Темная сторона Земли: новый альбом Роджера Уотерса
Предыдущий студийный альбом Роджера Уотерса «Amused to Death» выходил почти четверть века назад, во времена Билла Клинтона, Бориса Ельцина и первых интернет-сайтов, и был концептуальной пластинкой, рассказывающей о войне в Персидском заливе и зомбирующей силе телевидения. В заголовок нынешнего вынесен риторический вопрос «Is This The Life We Really Want?» и, как справедливо предположит всякий, кто хоть немного знаком с творчеством главного идеолога в Pink Floyd, разговор, в который он втягивает слушателя, не будет легким, а музыка, под которую он произойдет — веселенькой. В начале альбома 73-летний патриарх социально активного прог-рока жирными угольными мазками рисует безрадостную картину ближайшего будущего. Храмы разрушены. Банкиры жиреют. 99% населения Земли — дураки или алкоголики. Даже речная форель, превратившись в гермафродитов, уже не плодится и не размножается. Кажется, что до Страшного суда остались считанные дни. Впрочем, для поклонников Pink Floyd в этом тоже нет ничего нового. Роджер Уотерс всегда оценивал перспективы человечества пессимистически, и в той же песне он признается, что описанная им дистопия — это дежавю.
Темнота в глазах смотрящего. Роджер Уотерс, автор концепций самых известных и успешных альбомов Pink Floyd, покинувший группу в 1984-м, остро воспринимает каждый выстрел, раздавшийся на планете, и слезинку каждого осиротевшего ребенка. Причину большинства трагедий на Земле рок-музыкант, потерявший во Второй мировой войне отца, видит в игрищах циничных политиков. В 1980-х Роджер Уотерс в своих песнях колол рапирой иронии Рональда Рейгана, Леонида Брежнева и Маргарет Тэтчер. В 2017-м он, никого и ничего не боясь, палит из своей пушки по Дональду Трампу, которого на изысканном английском называет «дуралеем» (nincompoop). Дело тут, конечно, не только в Трампе, вокруг которого сейчас сгущаются тучи импичмента.
Титульная песня нового альбома Роджера Уотерса, в которой критика реальности звучит с особой горечью, основывается на стихотворении, написанном рок-музыкантом в 2008-м, еще при Джордже Буше-младшем и вице-президенте Дике Чейни. За эти годы ничего не изменилось: наверху — жиреющие циники или дураки, внизу — люди гибнут за еду. Но вину за то, что так происходит, Роджер Уотерс предлагает по справедливости разделить всем нам, молчаливым и бесстрастным наблюдателям происходящего, парализованным своими смартфонами и телеэкранами. Независимо от пола, расы, места прописки и вероисповедания.
Впрочем, «Is This The Life We Really Want?» заряжен не только энергией левацкого протеста и не всегда скорбен как реквием по гуманистическим идеалам. Там есть и юмор, который оценят преданные поклонники вселенной Pink Floyd, и романтическая линия. Самая красивая и неожиданная песня альбома называется «Wait for Her». Это любовная серенада, в которой простые линии слов и мелодии сплетаются в изысканный арабский узор. Но и тут Роджер Уотерс не смог обойтись без политики. Песня написана на стихи национального палестинского поэта Махмуда Дарвиша. Как известно, Роджер Уотерс — один из главных публичных борцов за независимость Палестины и пылких критиков Израиля. Поэтому та единственная, которую ждет и вожделеет его лирический герой в «Wait for Her», — необязательно женщина из плоти и крови. Скорее всего, это Свобода как идея.
«Is This The Life We Really Want?» встраивается в дискографию Роджера Уотерса как идеальный кирпич в величественную стену. Не только по задумке, выбору сюжетов и тем, но и по звуку. Наполненный отсылками к «The Dark Side of the Moon», «The Wall», «Wish You Were Here» и «Animals», он записан в стилистике классических альбомов Pink Floyd. Ранее привлекавший к записи сольных пластинок супергероев гитары Эрика Клэптона и Джеффа Бека, Роджер Уотерс в этот раз мудро сделал ставку на более молодое поколение и подобрал себе идеальных коллабораторов: гитариста Джонатана Уилсона, который даже выглядит как Дэвид Гилмор, и продюсера Найджела Годрича, который превратил Radiohead в современных преемников Pink Floyd. Сойдясь вместе, эта троица записала другую версию альбома-эпилога, который итожит путь великой британской группы, собранной студентами-архитекторами и Сидом Барретом в 1965-м, — и, скорее всего, она понравится фанатам Pink Floyd больше, чем элегический инструментальный «Endless River», которым прощались в 2014-м сохранившие за собой бренд Дэвид Гилмор и Ник Мейсон.