Новый академик: почему нужно послушать Игоря Вдовина
Композитора Игоря Вдовина до сих пор представляют как сооснователя и вокалиста группы «Ленинград», хотя он ушел из нее задолго до того, как Сергей Шнуров постиг секрет народной любви и стал штамповать матершинные шлягеры. Игорь Вдовин пел на дебютном альбоме «Пуля» (1999), спродюсированном Леонидом Федоровым из «АукцЫон», но вспоминать эти времена категорически отказывается. Даже говорит, что на «Пуле» другой Вдовин, однофамилец. Это неудивительно. Если представить себе российскую музыку в виде глобуса, то Игорь Вдовин и Сергей Шнуров окажутся на ее противоположных полюсах. Сочиняя по накатанной схеме хиты-слоганы, Сергей Шнуров упивается площадной ролью рок-звезды. Избегая лишнего внимания и постоянно меняя правила своей творческой игры, Игорь Вдовин делает утонченную и стилистически безупречную музыку, которая не рвет на себе рубашку и вообще предпочитает говорить со слушателем вполголоса.
В детстве Игорь Вдовин усиленно занимался спортом и не представлял себя музыкантом. Пройдя через подростковое увлечение русским роком, нью-вейвом и индастриалом на кассетах, ленинградский школьник открыл для себя классическую музыку: в 1989-м ему по наследству от дяди досталась коллекция пластинок, состоящая, в основном, из русской классики XX века. «Первыми перевернувшими мое восприятие композиторами были Шостакович, Прокофьев и Стравинский, — говорит Игорь Вдовин. — Я понял, что хочу заниматься музыкой, и начал с нуля готовиться к поступлению в училище имени Мусоргского».
Студент училища по классу классической гитары усваивал авангард XX века — ставших любимыми Штокхаузена, Лигети и Нанкарроу — параллельно с посещением буйных питерских панк-концертов и техно-вечеринок. Покинув «Ленинград», молодой музыкант недолго побыл в диджеях. Овладев тонкостями студийной работы с сэмплерами и компьютерами, пробовал себя в авторах индастриал-саундтреков и техно-композиций, а также продюсировал пластинки питерских андеграундных групп. Но в противоборстве современного и вечного все-таки победил Шостакович. В начале нулевых Игорь Вдовин записал несколько изобретательных пластинок электронной музыки и начал движение в сторону любимой классики. Все началось с саундтреков к фильмам «Богиня: Как я полюбила» Ренаты Литвиновой, «Garpastum» Алексея Германа и «Русалка» Анны Меликян — постепенно в пьесах, сочиненных композитором для кино, больше места отводилось классическим инструментам. Потом для саундтрека к фильму «Игла Remix» Вдовин перевел песни Виктора Цоя в оркестровый масштаб с использованием словаря Вагнера и Брамса, и сейчас его оркестровые версии всем известных хитов гастролируют с Юрием Каспаряном по России в рамках проекта «Симфоническое “Кино”».
Символической работой для композитора, убежавшего от электронной музыки, стал тихий альбом «24», выпущенный в 2012-м. На нем 24 прелюдии для рояля, написанных в 24-х тональностях — своеобразный фортепианный букварь, местами очень замысловатый для прочтения. Пожалуй, для нашего современника сочинить цикл прелюдий после «Хорошо темперированного клавира» — все равно что художнику взяться за картины на античные сюжеты: скажем, совершенно искренне написать «Суд Париса» или «Адониса и Венеру». Игорь Вдовин справился с задачей мастерски и вдумчиво, без всяких постмодернистских ужимок. На «24» заметны реминисценции, вынесенные композитором из сочинений предшественников, от Баха с Шопеном до Шостаковича с Сильвестровым, но у Игоря Вдовина свой стиль и почерк. На «24» композитор взял курс на классику и красоту вслед за придумавшим «неоакадемизм» петербургским художником Тимуром Новиковым, с которым музыкант был дружен. Кажется, что автор этих изящных пьес, пресытившись возможностями компьютерной техники, испытывает светлую печаль по временам виртуозных музыкантов и великих композиторов.
Впрочем, разностороннему композитору скучно оставаться на одном месте. После «24» Игорь Вдовин успел сочинить небольшую экспериментальную оперу по мотивам романа Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»: как ее охарактеризовал автор, «на тональной основе с ужимками спектралистов — я люблю всякие странные звуки». В последнее время у создателя техно-проекта «Отцы водорода» снова проснулся интерес к электронной музыке — его увлекли системы модульных синтезаторов, которые дают интересный и непредсказуемый звук. Игоря Вдовина не оставляют мысли о крупной форме — симфонии с текстом, с пением и даже с перформансом — и о синтезе симфонического и электронного звука. Но куда бы ни вывернула творческая траектория Игоря Вдовина, можно быть уверенным, что она убережет его музыку от манежей и арен, где «мильон меняют по рублю». Это совсем не его.