков, которые лишены поддающегося расшифровке смысла». На фестивале MIEFF совместно с музеем современного искусства «Гараж» будут показаны ранние киноработы Апичатпонга. Помимо короткометражек тайца будет и его первый полный метр — «Неопознанный полуденный объект». Его режиссер снял безо всякого сценария. Вместе со съемочной группой Вирасетакул проехал с севера на юг Таиланда, предлагая жителям селений, в которые они заезжали, продолжать и дополнять историю про мальчиков-двойников. А после собранные истории пересказали непрофессиональные актеры. Также на MIEFF покажут первую короткометражную работу режиссера, снятую еще в студенческие годы. Центральный образ пятиминутной ленты «116643225059» — мерцающее изображение матери Апичатпонга, сопровождаемое звуковой нарезкой их телефонных разговоров. Ретроспектива Апичатпонга Вирасетакула пройдет 21 и 22 июля в летнем кинотеатре Garage Screen.
Ретроспектива Тошио Мацумото
Режиссера и видеохудожника Тошио Мацумото называют классиком японского киноавангарда. Именно его полнометражную картину «Похоронная процессия роз» Стэнли Кубрик назвал в числе источников вдохновения при работе над своим «Заводным апельсином». На MIEFF покажут шесть короткометражек Тошио Мацумото. Образы танцующих на дискотеках японских хиппи будут сменяться на экране плывущим по городу глазным яблоком, а ткачи района Нисидзин в Киото — рыжеволосой женщиной, «подсвеченной» при помощи инфракрасной пленки. Лента «Для поврежденного правого глаза», снятая на 16-мм пленку, — режиссерская версия конфликта 1968 года в Японии, когда страна переживала общественный перелом. А в 12-минутном «Следе памяти» на экране появится сам Мацумото.
«Для поврежденного правого глаза», Тошио Мацумото
«Медея» Франса Звартьеса
Сьюзен Сонтаг называла голландца Франса Звартьеса «важнейшим экспериментальным режиссером поколения». В Москве покажут его кинематографический перформанс «Медея», в основу которого легла античная трагедия Еврипида. 50-минутная драма, которую на сцене разыгрывают две почти обнаженные актрисы, редко демонстрировалась публике. При этом именно ее Сонтаг включила в число своих любимых картин. Главным объектом съемок Звартьеса была его жена Трикс. Он обожал ее и особое внимание уделял изучению камерой ее тела. В «Медее» съемка сосредоточена в первую очередь на крупных планах женского тела.
Ретроспектива Владимира Кобрина
Российского режиссера-экспериментатора Владимира Кобрина называли «Хлебниковым научного кино», «поэтом поэтов» и «гениальным идиотом». Его кинематограф — загадка, бесконечная зашифрованность непрерывно меняющихся образов, символов и цветов. В рамках MIEFF покажут пленочную ретроспективу его фильмов, состоящую из двух частей. Первая — «Руины» — своеобразное изображение разрушенной европейской науки. Вторая — «Метаморфозы» — фильмы о глобальных переменах, произошедших в обществе. Завершится ретроспектива Владимира Кобрина лентой «GraviDance», которую режиссер называл своей любимой. Несмотря на аллегорическое изображение человеческих пороков и рассуждения о жизни и смерти, 25-минутная картина лишена пессимизма, присущего многим фильмам Кобрина.
«Шестьдесят шесть» Льюиса Клара
«Шестьдесят шесть» — лента режиссера Льюиса Клара, над которой он работал более 13 лет. В итоге получился фильм-коллаж, наполненный героями греческой мифологии, персонажами «бульварного чтива» шестидесятых годов прошлого века и образами, напоминающими те, что населяют полотна художника Роя Лихтенштейна. Помимо образов Клар профессор Калифорнийского университета тщательно продумал и звуковой ландшафт «Шестьдесят шести».
Видеопьеса «Республика»
Фестиваль экспериментального кино MIEFF закроется видеопьесой для флейты «Республика». В ее основу легла запись с кассеты, найденной в архиве. Съемка была сделана в 90-е годы, возможно, для сюжета или репортажа, а возможно, это был просто профессионально сделанный видеодневник об отпуске. В итоге спустя 20 лет найденные панорамы морских и горных пейзажей неназванной земли вдохновили режиссера Дину Караман и композитора Ивана Бушуева на создание видеопьесы для флейты с участием одного исполнителя.
Полную программу фестиваля экспериментального кино MIEFF можно найти здесь.