В Музее Москвы открылась выставка «Мода и революция»
Грандиозные перемены в жизни людей были связаны не только с появлением нового классового строя. Свое влияние оказали Первая мировая война и НЭП, ар-деко и авангардные течения в искусстве. Выставка «Мода и революция» в Музее Москвы посвящена не только 1917 году, как может показаться из ее названия, она включает дореволюционное десятилетие (1907–1917) и первые десять лет советской власти (вплоть до 1927 года). И уже этот 20-летний период позволяет в деталях проследить, как изменился костюм эпохи военного коммунизма или периода НЭПа по сравнению с тем, что носили во времена имперской России. В числе 200 экспонатов — платья, шляпки, вещи из меха, украшения, предметы мебели, фотографии, плакаты и книги из собрания Музея Москвы, а также 100 платьев из личного собрания историка моды Александра Васильева.
Дореволюционная мода представлена большим разнообразием жанров: здесь есть прогулочные костюмы и шляпки, визитные и бальные платья, созданные как российскими художниками-модельерами, так и европейскими — в частности, модными домами Жана Пату и Поля Пуаре. Одно из платьев принадлежало аккомпаниатору оперного театра в Харбине Ольге Васильевой, несколько костюмов входили в гардероб русского миллионера и владелицы завода «Петровская водка» Татьяны Налбандовой-Самсоновой.
Платье из шёлка с вышивкой, Китай. Харбин. 1925
Принадлежало аккомпаниатору оперного театра в Харбине Ольге Васильевой
Оперное манто из панбархата отделанное крашенным мехом лисы.
Дом моды Patou. Франция. Париж.
Кокошник (музейная реконструкция)
Прогулочный костюм тальер из плюша с отделкой бранденбурами из шёлковой тесьмы
Россия. Москва. 1915
Муфта из котика
Костюм из шёлкового муслина с отделкой кружевом и респовой лентой
Англия. Лондон. 1915-16
Муфта из горностая с шёлковыми кистями
Платье из шёлковой органзы с отделкой машинной вышивкой, сутангом, шнуром и тамбуринным швом
Дом моды Brandt
Франция, Париж, 1915
Принадлежало русской миллионерше и владелице завода «Петровская водка» Татьяне Налбандовой-Самсоновой
Кейп из тонкой шерсти апплицирован металлизированной тесьмой в османском стиле
Турция. Константинополь. 1914-15
Прогулочный костюм тальер из хзлопчатобумажной ткани в полоску
Мастерская магазина Au Bon Marche
Франция. Париж. 1914
Платье из Шелкового атласа с отделкой шёлковым тюлем, бархатом, кружевом, оторочено мехом горностая.
Россия. Петроград. 1916
Принадлежало русской миллионерше и владелице завода «Петровская водка» Татьяне Налбандовой-Самсоновой
Палантин из горностая из гардероба доктора Эсфири Чарной-Шабад
Шляпка из тафты украшенная искусственными цветами и тюлем
Россия. Москва. 1912-13
Подвенечное платье из шёлкового атласа с вышивкой бисером-рубкой и искусственным жемчугом
Россия. Петроград. 1916
Принадлежало княгине Шаховской
Платье бальное из шёлкового шифона, отделано бусами из искусственного жемчуга, игольным кружевом , деталями, сплетёнными и вырезанными из бисера
Россия
1913
Принадлежало русской миллионерше и владелице завода «Петровская водка» Татьяне Налбандовой-Самсоновой
Русское хлопчатобумажное платье
Косплектация разнообразных русских народных мотивов
Россия. Москва. 1920е годы.
Из коллекции семьи Алисы Коонен
Первая Мировая война привела к полному отказу от корсетов и украшений, укоротила юбки и ввела моду на цвет хаки. В постреволюционные годы одежда испытала влияние стиля ар-деко: популярными стали короткие свободные платья с заниженной талией. Их по-своему интерпретировала революционерка от моды Надежда Ламанова, дополняя платья и костюмы фольклорными вышивками и яркими аппликациями (ее творчество также представлено в экспозиции). Отдельная часть выставки посвящена эпохе НЭПа, когда возникли многие частные производства, шла оживленная торговля одеждой и аксессуарами, а модельеры ощутили полную свободу творчества и были готовы к любым экспериментам.
Выставка «Мода и революция» в Музее Москвы продлится до 21 мая 2017 года.